Основные требования и методы логистики

Содержание

1. Основные требования логистики

2. Основные системы управления запасами

3. Управление информационными потоками. Основные направления автоматизации управления

Задачи

Список использованной литературы

1. Основные требования логистики

В современных условиях невозможно обеспечить конкурентоспособность фирмы, игнорируя требования логистики. Основными требованиями являются:

    связь логистики с корпоративной стратегией;

    совершенствование организации движения материальных потоков;

    своевременное поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;

    эффективное управление людскими ресурсами;

    тесная взаимосвязь с другими фирмами в выработке стратегии;

    учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей рентабельности;

    тщательная разработка логистических операций;

    уменьшение партий закупок и укрупнение партий реализации;

    оценка деятельности логистических подразделений [11, с.17].

2. Основные системы управления запасами

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

    учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

    определение размера гарантийного (страхового) запаса;

    расчет размера заказа;

    определение интервала времени между заказами.

    В теории управления запасами разработаны две основные системы

    управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

    система управления запасами с фиксированным размером заказа;

    система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система с фиксированным размером заказа - это система, в которой заказ строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой

управления запасами. В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня – точки заказа, период же времени между поставками есть величина переменная. Основными параметрами данной системы являются: средний запас; резервный запас; момент подачи заказа; время доставки заказа; объем заказа.

Эта система основана на выборе размера заказа, минимизирующего общие издержки управления запасами. Последние состоят из издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.

Издержки выполнения заказа – это расходы, связанные с реализацией заказа и зависящие от размера заказа.

Для определения годовых затрат выполнения заказа С>, соответствующего реализованному за этот период товару S, издержки выполнения заказа, приходящиеся на единицу товара, необходимо умножить на количество товара:

(1)

где С>0>- средние затраты на выполнение заказа, тыс.руб.

S – количество реализованного товара, т.

q – оптимальный размер заказа, т.

Формула показывает, что годовые издержки выполнения заказа пропорциональны объему реализованного товара и обратно пропорциональны размеру заказа. Уменьшение издержек при увеличении размера заказа достигается, в основном, за счет параллельного выполнения ряда логистических операций и интенсивного использования транспортных средств, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования.

Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Эти издержки выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время (например, 30% за год). Если Ц – закупочная цена единицы товара, - издержки хранения, выраженные как доля этой цены, то С>хр>- годовые издержки хранения запаса товаров равного - й доле размера партии поставки, при постоянном сбыте составят:

(2)

Из формулы видно, что издержки хранения товара на складе увеличиваются пропорционально размеру партии поставки.

Общие годовые издержки управления запасами без стоимости товара – сумма годовых издержек выполнения заказов и годовых издержек хранения запасов, т.е.

(3)

Значение размера партии q, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным (оптимальным) размером заказа и обозначается q>опт. >Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

    Используемая площадь складских помещений.

    Издержки на хранение запасов.

    Стоимость оформления заказа.

Оптимальный размер рассчитывается по формуле:

(4)

В большинстве случаев отечественной и зарубежной практики принимают k= 0,5; = 0,7. Эти величины носят случайный характер и в каждом конкретном случае могут быть определены из корреляционно-регрессионного анализа.

Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих

поставок через использование второго расчетного параметра данной системы — порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При

расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается. Пороговый (резервный) запас определяется по формуле:

(5)

где к – коэффициент (доля от q), определяющий резервный запас.

Третий основной параметр системы управления запасами с фиксированным размером заказа - желательный максимальный запас. В отличие от предыдущих двух параметров он не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса

определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.

Система с фиксированным интервалом времени между заказами

- это система, в которой заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например, 1 раз в месяц, 1 раз в неделю, 1 раз в 14 дней и т.п. основным регулирующим элементом в ней является размер заказа.

Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и

повторение заказа, а также достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов, таких, как используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов и стоимость заказа. Расчет интервала времени между заказами можно производить следующим образом:

(6)

где t> — длительность технологического цикла, дни,

S — потребность в заказываемом продукте, шт.

q — оптимальный размер заказа, шт.

Полученный с помощью формулы интервал времени между заказами не может рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок.

Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через пересчет размера заказа таким образом, чтобы его поставка увеличила запас до желательного максимального уровня.

