Право на объект интеллектуальной собственности
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы маркетинга»
«Право на объект интеллектуальной собственности»
1. Инновации
Как известно, по мере насыщения товарных рынков главными задачами конкурентной борьбы становятся повышение внутренней эффективности деятельности предприятия, получение технологий, позволяющих максимально быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Основатель «Sony» Macapy Ибука более 50 лет назад определил одно из ключевых направлений развития компании, сделавшее его компанию глобальным лидером на рынке бытовой микроэлектроники: «создание новых рынков за счет инновационных продуктов».
Инновации становятся одним из наиболее эффективных средств конкурентной борьбы, так как повышают эффективность деятельности предпринимателя. Билл Гейтс начал с контракта с IBM, которая в 1981 г. согласилась отчислять ему 1 доллар с каждой установленной программы MS-DOS. Сегодня его состояние оценивается на сумму более 47 млрд долларов. Авторские права Гейтса на Windows во всем мире защищает правительство США.
Инновации (нововведения) применительно к предпринимательской деятельности могут представлять собой как конечный, так и промежуточный результат творческой деятельности, реализованный в виде новых или усовершенствованных информационных ресурсов, технологий, систем; объектов интеллектуальной собственности; товаров, работ, услуг, а также моделей ведения бизнеса и организационного устройства предпринимательских структур.
Признаки инноваций:
новизна как совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта;
творческий характер, т.е. в создании задействованы человеческий труд и интеллект;
применимость;
Коммерческая результативность. «Средства, затраченные на разработку, возвращаются в виде такой составляющей продукта, как инновационная ценность, которая закладывается в себестоимость, поэтому конечная цена такого товара всегда выше, но вместе с этим увеличиваются и продажи. Вложения фирмы «Быстрое» в разработку «Пяти злаков» окупились менее чем за год». Компании, специализирующиеся на инновационной деятельности, создают и поставляют на рынок инновации как товар на регулярной основе.
Предприниматель Артем Тарасов в книге «Исповедь миллионера» рассказал о своей встрече с сотрудниками английской фирмы — British Technology Group: «...Она принадлежит всего 18 акционерам, и там работают более 1800 экспертов для анализа проектов. Они занимаются тем, что материально поддерживают изобретателей, инновации и новые технологии. Я у них был неоднократно и спрашивал: «Вас всего 18 человек, вы ничего не производите, за счет чего вы получаете 3,5 миллиарда фунтов прибыли в год?». Они отвечают: «Мы в свое время помогли отдельным людям, а теперь получаем отчисления от внедренных изобретений. Ну, например, мы дали первые деньги Флемингу — без нас не было бы у человечества пенициллина, а значит, и вообще антибиотиков».
2. Классификация инноваций
По правовому режиму инновации квалифицируются:
объекты авторского права (научные произведения, программы для ЭВМ);
объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
средства индивидуализации коммерческих организаций и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров);
селекционные достижения;
результаты завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, подрядных, маркетинговых работ и экспериментальных разработок (способы, методы, виды деятельности, если в них воплощены новые технологии, включающие научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт).
По конечному результату:
продуктовые инновации, которые реализованы в виде технологически нового или усовершенствованного продукта.
Технологически новый продукт — это продукт, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предлагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов.
Технологически усовершенствованным является уже существующий продукт, в котором улучшены его качественные характеристики, повышена экономическая эффективность использования.
Например, инновациями занимаются исследовательские центры (ИЦ) в крупных компаниях. Называются они по-разному: старой аббревиатурой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), как у «Дарьи», или «Службой развития технологии, стандартизации и новых разработок», как у «Быстрова». Перечень задач, стоящих перед ними, — от отслеживания инноваций конкурентов до разработки технологии производства совершенно новых продуктов.
