Потребность в подъемно-транспортном оборудовании общетоварного склада. Социально-экономическая эффективность работы магазина
СОДЕРЖАНИЕ
Задача 13 (1)
Задача 15 (2)
Задача 13 (1)
Определить потребность в подъемно-транспортном оборудовании общетоварного склада.
Условия задачи
1. Средние товарные запасы склада, тыс. руб.:
Товары |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
Шерстяные ткани Хлопчатобумажные ткани Льняные ткани Кожаная обувь Резиновая обувь Текстильная обувь |
2 240 900 840 640 360 240 |
2. Оборачиваемость товарных запасов склада – 9 раз в год.
3. Товары на склад поступают железнодорожным транспортом. Коэффициент неравномерности поступления составляет 1,5. Простой вагонов под разгрузкой допускается не более 2 часов.
4. На складе принята следующая схема движения товаров при приемке. В вагонах грузчики укладывают товары на поддоны. Масса товаров на поддоне зависит от грузоподъемности механизма с учетом коэффициента его грузоподъемности по каждой группе товаров. Поддоны с товаром с помощью электротележки типа ЭТ-1 с подъемными вилами доставляют в камеры хранения, где с помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 их укладывают на стеллажи.
5. Схема движения товаров при отпуске со склада такова. С помощью электроштабелера ЭШ-181-4,5 поддоны с товаром снимают со стеллажей, на электротележке ЭТ-1 транспортируют на автомобильную платформу и устанавливают в кузов автомашины.
6. Средние расстояния перемещения товаров и передвижения транспортных средств, м:
Показатели |
|
Среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой (при приемке и отпуске принято одинаковым) Среднее расстояние перемещения штабелера вдоль фронта стеллажей при укладке товаров Средняя высота укладки товаров на стеллажи |
45 7 2,5 |
7. Технико-эксплуатационные характеристики оборудования:
Показатели |
Значение и размерность показателей |
|
ЭТ-1 |
ЭШ-181-4,5 |
|
Грузоподъемность Скорость (время) подъема и опускания вил Средняя скорость передвижения |
1 т 5 с 8 км/ч |
1 т 8 м/мин 6 км/ч |
8. Склад работает с одним выходным днем в неделю (число рабочих дней в году – 360). Приемка товаров производится ежедневно (360 дней в году), а отпуск – только в рабочие дни в течение всей рабочей смены (продолжительность смены – 7 ч).
Решение:
1. Определим средний однодневный грузооборот склада по поступлению товаров:
,
где
- средний запас i-го товара на складе;
С – оборачиваемость товарных запасов склада в год;
- средняя цена 1 т i-го товара (приложение 1 к задаче 11);
t>пг> – количество рабочих дней склада по приемке товаров в году.
т
т
т
т
т
т
2. Рассчитаем максимальное количество поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при поступлении товаров на склад за день:
,
где
р – количество групп хранимых на складе товаров;
к – коэффициент неравномерности поступления товаров;
G – грузоподъемность механизма;
k>i> – коэффициент использования грузоподъемности оборудования (приложение 2 к задаче 11) при транспортировке i-го товара.
3. Требуемое количество электротележек для приемки товаров найдем по формуле:
,
где
t>п> – время подъема (опускания вил механизма;
S – среднее расстояние перемещения поддонов электротележкой;
V – средняя скорость передвижения механизма;
t – допустимое время простоя вагонов под разгрузкой.
шт.
4. Требуемое количество электроштабелеров для приемки товаров определи по формуле:
,
где
h – средняя высота укладки товаров на стеллажи;
V>п> – скорость подъема (опускания) вил оборудования.
шт.
5. Рассчитаем средний однодневный грузооборот склада по отпуску товаров:
,
где
t>ог> - количество рабочих дней склада по отпуску товаров в году.
т
т
т
т
т
т
6. Расчет количества поддонов, подлежащих внутрискладской переработке при отпуске товаров со склада за день, произведем по формуле:
.
7. Найдем требуемое количество электротележек для отпуска товаров:
,
где
t>с> – продолжительность одной смены по отпуску товаров.
шт.