В рассматриваемой системе момент заказа заранее определен и не меняется, ни при каких обстоятельствах, постоянно пересчитываемым параметром является именно размер заказа. Его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до момента поступления заказа на склад организации.

Для определения L начальная оценка q может быть рассчитана как некоторая средняя, исходя из возможных оценок сбыта или по формуле (4), в каждом последующем цикле поставки q уточняем по плановым или фактическим за предыдущий цикл данным по формуле:

q = S>d> х L (7)

где S>d> – плановый среднесуточный сбыт запаса (или скорректированный фактический сбыт за предыдущий интервал поставки).

Данная система применена в организации, где суточный сбыт не равномерен, но фиксированы L – периоды выполнения заказов поставщиками. Все отклонения по сбыту в этой системе гасятся резервным запасом, который восполняется с каждой новой поставкой [2].

Сравнение основных систем управления запасами приведено ниже в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки различных систем управления запасами.

№ п/п

Система

Преимущества

Недостатки

1

2

3

4

2

С фиксированным

размером заказа

Меньший уровень запаса. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы.

Введение непрерывного контроля за наличием запасов на складе.

3

С фиксированным интервалом времени между заказами

Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе, лишь периодический.

Высокий уровень запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы.

Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля количества запаса. Необходимость постоянного учета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, отсутствие постоянного контроля за текущим запасом в системе с фиксированным интервалом времени между заказами является ее основным преимуществом перед первой системой. Следствием преимущества системы с фиксированным интервалом времени между заказами является то, что в системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер, чем в первой системе. Это приводит к экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, оставляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между заказами.

Разобранные выше основные системы управления запасами базируются на фиксации одного из двух возможных параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным. Однако на практике чаще встречаются иные, более сложные ситуации. В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы управления запасами не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение потребителя без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в постановке и потреблении основные системы управления запасами становятся неэффективными. Для таких случаев проектируются иные системы управления запасами, которые и названы прочими. Это:

    система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. В отличие от основной системы,

    она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Система включает в себя элемент системы с фиксированным

    интервалом времени между заказами (установленную периодичность оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня запасов).

    система «Минимум—максимума». Заказы, производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным.

    Системы регулирования запасов имеют регулирующие параметры (см.таблицу 2).

Таблица 2

Регулирующие параметры систем

№ п/п

Системы регулирования запасов

Регулирующие параметры

Оценка параметров

1

2

3

4

23

С фиксированным

размером заказа

Точка запаса

Фиксированный уровень запаса, при снижении до которого организуется заготовка очередной партии сырья, материалов, топлива и т.д.

Размер заказа

Величина партии поставки

33

С фиксированным интервалом времени между заказами

Средний уровень запаса. Продолжительность периода повторения поставки заказов.

Оба параметры постоянные, варьируются лишь размер партии.

4

Система с постоянным уровнем запаса

Максимальный запас. Размер заказа. Периодичность заказа.

Величина первого параметра постоянная. Размер и периодичность заказа могут варьироваться.

Таким образом, современные методы управления запасами основываются пока на эмпирических подходах, однако можно выделить следующие системами управления запасами: с фиксированным размером заказа, с фиксированным интервалом времени между поставками и системы, представляющие собой разновидности этих двух систем.

3. Управление информационными потоками. Основные направления автоматизации управления

Эффективное функционирование современного предприятия возможно только при наличии единой информационной структуры, которая позволяет объединить системы управления финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством. По результатам обследований более 70% бизнес-процессов деятельности предприятий не имеют информационной поддержки [1, с. 3].

Характерной особенностью информационных систем в логистике является наличие обратной связи. Совокупность производственно-сбытовой системы, органов логистического управления и системы сбора, передачи, хранения и переработки информации образуют "замкнутый контур".

Например, информация о текущем количестве продаж и клиентуре используется для принятия логистических решений об изменении объема, номенклатуры и качества изготавливаемых и поставляемых изделий, что приводит к расширению и вообще к изменению круга клиентуры и уровней продаж. Это соответствует известному в теории автоматического регулирования и управления принципу обратной связи по регулируемому параметру.

В логистике регулируемыми параметрами являются те или иные характеристики различных материальных потоков: входных, промежуточных и выходных.

Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое управление, т. е. под воздействием логистического управления производственно-сбытовая система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого условиями окружающей экономической среды, в новое состояние, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить с соблюдением требуемых показателей качества.

Управление информационными потоками можно подразделить на внешнее и внутреннее.

Предприятие является самостоятельным субъектом деятельности, имеющим большую свободу действий, поэтому управление им со стороны внешних систем ограничено некоторым множеством ситуаций, при попадании в которые оно подлежит управляющему воздействию [1, с. 123].

Сущность внешнего управления состоит в том, чтобы предприятие либо оказалось в некоторой заданной ситуации, либо осуществило регламентированное поведение при добровольном достижении им определенной ситуации.

Внешнее управление состоит в передаче предприятию информационных продуктов и контроле за изменением его поведения. Однако специфика ситуационного управления состоит в том, что управляющие системы направляют информационные потоки не непосредственно предприятию, а в информационное поле. Предприятие обязано самостоятельно найти и приобрести все необходимые информационные потоки, регламентирующие его поведение в тех ситуациях, в которых оно может оказаться. Отсутствие необходимых информационных потоков или их неправильное истолкование не принимается во внимание.

Для принятия эффективного управленческого решения логист должен целенаправленно собрать всю информацию о состоянии и условиях функционирования его предприятия в рамках требований управляющих систем метасистемы. Иными словами, логист должен выбрать и приобрести все информационные потоки, относящиеся к его деятельности.

При рассмотрении организационно-экономических решений видно, что принимая решение, логист должен выполнить следующие шаги, обеспечивающие согласованность с требованиями метасистемы:

1. формализовать будущую ситуацию, в которой окажется предприятие;

2. выявить множество систем, управляющих предприятием в данной ситуации;

3. классифицировать эти системы по степени их прав в отношении предприятия;

4. найти и приобрести обучающие информационные потоки;

5. переработать обучающие информационные потоки для увеличения информационного потенциала;

6. найти и приобрести управляющие информационные потоки;

7. переработать управляющие информационные потоки и зафиксировать ограничения и требования управляющих систем по отношению к предприятию.

Внутреннее управление информационными потоками базируется на понятии документооборота.

Успех управленческой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько быстро и качественно происходит обработка всей необходимой документации, движение которой осуществляется по определенным маршрутам от места составления или поступления в организацию до отправки заинтересованным организациям или сдачи на хранение в архив. Это движение документов называется документооборотом [7, с.62]. Он должен быть организован таким образом, чтобы не было задержек и скоплений документов на рабочих местах. С этой целью в организациях необходимо разрабатывать маршруты прохождения документов и устанавливать конкретные сроки их нахождения у каждого исполнителя, осуществлять контроль за их прохождением по всем рабочим местам.

Наилучшие результаты применения и широкого распространения логистики можно ожидать тогда, когда будет устранен ручной, бумажный управленческий труд и он станет автоматизированным. Создание любой АСУ на принципах "фотографии" практической потребности или "от модели" как надо является весьма трудоемким и сложным процессом. Внедрение АСУ логистических технологий (АСУЛТ) требует создания единой методики проектирования, которая должна основываться на системном, комплексном подходе. Такой методики практически пока нет.

Различают следующие классы автоматизированных систем: управления; поддержки и принятия решения; информационновычислительные; обучения и информационно-справочные. На практике наибольшее распространение в мире получили автоматизированные системы различных технологических процессов и систем (АСУТС).

К информационному обеспечению относятся единая система классификации и кодирования информации, универсальные системы документации и использования массивов информации [1, с.13], а также информационная сеть и базы данных.

Базы данных представляют собой формализованную информацию (централизованную или распределительную) и характеризуются тремя компонентами: хранением (на носителях), преобразованием по заданным алгоритмам и передаче по линии связи (в том числе и модемы) от передатчика до приемника различной информации. Применение экономико-математических моделей является составной частью при выработке и принятии решений в АСУ. Различают стационарные, динамические, нестационарные и другие модели, Информационные сети делятся на локальные, всемирные Интернет и FTN-технологии.