О том, что российские компании восприимчивы к новым технологиям, можно судить по содержимому полок районного супермаркета. Здесь вы найдете товары, которые раньше привозили только из-за границы: готовые обеды глубокой заморозки («Дарья», «Талосто», «Качественный продукт»), каши мгновенного приготовления («Быстрое», «Бишоп») и в пакетиках для варки («Увельская крупяная компания»), кисломолочные продукты с витаминами и фруктами («Био», Neo, «Актилайф»), мороженое с воздушным рисом и кисломолочными бактериями («Бодрая корова»).
2) процессные инновации, которые реализованы в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода. Процессными инновациями может быть использование нового или усовершенствованного производственного оборудования, новых или усовершенствованных методов организации производственного процесса. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства, а также на производство нового или усовершенствованного продукта, который не может быть создан при использовании традиционных методов.
В сфере услуг инновации — это новые и качественно усовершенствованные услуги или способы их оказания в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будут считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, оказание банковских услуг по телефону, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др.
Инновации в промышленности и сфере услуг могут основываться на применении принципиально новых технологий или новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации и навыков.
Успешная инновационная деятельность приводит к тому, что разработчики предлагают на рынок инновации, обладающие свойствами товара. Безусловно, для этого не может быть одного универсального договора, поэтому применяются договоры согласно видам обязательств.
Пример использования инноваций для решения проблем привлечения российских поставщиков сырья на выгодных условиях.
Специалисты компании «Быстров» посещают зерновые хозяйства в средней полосе России и Краснодарском крае и предлагают договор — современные технологии переработки зерна в обмен на последующие поставки по ценам более низким, чем у зарубежных производителей.
По сфере применения:
научные, технические, технологические, экологические, экономические и т.д.
По степени новизны:
абсолютные (нет аналогов) и относительные.
3. Инновационная деятельность
Инновационная деятельность — это предпринимательская деятельность, направленная на разработку и использование в общественно полезных целях результатов научных исследований и иных научно-технических достижений.
Характерные признаки инновационной деятельности:
1) вид предпринимательской деятельности (наличие предпринимателя как субъекта инновационной деятельности, скажем в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций; самостоятельность; направленность на систематическое получение прибыли; риск);
инновационная деятельность предусматривает инвестирование научных исследований и разработок;
направленность на обеспечение бизнеса заказчиков интеллектуальными ценностями;
цель инновационной деятельности — это непосредственное создание инноваций как нового или усовершенствованного товара или технологий, что позволяет инновационной компании осваивать новые сегменты рынка. Маржа у инновационных продуктов, как правило, выше, чем у традиционных;
направления инновационной деятельности:
проведение научных исследований и разработок, направленных на создание объектов интеллектуальной собственности, научно-технической продукции;
разработка, освоение, выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
техническое перевооружение, реконструкция, расширение, строительство новых предприятий, которые осуществляются впервые как промышленное освоение производства новой продукции или внедрение новой технологии. Они проводятся в таких специфических формах, как научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, маркетинговые и социологические исследования, выполнение заказов на создание произведений науки, создание «ноу-хау» в сфере производства и сбыта, подготовка кадров, деятельность по управлению имуществом собственника и иная деятельность, направленная на достижение новых результатов в экономической области;
6) результаты инновационной деятельности:
на этапе фундаментальных исследований — научные знания и теории;
на этапе прикладных исследований — результаты НИР;
на этапе проектных, технологических и конструкторских работ — научно-технические проекты в области создания инжиниринговых систем с кадровым сопровождением, опытные образцы;
наличие коммерческого эффекта от реализации инноваций.
Предприниматель должен выработать для себя своеобразную инновационную философию, которая заключается в понимании инновационной деятельности как необходимого атрибута любой экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Пример успешного и своевременного внедрения инноваций.