8. Определим общую потребность склада в электротележках:
шт.
9. Рассчитаем требуемое количество электроштабелеров вычисляем по формуле:
шт.
10. Общую потребность склада в электроштабелерах вычисляем по формуле:
шт.
Таким образом, потребность склада в подъемно транспортном оборудовании общетоварного склада составляет: 1 электротележка и 1 электроштабелер.
Задача 15 (2)
Определить социально-экономическую эффективность работы продовольственного магазина самообслуживания.
I. Технологические показатели
1. Площадь магазинов, м2:
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||||
общая площадь магазина (S>обт>) |
в том числе |
общая площадь магазина (S>обс>) |
в том числе |
||
торговая (S>тт>) |
неторговая (S>нт>) |
торговая (S>тс>) |
неторговая (S>нс>) |
||
450 |
200 |
250 |
450 |
230 |
220 |
Согласно данным таблицы, при одинаковой общей площади магазина торговая площадь магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа, что свидетельствует о возможности выставления большего количества товара.
2. Коэффициенты установочной и выставочной площадей в магазинах:
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
коэффициент установочной площади (к>ут>) |
коэффициент выставочной площади (к>вт>) |
коэффициент установочной площади (к>ус>) |
коэффициент выставочной площади (к>вс>) |
0,16 |
0,37 |
0,21 |
0,52 |
Размер установочной и выставочной площади для каждого вида магазина рассчитываются как произведение торговой площади соответствующего типа магазина на коэффициенты установочной и выставочной площади соответственно.
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
установочная площадь |
выставочная площадь |
установочная площадь |
выставочная площадь |
32 |
74 |
48 |
120 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что при большей установочной площади в магазине самообслуживания, выставочная площадь соответственно увеличивается, что позволяет предоставить для ознакомления покупателю большее количество товаров.
3. Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площади магазина:
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
количество товарных единиц (к>тет>) |
количество товарных единиц (к>тес>) |
44 |
96 |
Количество товарных единиц на всей выставочной площади определяется как произведение выставочной площади магазина соответствующего типа на количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площади.
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
количество товарных единиц |
количество товарных единиц |
3 256 |
11 520 |
Таким образом, выставочная площадь магазина самообслуживания позволяет разместить на 8 264 товарных единиц больше, чем площадь магазина традиционного типа.
II. Социальные показатели
1. Общие затраты времени покупателей на совершение одной покупки:
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин. |
|
в магазинах традиционного типа (t>т>) |
в магазинах самообслуживания (t>с>) |
14 |
9 |
В магазине традиционного типа выбор покупателем товара зависит от наличия очереди и занятости продавца, в то время как в магазине самообслуживания покупатель имеет свободный доступ к товару и соответственно его выбор и покупка происходит в среднем на 5 мин. быстрее.
2. Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин):
Коэффициент завершенности покупок |
|
в магазинах традиционного типа (t>зпт>) |
в магазинах самообслуживания (t>зпс>) |
0,6 |
0,7 |
Согласно данным, представленным в таблице, в магазине самообслуживания вероятность завершенности покупки на 10% больше, чем в магазине традиционного типа.
III. Экономические показатели
1. Годовой товарооборот магазина, тыс. руб.:
Вариант |
Товарооборот в магазинах |
|
традиционного типа (Т>т>) |
самообслуживания (Т>с>) |
|
I II III |
1 920 1 880 2 600 |
2 400 2 250 3 000 |
Согласно данным, приведенным в таблице по трем вариантам, товарооборот магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа.
2. Годовой товарооборот на 1 м2 общей площади магазина и на 1 м2 площади торгового зала:
Вариант |
Товарооборот в магазинах |
|||
традиционного типа |
самообслуживания |
|||
в том числе |
в том числе |
|||
товарооборот на 1 м2 общей площади (Т>топ>) |
товарооборот на 1 м2 торгового зала (Т>ттз>) |
товарооборот на 1 м2 общей площади (Т>соп>) |
товарооборот на 1 м2 торгового зала (Т>стз>) |
|
I II III |
4,27 4,18 5,78 |
9,6 9,4 13,0 |
5,33 5,00 6,67 |
10,43 9,78 13,04 |
В связи с тем, что товарооборот магазина самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа, то и товарооборот на 1 м2 соответственно будет больше, что свидетельствует о большей эффективности работы магазина самообслуживания.
