Маркетинговое исследование на примере торгового предприятия "Торгсвязь"
1. Общая характеристика организации
ООО «Торгсвязь» было зарегистрировано 15.12.2000 г. государственной регистрационной палатой при министерстве юстиции республики Марий-Эл по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей 100. Учредителем общества является Загайнов Сергей Юрьевич, он же на данный момент и возглавляет предприятие.
ООО «Торгсвязь» создавалось в целях реализации интеллектуального потенциала населения и получения прибыли в интересах участников. Предметом деятельности общества является:
– производство товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического назначения;
– оптовая и розничная торговля товарами производственной и непроизводственной группы;
– оказание маркетинговых, информационных рекламных и дизайнерских услуг;
– транспортные услуги, перевозка людей и грузов, техническое обслуживание автотранспорта;
– производство и переработка промышленной продукции, строительных материалов;
– операции с недвижимым имуществом;
– строительно-монтажные работы.
Но не смотря на все вышеперечисленные товары и услуги, основным профилем фирмы является производство следующей продукции: бытовое газовое оборудование (счётчики, котлы, вытяжки, колонки), оборудования для систем отопления и водоснабжения, электрокотлы, нагреватели и запорная арматура.
Технико-экономические показатели деятельности ООО «Торгсвязь»
№ п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Базовый год |
Отчётный год |
Отклонения |
|
Абсолют. (+/–) |
Относит. (%) |
|||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Выручка от реализации Численность Выработка Основные средства Фондоотдача Себестоимость Валовая прибыль Прибыть на 1 работника Затраты на 1 руб. продук. Рентабельность продаж Рентабельность имущества Рентабельность общая |
руб. чел. руб. руб. руб. руб. руб. руб. руб. % % % |
100997 158 639 5118 19,7 77475 23522 148,9 0,76 23,8 256 84,6 |
101084 144 702 5681 17,8 70862 30222 209,8 0,7 29,9 296 97,9 |
87 -14 63 561 -1,9 -6613 6700 60,9 -0,06 6,1 40 13,3 |
100 91 109 111 90,4 91 128 140,9 92 125,6 115,6 115,7 |
Вывод: на данный момент деятельность фирмы является прибыльной, так как выручка и общая рентабельность производства выросли по сравнению с прошлым годом.
2. Управление маркетинга
ООО «Торгсвязь» имеет сложную разветвлённую систему управления.
Каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Выполнение указаний в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.
Преимущества структуры управления ООО «Торгсвязь»:
Высокая компетентность специалистов, которые отвечают за реализацию конкретных функций;
Расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению;
Структура нацелена на реализацию постоянно выполняемых задач.
Однако, не смотря на достоинства, у неё существует и ряд недостатков:
Сложности поддержания стабильных взаимосвязей между службами;
Длительная процедура принятия решений;
Иерархия в структуре взаимоотношений;
Снижение ответственности исполнителей;
Нарушение принципов единоначалия;
Затрудняется реализация нововведений.
3. Анализ макросреды предприятия
Макросреда – это внешние прямые и косвенные воздействия на предприятие, такие как государство, экономическая его составляющая и т.д. От макросреды зависит деятельность предприятия и она характеризует необходимость той или иной деятельности предприятия.
Характеристики факторов макросреды для ООО «Торгсвязь»
№ п/п |
Сфера макросреды |
Характеристика |
Оценка |
1. |
Государственная и политическая |
Регулирование цен на основную продукцию путём установления цен гос. предприятий на аналогичную продукцию |
+4 |
2. |
Экономическая |
Регулирование цен путём изменения налоговых ставок, прямая зависимость от курса доллара. |
+4 |
3. |
Технологическая |
Разработка новых видов приборов (колонки, нагреватели) с меньшим потреблением энергии и большим КПД |
+5 |
4. |
Экологическая |
Основным отходами являются остатки металла после производства основным видов товаров; остатки идут на переплавку и дальнейшее использование в изготовлении продукции, следовательно отходы минимальные |
+4 |
5. |
Социально-демографическая и культурная |
Влияет численность населения и основной вид получения тепла (природный газ, электричество) для выпуска определённого вида продукции |
+4 |
государственная и политическая сфера
экономическая сфера
технологическая сфера
экологическая сфера
социально-демографическая и культурная сфера
Вывод: все сферы макросреды влияют на ООО «Торгсвязь» положительно и это создаёт основу для дальнейшего развития данного предприятия.
4. Анализ микросреды предприятия
Микросреда характеризует внутренние взаимоотношения на предприятии, а именно взаимодействия с основными контактными аудиториями, такими как, например, поставщики и потребители. Факторы макросреды оказывают непосредственное влияние на деятельность организации.