Когда-то в США (конец XIX в.) фармацевту Джону Ститу Пембертону, выпускающему спиртной напиток, пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, который предлагался как «Французская винная кока — идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Такое вещество он нашел в орехах колы — стимулятора, завезенного рабами из Африки. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Получившаяся жидкость была действительно мощным тонизирующим средством, негазированная и с низкими вкусовыми качествами. Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета и разлитый в бутылках из-под пива. Пембертон поставлял новый напиток в аптеки города Атланта, а владельцы аптек продавали его либо бутылками по 25 центов за штуку, либо в розлив, причем в последнем случае они разбавляли напиток водой, чтобы его легче было проглотить. «Безалкогольный тонизирующий напиток» стал пользоваться некоторым спросом как освежающий, бодрящий лимонад и как средство от похмелья.
Однажды в аптеку Якобса, где продавали «Кока-Колу», зашел покупатель, который страдал тяжелым похмельем. Он купил бутылку сиропа «Кока-Кола» и попросил Уилли Венэйбла, разливавшего содовую, открыть бутылку и развести сироп водой. Венэйбл не хотел идти в другой конец помещения к водопроводному крану и спросил посетителя, не будет ли тот против, если он разведет напиток содовой вместо обычной воды. Посетитель залпом выпил шипучую «Кока-Колу», разведенную содовой, и вдруг воскликнул: «Эй, вот это — да! Здорово!» Это куда лучше, чем с водопроводной водой! Эти слова мгновенно разнеслись по Атланте, и все стали пить «Коку-Колу» только с содовой.
Пембертон был озадачен. Он и предположить не мог, что снадобье восстанавливает силы. Тем не менее он сразу сообразил, где выгода, и тут же изменил текст рекомендаций на этикетке. Теперь там значилось: «Кока-Кола» - это восхитительный, тонизирующий, освежающий напиток, придающий новые силы».
Впоследствии компании «Кока-Кола» пришлось много раз пересматривать рецептуру и рекламные лозунги в зависимости от потребностей рынка и правовых запретов на алкоголь и кокаин.
Существовавшая во времена СССР государственная система научно-исследовательских институтов была ориентирована не на тенденции мирового рынка, а на запросы бюрократии и государственных предприятий
В условиях построения рыночной экономики эта система рухнула. Источники финансирования и соответственно количество специалистов были резко сокращены. НИИ выживали за счет сдачи помещений в аренду, мелких частных заказов, непрофильных торговых операций и зарубежных грантов, которые фактически выплачивались лишь ради того, чтобы быть в курсе, над чем работают оставшиеся в России ученые.
Самостоятельно войти на зарубежные рынки отечественные разработчики инноваций не смогли из-за своей неподготовленности по многим ключевым позициям. Для вхождения на западные рынки мало блестящей идеи и финансовых ресурсов. Нужны еще желание и умение вести борьбу с конкурентами. Основой успеха современного ученого, так же как, например, продавца автомобилей, является маркетинг.
На российском рынке инноваций сегодня ведут прикладные исследования и научные разработки:
научно-исследовательские подразделения частных корпораций;
коммерческие организации, которые смогли получить заказы зарубежных партнеров, приспособиться к конкурентной среде и встроиться в зарубежные рынки. Они научились находить заказчиков, заниматься маркетингом, создавать дистрибьюторе кие сети в разных странах, т.е. продавать свои разработки в жесткой конкурентной борьбе с американскими, японскими, немецкими, китайскими и другими фирмами. По своему размеру они относятся к категории малых предприятий. Организационный рост для них малоактуален. Их перспективы связаны с дальнейшей продажей прав интеллектуальной собственности и, наконец, продажей самих компаний.
Инновационные компании по видам деятельности можно разделить на:
венчурные фирмы — создаются для реализации рискованных проектов в новых областях деятельности, поскольку создавшие их более крупные компании не могут рисковать своим капиталом и репутацией;
научные организации — ведущие научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников;
внедренческие фирмы — реализуют проекты на пороге промышленного освоения, осуществляют доработку, промышленное испытание и освоение, что в итоге обеспечивает им быструю окупаемость. Внедренческие фирмы можно определить как:
• эксплеренты — фирмы, внедряющие пилотные проекты, продвигают новшества на рынок, они имеют низкую прибыльность;
патиенты функционируют в узких сегментах рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы;
виоленты обладают крупным капиталом и обеспечивают крупносерийный выпуск продукции;
коммутанты действуют на этапе снижения объема выпуска продукции и осуществляют изменения с учетом требований рынка.