3. Годовой товарооборот на одного работника магазина в целом и на одного работника торгового зала:
Вариант |
Товарооборот в магазинах |
|||
традиционного типа |
самообслуживания |
|||
в том числе |
в том числе |
|||
товарооборот на одного работника магазина в целом (Т>трм>) |
товарооборот на одного работника торгового зала (Т>трз>) |
товарооборот на одного работника магазина в целом (Т>срм>) |
товарооборот на одного работника торгового зала (Т>срз>) |
|
I II III |
42,67 43,72 36,62 |
61,94 60,65 50,98 |
60,00 64,29 53,57 |
200,00 187,50 150,00 |
Для расчета показателей использованы данные, приведенные в п. 5 экономических показателей.
Рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что товарооборот на одного работника магазина в целом и на одного работника торгового зала в магазине самообслуживания больше, чем в магазине традиционного типа.
4. Валовой доход в % к товарообороту:
Вариант |
Уровень валового дохода магазина традиционного типа (В>дт>) |
Уровень валового дохода магазина самообслуживания (В>дс>) |
I II III |
7,22 7,44 7,51 |
7,31 7,68 7,69 |
Определим сумму валового дохода (тыс. руб.) как произведение товарооборота на уровень валового дохода.
Вариант |
Валовый доход магазина традиционного типа (В>дт>) |
Валовый доход магазина самообслуживания (В>дс>) |
I II III |
138,62 139,87 195,26 |
175,44 172,80 230,7 |
Согласно рассчитанным данным валовый доход магазина самообслуживания превышает валовый доход магазина традиционного типа.
5. Штаты магазинов (чел.) и месячные ставки заработной платы (руб.).
Первый вариант:
Наименование должностей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
|
Директор Товаровед Заведующие секциями Старшие продавцы Продавцы Младшие продавцы Кассиры Старшие контроллеры-кассиры Контроллеры-кассиры Фасовщики Рабочие Уборщицы Приемщики посуды |
1 1 2 12 12 2 5 - - - 4 4 2 |
160 130 130 110 100 85 80 - - - 70 70 100 |
1 1 2 2 2 2 - 8 6 4 6 4 2 |
160 130 130 110 100 85 - 110 100 90 70 70 100 |
ИТОГО |
45 |
4 400 |
40 |
3 880 |
Второй вариант:
Наименование должностей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
|
Директор Товаровед Заведующие секциями Старшие продавцы Продавцы Младшие продавцы Кассиры Старшие контроллеры-кассиры Контроллеры-кассиры Фасовщики Рабочие Уборщицы |
1 1 2 12 10 4 5 - - - 4 - |
155 130 120 110 100 85 80 - - - 70 70 |
1 1 2 2 2 2 - 6 6 5 4 1 |
160 130 120 110 100 85 - 110 100 90 70 70 |
ИТОГО |
43 |
4 145 |
35 |
3 990 |
Третий вариант:
Наименование должностей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
Штат |
Месячная ставка заработной платы |
|
Директор Товаровед Заведующие секциями Заместители заведующих секциями Старшие продавцы Продавцы Младшие продавцы Кассиры Старшие контроллеры-кассиры Контроллеры-кассиры Фасовщики Рабочие Уборщицы Приемщики посуды |
1 1 3 3 16 13 12 10 - - - 6 4 2 |
165 130 135 120 110 100 85 80 - - - 70 70 100 |
1 1 3 3 4 4 4 - 10 8 4 6 4 2 |
170 130 135 120 110 100 85 - 110 100 90 70 70 100 |
ИТОГО |
71 |
6 825 |
56 |
5 565 |
6. Дополнительная заработная плата составляет 25% основной. Выплата за счет средств по социальному страхованию – 2%. Данное условие применимо для всех трех вариантов задачи.