Существование будущих логистических центров, построенных на принципах синергии и корпоративной интеграции, без электронных центров представить невозможно. Информационное обеспечение будет использоваться как для отдельных операций, так и для логистических цепей различной длины и назначения: снабжения, транспорта (на ввозе), технологического процесса производства и внутрицеховых перевозок, сбыта и транспорта (на вывозе), так и для интегральной цепи. По сути, информационное обеспечение, связанное с электронной обработкой данных, должно копировать в автономном режиме online функциональные службы и цепи передвижения товарного потока. Поэтому в информационное обеспечение должны входить пакеты прикладных программ, как по финансовому мониторингу, так и анализу поступающих данных о товаре, которые могут опережать физическое его перемещение, запаздывать или поступать одновременно с самим товаром. Даже методы электронной обработки данных должны сопровождать движение товарного потока с регистрацией и при необходимости с распечаткой нужной (входящей, текущей и выходящей) информации.

Оптимальными следует считать программы, обеспечивающие получение необходимой информации в интегральной логистической цепи в автономном режиме online. В этом случае (без участия логиста) происходит обмен складской, транспортной, сбытовой, производственной информацией между компьютерами, участвующими в интегральной цепи. Естественно, этому должны предшествовать разработанные схемы документообмена, хранения данных, кодирования, поиска необходимой информации в едином формате записи этих данных, кодов и синтаксиса, это можно классифицировать как создание системы электронного обмена данными EDI (Electronic Data Intercbanqe). Такие системы могут быть использованы и в масштабах страны, и в масштабах одной отрасли или группы предприятий.

Задача обеспечения оперативного и адекватного реагирования на изменяющиеся условия функционирования в современных условиях решается двумя путями.

Первый путь относится к структурным методам обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается в переходе от функционального к системному подходу. До недавнего времени традиционно преобладал функциональный подход: каждое функциональное подразделение создавало свою собственную систему сбора, обработки и использования информации. При этом оно использовало свои формы документов и организацию документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информационные системы принято называть организационно-функциональными. При данном подходе имеют место дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управления, и самое главное - отсутствуют горизонтальные связи между производителями и функциональными подразделениями. Системный подход предусматривает создание информационных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В результате такого подхода информационная система обособляется от систем производства, снабжения и сбыта (сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и средствами). При такой структуре в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются формы представления и технология обработки информации. Организованные по этому принципу информационные системы принято называть интегрированными.

Использование интегрированных информационных систем позволяет осуществить централизацию всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого[7, с. 190].

Таким образом, основные направления автоматизации управления на современном этапе: автоматизированное рабочее место; интегрированные информационные системы для эффективного функционирования современного предприятия.

Задача 1

Геодезическое предприятие будет выполнять работы в сложных физико-географических условиях с использованием вездеходного транспорта. Заправка вездеходов горюче-смазочными материалами будет осуществляться на предварительно созданных

для этой цели складах ГСМ. Учитывая характер работ, места складирования будут меняться с каждой поставкой.

Исходные данные для решения задачи приведены в таблице 1.

Определить:

    Общий объем необходимых ГСМ.

    Рациональную систему управления запасами.

    Параметры системы и построить ее график.

    Цену заказа и общие затраты на логистическое обслуживание ГСМ.

Таблица 1

Исходные данные к задаче 3.1

Показатели

Ед. изм.

Обозначение

Значение

Примечание

1

2

3

4

5

1. Среднесуточный расход ГСМ (сбыт)

т

S>d>

0,2+0,003N

2. Оптовая цена за тонну ГСМ

тыс.руб.

Ц

6,00+0,01N

На 1.09.1999

3. Коэффициент к цене, характеризующий затраты на хранение

-

λ

0,1

4. Коэффициент, определяющий средний запас от q

-

l

0,7

5. Коэффициент, определяющий резервный запас от q

-

k

0,5

6. Средняя продолжительность выполнения заказа

сут.

L

4+0,01N

7. Средние затраты на выполнение заказа (без транспортировки)

тыс.руб.

С>

0,8

8. Планируемый период между проверками запаса

сут.

R

15+0,1N

9. Продолжительность полевого сезона

мес.

Т

3,5

10. Среднее количество рабочих дней в месяце при 7-часовом рабочем дне

сут.

Д>

26

11. Длительность технологического цикла на объекте

мес.

Т>цт>

0,85Т

12. Стоимость транспортировки одной тонны ГСМ без затрат на оформление заказа

тыс.руб.