Как известно, развитие инновационной деятельности в конце 1990-х гг. привело к тому, что сотни американских, немецких, финских инженеров стали миллионерами, продав транснациональным гигантам свои небольшие компании. Технологическое соперничество подталкивало IBM, Nokia, Sony, Motorola и другие компании выкладывать миллиарды долларов за перспективные разработки. Например, Intel приобрела частную компанию DSBC, занимавшуюся системами беспроводной связи, за 1,6 млрд долларов. Кроме продажи своего «детища» акулам капитализма, у разработчиков был и другой способ разбогатеть: вывести фирмы на биржу. В 2000 г. стоимость программистских компаний Amdocs, Check Point, Comvers превышала 60 млрд долларов. Их объединяло то, что они были созданы израильскими инженерами, демобилизовавшимися из армии. Развитие «силиконовых долин» в Индии и Китае принесло миллионные состояния местным компьютерщикам. В 2004 г. Сергей Брин, удачно разместив на NASDAQ акции поисковой системы Google, вошел в клуб миллиардеров*.
О масштабах расходов на инновации красноречиво говорят следующие данные: Ford Motor Co., Daimler Chrysler, General Motors Co,
Siemens AG, IBM, Toyota, Microsoft, Sony, Johnson & Johnson инвестируют в инновации в среднем 5-7млрд долларов в год.
4. Инновационный процесс
Инновационный процесс — последовательная цепь действий, в целях реализации потребности инновации, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.
Различают этапы инновационного процесса:
фундаментальные исследования, сбор, генерирование, отбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Служба маркетинга оценивает перспективность идеи — исследует готовность потребителей покупать тот или иной продукт, формулирует требования, которым он должен соответствовать. Причем ситуация должна быть смоделирована на несколько лет вперед;
прикладные исследования (теоретические и экспериментальные) направлены на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Разрабатываются лабораторные технологии, методы испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов изделий. Конечным результатом являются — техническое задание, рекомендация, образец;
опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования.
Основные стадии:
разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы применения, конструктивные особенности, габариты, вес и т.п.);
формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, расчет основных эксплуатационных показателей;
подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов;
создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
изготовление, испытание и доводка опытного образца;
4) освоение производства нового изделия. Важный этап — исследование почти готового продукта в фокус-группах, с помощью холл-
тестов, дегустаций. Контакт заказчиков и исполнителей позволяет из
бежать ошибочных оценок новинки, неправильного позиционирования.
Следующий этап — оценка рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, патентная защита, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети, выпуск и сбыт, содействие в монтаже, ввод в эксплуатацию, распространение инноваций, решение проблемы финансовых источников. Часто именно на этом этапе инновационные процессы затухают, хотя представление о разнообразии источников финансирования инновационной деятельности и умение их использовать позволяют решать, казалось бы, неразрешимые задачи инновационных стратегий.
Источниками финансирования могут быть:
собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;
заемные средства (например, выпуск корпоративных облигаций);
привлеченные средства (например, полученные от участия в простом товариществе с другими фирмами);
средства соответствующего бюджета и (или) внебюджетных фондов;
средства от финансирования международных организаций.
В российских фирмах, как правило, идея нового продукта генерируется не в соответствующих подразделениях (речь идет о службе развития либо об отделе маркетинга), а среди участников или топ-менеджеров фирмы. Часто новые идеи приходят от поставщиков оборудования или производителей ингредиентов, что говорит о необходимости более тщательной и плотной работы с партнерами.