7. Издержки обращения в тыс. руб. в расчете на год и в % к товарообороту:
Первый вариант:
Наименование статей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
сумма (И>т>) |
в % к товарообороту (И>ту>) |
сумма (И>с>) |
в % к товарообороту (И>су>) |
|
Расходы по перевозкам Заработная плата Расходы по аренде помещений Расходы по содержанию помещений, инвентаря Расходы по текущему ремонту Расходы спецодежды и малоценного инвентаря Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок Расходы по рекламе Процент за кредит Недостача товаров в пределах норм Расходы и потери по таре Прочие расходы |
13,9 67,1 7,9 0,9 2,4 0,7 6,4 0,4 1,5 2,8 1,3 14,1 |
0,72 3,49 0,41 0,05 0,13 0,04 0,33 0,02 0,08 0,15 0,07 0,73 |
15,1 59,1 8,1 1,2 2,2 0,9 8,6 0,7 1,4 3,1 2,1 12,9 |
0,63 2,46 0,34 0,05 0,09 0,04 0,36 0,03 0,06 0,13 0,09 0,54 |
ИТОГО |
119,4 |
6,22 |
115,4 |
4,81 |
Второй вариант:
Наименование статей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
сумма (И>т>) |
в % к товарообороту (И>ту>) |
сумма (И>с>) |
в % к товарообороту (И>су>) |
|
Расходы по перевозкам Заработная плата Расходы по аренде помещений Расходы по содержанию помещений, инвентаря Расходы по текущему ремонту Расходы спецодежды и малоценного инвентаря Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок Расходы по рекламе Процент за кредит Недостача товаров в пределах норм Расходы и потери по таре Прочие расходы |
13,7 63,2 8,1 1,3 1,6 0,7 8,4 1,7 1,2 2,6 1,4 14 |
0,73 3,36 0,43 0,07 0,09 0,04 0,45 0,09 0,06 0,14 0,07 0,74 |
15,1 60,8 8,2 1,5 2,1 0,8 8,7 2,0 1,1 2,4 2,2 13,7 |
0,67 2,70 0,36 0,07 0,09 0,04 0,39 0,09 0,05 0,11 0,10 0,61 |
ИТОГО |
117,9 |
6,27 |
118,6 |
5,27 |
Третий вариант:
Наименование статей |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
сумма (И>т>) |
в % к товарообороту (И>ту>) |
сумма (И>с>) |
в % к товарообороту (И>су>) |
|
Расходы по перевозкам Заработная плата Расходы по аренде помещений Расходы по содержанию помещений, инвентаря Расходы по текущему ремонту Расходы спецодежды и малоценного инвентаря Расходы по подработке, хранению, упаковке, содержанию холодильных установок Расходы по рекламе Процент за кредит Недостача товаров в пределах норм Расходы и потери по таре Прочие расходы |
17,6 104 15,4 2,7 2,9 1,2 10,1 1,9 1,9 5,4 2,1 16,2 |
0,68 4,00 0,59 0,10 0,11 0,05 0,39 0,07 0,07 0,21 0,08 0,62 |
19,9 84,8 16,1 3,1 2,8 1,8 11,4 2,7 1,9 6,9 2,4 17,7 |
0,66 2,83 0,54 0,10 0,09 0,06 0,38 0,09 0,06 0,23 0,08 0,59 |
ИТОГО |
181,4 |
6,98 |
171,5 |
5,72 |
В магазине самообслуживания доля затрат в процентах к товарообороту значительно ниже, чем в магазине традиционного типа.
8. Прибыль и рентабельность магазина.
Вариант |
Магазин традиционного типа |
Магазин самообслуживания |
||
прибыль (П>т>), тыс. руб. |
рентабельность (Р>т>), % |
прибыль (П>т>), тыс. руб. |
рентабельность (Р>т>), % |
|
I II III |
19,22 21,97 13,86 |
16,1 18,6 7,6 |
60,04 54,2 59,2 |
52,0 45,7 34,5 |
Таким образом, как прибыль, так и рентабельность магазина самообслуживания значительно выше, чем магазина традиционного типа, что свидетельствует о более высокой эффективности деятельности данного типа магазина.