С>тр>

0,4

Примечание. Необходимое на объект количество ГСМ определяется по формуле:

Решение.

Вариант N=165

Так как имеются все необходимые данные для управления запасами ГСМ, и их расход относительно равномерен, то целесообразна система с фиксированным размером заказа.

    Определяем объем сбыта ГСМ на полевой период

т.

    Находим оптимальный размер заказа:

т.

    Определяем размер резервного запаса:

т.

Определяем размер среднего запаса:

т.

    Определяем затраты на хранение:

т.

    Общие издержки на управление запасами ГСМ:

    Определяем точку заказа:

Р=2В=2х5,75=11,5

    Находим уровень последнего заказа:

где I – индекс заказа, i= 1 до m,

q>4>=63,2-(11,5+11,5+11,5)=28,74т.

    Строим модель системы управления запасами ГСМ (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Модель управления запасами

Задача 2

Условия задачи те же, что и в задаче 1, но отсутствуют стоимостные показатели и расходование (сбыт) ГСМ неравномерно.

Определить:

    Рациональную систему управления запасами.

    Параметры системы.

    Построить модель управления запасами.

Решение.

Вследствие того, что стоимостные показатели отсутствуют и сбыт ГСМ не равномерен, управление запасами ГСМ целесообразно осуществлять по модели с постоянным уровнем запаса. Так как фактический сбыт известен, то принимаем его равному среднедневному S>d>.

    Рассчитываем общий необходимый объем ГСМ:

т.

    Определяем приближенный объем поставки:

т.

    Находим уровень резервного запаса при R>L

В=kхq=0,5х25,82=12,91т.

    Находим постоянный уровень запаса М

т.

    Определяем уровень первоначального заказа:

q>1>=М=38,73 т.

    Рассчитываем планируемый уровень запаса на конец периода R:

т.

    Определяем плановые объемы последующих поставок

т.

    Контроль распределения поставок:

    Составляем модель управления запасами ГСМ.

Рисунок 2 - Модель управления запасами

Задача 3

В геодезическом производстве за счет централизации логистического обслуживания ГСМ, транспорта, используемого на полевых работах, затраты на транспортировку сократились на 18%, на хранение – на 2,5% на выполнение заказа – на 7,8%. Для решения задачи использовались исходные данные, представленные в таблице 1.

Решение.

    В общем случае издержки С на логистическое обслуживание предприятия ГСМ можно определить по формуле:

где Ц – удельная цена ГСМ;

С>0>- стоимость выполнения заказа;

q>опт>- оптимальный размер заказа;

S – валовый сбыт ГСМ за полевой период;

С>хр>- стоимость хранения запаса в объеме q>опт>;

С>тр> – стоимость транспортировки ГСМ.

Тогда величина сокращения издержек ∆С определяется в соответствии с условиям задачи:

где С>n> – издержки по снабжению предприятия ГСМ после введения централизации логистического обслуживания.

2. Находим оптимальный размер заказа:

т.

    Определяем издержки хранения запаса:

С>хр>=λЦq>опт>=0,1х7,65х11,5=8,79 тыс.руб.

    Определяем издержки транспортировки:

С>тр>=С>тр>S=0,4х63,2=25,298 тыс. руб.

    Определяем, насколько сократиться себестоимость валового оборота по ГСМ:

∆С=0,8х63,2/11,5х0,078+8,79х0,025+25,298х0,1=3,09 тыс.руб.

Ответ: 3,09 тыс.руб.

Список использованной литературы

    Афанасьев С.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 2002.

    Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.:ИВЦ «Маркетинг», 1995.-124 с.

    Дудинска Э. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 2.

    Звешинский С.М. Эффективность системы информационного обеспечения. Львов, 2002.

    Канторович Л.В. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука. 2003. - 231с.

    Логистика: Учебное пособие./ Под ред. Б.А. Аникина.-М.: ИНФРА, 1997.-327 с.

    Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник - СПб: "Специальная литература", 2004.-472 с.

    Миротин Л. Логистика на предприятии// Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом.-2005.-№ 11. – 11 с.

    Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.

    Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием. - СПб: ДНТП общества "Знание", ИВЭСЭП, 2001. - 168 с.

    Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2004.

    Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251.