Такэси Китано

Такэси Китано

Такэси Китано (в русской прессе, как правило, именуется Такеши Китано, Kitano Takeshi) (р. 18 января 1947) — японский комик, актер, автор, поэт, художник и кинорежиссер, получивший признание как и в его родной Японии, так и за границей за его уникальные кинематографические работы. Он использует псевдоним Beat Takeshi (Bīto Takeshi) во всех своих работах, кроме режиссерских. С апреля 2005 он является профессором на магистратуре изобразительных исскуств (Токийский национальный университет изобразительных исскуств и музыки).

Его фильмы это обычно драмы о бандитах или полиции, охарактеризованные как чрезвычайно серьезные. Он часто применяет долгие кадры, в которых почти ничего не происходит, или которые переходят сразу к последствиям произошедших событий. Множество из его фильмов выражают суровую или нигилистическую философию, но также наполнены множеством юмора и отличительной привязанностью к персонажам. Парадоксально, но фильмы Китано оставляют противоречивые чувства: в то время как его фильмы выглядят «чёрными» комедиями или бандитскими фильмами, они поднимают вопросы морали и дают пищу для размышлений. В то время как слава Китано во всем мире продолжает круто расти, японская публика знает его более как телеведущего и комика. Показ фильма «Затоичи» в 2003 остается его самым большим коммерческим успехом на родине. Китано весьма осторожен относительно интервью с ним, и он скрывает свою загадочную личность за маской обычного веселого парня. Его отношение к религии неизвестно, однако он брал интервью у Сёко Асахара — основателя сомнительного японского религиозного культа «Аум Синрикё».

Молодость

Родился в Адачи, Токио в 1947 году. После того, как его выгнали из Университета Мейджи, где он обучался на инжинера в течение 4 лет, он нашел себе работу лифтера в ночном клубе и много узнал о бизнесе от комика Сензабуро Фуками. Когда один из основных исполнителей клуба заболел, Китано занял его место и начал свою карьеру.

В 1970-х он основал комический дуэт с его другом, Киёси Канеко. Они вышли на сцену с именами Beat Takeshi и Beat Kiyoshi (Бит Такэси и Бит Киёси), иногда называя себя Two Beat. В 1976 они выступили на телевидении впервые и получили большой успех. Большим успехом они были обязаны материалом Китано, гораздо более непристойным, чем обычный манзай. Его темами были люди, социально уязвленные: старики, дефективные, бедные, дети, женщины, некрасивые и глупые. Дуэт распался, когда Китано решил уйти, но все же их дуэт был одним из самых удачных такого типа в поздних семидесятых и восьмидесятых годах.

Карьера режиссера

После нескольких ролей, в основном комических, в 1989 году он был принят на главную роль в фильм «Жестокий полицейский» в роли детектива-психа, отвечающего жесткостью на любые ситуации. Когда режиссер заболел, Китано предложил снимать самому, и сильно переписал сценарий. Фильм был большим финансовым и критическим успехом в Японии и началом карьеры Китано как кинорежиссера.

Второй фильм Китано как режиссера и первый как сценариста, выпущенный в 1990 году, был «Точка кипения». Масахико Оно в главной роли играет молодого мужчину, чьему бейсбольному тренеру угрожают местные якудза. Он с другом едут в Окинаву для покупки оружия, чтобы отомстить, но по пути они знакомятся с бандитом-психом, которого играет Китано и у которого своя месть. При полном контроле сценария и режиссуры, Китано использует фильм, чтобы укрепить свой стиль: шокирующая жестокость, причудливый черный юмор и прекрасно снятые стоп-кадры.

Третий фильм Китано, «Сцены у моря», был выпущен в 1991 году. В нем не было гангстеров, но был мусорщик, который учился сёрфингу. Более утонченная, романтическая сторона Китано выступила в этом фильме, вместе с его традиционным невозмутимым подходом.