Затем исследовательские центры (ИЦ) самостоятельно или в структуре коммерческих организаций разрабатывают сам продукт, изучают его влияние на организм человека. На этом этапе у разработки могут появиться дополнительные свойства. Так, при создании каши «Пять злаков» служба маркетинга «Быстрое» выдвигала требования, в основном касающиеся органолептических характеристик. Полезность продукта подразумевачась априори. В процессе разработки оказалось, что при определенных пропорциях злаков в смеси каша может обладать дополнительными лечебно-функциональными свойствами. От идеи «Пять злаков» до появления конечного продукта прошел год. Сейчас это один из наиболее продаваемых продуктов в ассортименте «Быстрое».
Задачи исследовательского отдела не ограничиваются разработкой продуктов. ИЦ должен также отслеживать, к примеру, появление новинок на рынке оборудования.
Многие российские компании совмещают в своей деятельности модель «интегратора» и «дирижера». Наличие собственного ИЦ не избавляет компанию от необходимости финансировать совместные исследования со специализированными институтами (чаще других к исследованиям привлекается Институт питания РАМН, с которым сотрудничают те же Вимм-Биль-Данн, «Дарья», «Быстрое»).
В зависимости от того, какую роль («интегратор», «имитатор» и т.д.) играет фирма, ей необходимо позаботиться об усилении определенных участков бизнес-цепочки. «Интегратором» хорошо быть на малодинамичных рынках, так как процессы разработки и внедрения инновационного продукта занимают много времени. Кроме того, таким компаниям надо заботиться о том, чтобы инновации были действительно существенными, революционными.
«Дирижерам» придется позаботиться о поддержании налаженного партнерства и быстрой реализации технологии — как правило, компания-разработчик оставляет за собой право через несколько лет начать продажу технологии другим фирмам. У лицензиата должна быть в первую очередь хорошая юридическая база (в России «лицензиатом» быть опаснее всего, поскольку механизмы защиты интеллектуальной собственности не разработаны должным образом). Наконец, «имитатору» важно обладать мощным производственным потенциалом и развитой дистрибьюторской сетью, чтобы оперативно запустить копируемый продукт и постараться догнать и обогнать лидера.
5. Правовая база инновационной деятельности
Инновационная деятельность в нашей стране еще не подкреплена должным правовым регулированием. Нет единого законодательного акта, содержащего понятийный аппарат и порядок осуществления инновационной деятельности.
Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области науки, интеллектуальной собственности и информации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, электронных документов, объектов авторского права, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.
Вместе с тем специальное законодательство в данной сфере предстоит еще развивать, так как правовой режим некоторых объектов недостаточно сконструирован и регулируется нормами общего законодательства (например, фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (например, инновации, методы, рационализаторские предложения, «ноу-хау» и т.д.).
Следует отметить, что в данной области действуют множество подзаконных нормативных актов, в основном, актов Российского агентства по патентам и товарным знакам (ранее Комитета РФ по патентам и товарным знакам). Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).
Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Можно выделить три системы правовой охраны:
регистрационная система — действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результата творчества, он может быть повторен, поэтому для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
созидательная система — заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта создания, придания объективной формы, а правовая охрана — с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;
система конфиденциальности — основанием охраны является факт организации коммерческой тайны и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично производственная, техническая, организационная или коммерческая информация, процесс разработки которой и дальнейшее использование составляют секрет фирмы, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.
Также подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организации. Например, постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998 г. № 80 утверждены форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению.
В настоящее время разрабатываются и внедряются программы страхования финансовых рисков при реализации инновационных проектов и создания государственной информационной системы, обслуживающей инновационную деятельность.
В современной России необходимо создать правовую базу и экономические условия, при которых научным организациям, исследовательским центрам, ученым было бы выгодно доводить свои разработки до опытных образцов. Для этого при лабораториях и крупных организациях необходимо создавать малые предприятия и получать венчурное финансирование. Примерно такая схема позволила вырастить вокруг Стенфордского университета «Силиконовую долину».
Литература
Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2006.
Крючкова О.Н., Попов Е.В. Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.
Липсиц И.В. Коммерческая и предпринимательская деятельность. – М.: БЕК, 2007.
Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2007.
Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Уч. Пособие. Изд. 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.
Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2008.