Зарубежная публика (которая вскоре превысила японскую) стала замечать Китано после выхода фильма «Сонатина» в 1993 году. Китано играет Токийского якудзу, который послан его боссом в Окинаву, чтобы прекратить там бандитские войны. Он устал от бандитской жизни и когда узнает, что все задание — просто ловушка, он принимает это все с открытыми руками.

Выход фильма «Снял кого-нибудь?» в 1995 году возвращает Китано к своим комедийным корням. Фильм показывает серию комических сцен, некоторым образом связанных с персонажем, мечтающим заняться сексом в машине. Фильм имел малый успех в Японии. Большая часть фильма пародирует популярные японские фильмы (например, «Годзилла») и даже собственные фильмы Китано.

В 1995 году Китано попал в аварию на мотоцикле. Ранения вызвали паралич одной стороны его тела, и требовалась большая операция, чтобы восстановить работоспособность мышц лица. Зарубежная пресса полагала, что он уже не вернется к съемкам фильмов, но Китано отверг все предположения, сняв «Ребята возвращаются» в 1996 году, сразу после выздоровления. В то время это был его самый удачный фильм в Японии.

После аварии Китано занялся рисованием. Его яркий, упрощенный стиль напоминает стиль белорусского художника Марка Шагала. Его произведения были опубликованы в книгах, представлены на выставках и на обложках саундтреков к его фильмам. Его рисунки наиболее заметны в его наиболее критически принятом фильме 1997 года «Фейерверк». Фильм утвердил статус Китано как одного из передовых современных японских режиссеров.

Китано продолжил регулярно снимать после аварии. Выпущенный в 1999 году фильм «Кикузиро», показывает Китано в главной роли как никуда не годного бандита, который ходит с мальчиком, который ищет свою мать. «Брат якудзы» (2001), снятый в Лос-Анджелесе, показывает Китано как снятого Токийского якудзу, который строит наркоимперию в Лос-Анджелесе с помощью местного бандита, которого играет Омар Эппс. Несмотря на разговоры о первом англоязычном фильме Китано, он был тепло принят в США и за границей. Фильм «Куклы» 2002 года, в котором Китано не играл, содержит три разных истории о вечной любви. Это, возможно, самый красочный фильм Китано.

Несмотря на успех фильмов «Брат якудзы» и «Куклы», пресса критиковала Китано за то, что он не мог, по их заверениям, снять хороший фильм. Ответ Китано последовал в 2003 году в виде фильма «Затоичи», в котором он также снялся. «Затоичи» был самым большим коммерческим успехом режиссера в Японии, хорошо прошел во всем мире и получил множество наград на родине и за границей.

Китано регулярно снимается в других фильмах. Самая заметная роль Китано — в фильме «Табу» (Gohatto) режиссера Нагисы Осима. Он также снялся в фильме «Джонни Мнемоник».

Китано часто сотрудничает с комозитором Хисаиси Джо, написавшим музыку к большинству его фильмов.

Другие работы

Китано написал более пятидесяти книг со стихами, кинокритикой, а также несколько романов, некоторые из которых были взяты в качестве сценариев фильмов другими режиссерами. Он также стал известным телеведущим.

7 сентября 2004 года известный во всем мире Китано был награжден Бакалавром Наук в Университете Мейджи, через 34 года после того, как его оттуда выгнали.

Режиссерские работы

1989 — Жестокий полицейский (Sono otoko kyobo ni tsuki)

1990 — Точка кипения (3-4x Jugatsu or San tai yon ekkusu jugatsu)

1991 — Сцены у моря (Этим летом самое спокойное море) (Ano natsu ichiban shizukana umi)

1993 — Сонатина

1995 — Снял кого-нибудь? (Minna-yatteruka!)

1996 — Ребята возвращаются (Друзья возвращаются) (Kidzu ritan)

1997 — Фейерверк

1999 — Кикузиро (Лето с Кикудзиро) (Kikujiro no natsu)

1999 — Брат якудзы (Brother)

2002 — Куклы

2003 — Затоичи

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://japanization.ru