Характеристика факторов макросреды для ООО «Торгсвязь»
№ п/п |
Сфера микросреды |
Субъект |
Описание |
Балл |
1. |
Поставщики |
Предприятия, поставляющие материалы для изготовления основного вида продукции; поставка металлопроката, пластмассовых деталей и приборов (компьютерные платы, микропроцессорные системы контроля и управления приборами) |
Поставка продукции для дальнейшей переработки и продажи |
9 |
2. |
Посредники |
Магазины оптовой и розничной торговли |
Осуществляют оптовую и розничную торговлю продукцией ООО «Торгсвязь» |
7 |
3. |
Заказчики и покупатели |
Население Поволжья |
Приобретают газовые приборы и приборы отопления |
10 |
4. |
Конкуренты |
Государственные и частные предприятия, занимающиеся выпуском аналогичной продукции (пример: фирма «Нева-Люкс», С-Петербург, занимается выпуском газовых колонок и газового оборудования) |
Составляют конкуренцию ООО «Торгсвязь» в аналогичных сферах деятельности |
7 |
Вывод: из всех сфер микросреды наибольшую значимость представляют заказчики и покупатели. Конкурентов у данного предприятия немного и мало из них представляют большую угрозу.
5. Характеристика рынка
Для каждой организации характерен свой рынок, на который она поставляет свои товары и услуги. Характеристика рынка для ООО «Торгсвязь» представлена в таблице ниже.
№ п/п |
Классификационный признак |
Тип рынка для ООО «Торгсвязь» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Территориальный охват Рыночный механизм воздействия государства Тип конкуренции Соотношения спроса и предложения Степень зрелости Законность Срок использования Материальная специфика Тип потребления Степень агрегирования Ценностная значимость |
Внешний мировой рынок Участие гос-ва: прямое воздействие на спрос и предложение Рынок монопольной конкуренции Рынок покупателя: предложение гораздо выше спроса Развивающийся рынок оказания услуг Легальное оказание услуг Рынок товаров длительного использования Рынок продуктов, имеющих материальное воплощение Потребительский рынок Рынок бытового оборудования → газовое оборудование; Рынок бытового оборудования → оборудование для отопления. Рынок товаров и услуг (газовое оборудование) |
Вывод: ООО «Торгсвязь» имеет сильно развитый рынок и инфраструктуру по осуществлению реализации своей продукции и оказания вторичных услуг (не относящихся к основным видам деятельности).
6. Сегментация рынка
Выбираем признаки сегментации рынка для ООО «Торгсвязь»:
Демографические: район проживания, уровень доходов.
Психографические: социальный слой, район проживания.
Возраст Уровень доходов |
г. Йошкар-Ола |
пос. Медведево |
пос. Руэм |
пос. Оршанка |
Низкий (2300–3000 руб.) |
** |
** |
*** |
*** |
Средний (3000–10000 руб.) |
**** |
**** |
**** |
**** |
Высокий (10000++ руб.) |
**** |
*** |
*** |
*** |
Социальный слой Регион проживания |
Рабочие |
Управленцы (начальство) |
Высшее руководство |
Культурная и политическая элита |
г. Йошкар-Ола |
**** |
**** |
**** |
*** |
пос. Медведево |
*** |
*** |
*** |
* |
пос. Руэм |
*** |
**** |
**** |
* |
пос. Оршанка |
*** |
*** |
*** |
* |
**** – высокое влияние
*** – средне влияние
** – низкое влияние
* – влияние очень слабое или практически отсутствует
Вывод: Как видно из таблиц 1 и 2, основными сегментами рынка для ООО «Торгсвязь» являются люди всех размеров достатка, всех социальных слоёв. Основным сегментом являются жители г. Йошкар-Ола среднего и высокого уровня достатка.
7. Анализ жизненного цикла продукта
Деятельность ООО «Торгсвязь» включает в себя следующие виды услуг:
производство товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического назначения;
оптовая и розничная торговля товарами производственной и непроизводственной группы;
оказание маркетинговых, информационных рекламных и дизайнерских услуг;
транспортные услуги, перевозка людей и грузов, техническое обслуживание автотранспорта;
производство и переработка промышленной продукции, строительных материалов;
операции с недвижимым имуществом;
строительно-монтажные работы;
производство бытового газового оборудования, оборудования для систем отопления и водоснабжения, электрокотлы, нагреватели и запорная арматура.
Характеристика товарного ассортимента организации
№ п/п |
Фазы ЖЦТ |
Товар или услуга |
1. |
Внедрение |
Пункты 3), 6), 7) |
2. |
Рост |
Пункты 2), 3), 5), 6), 6) |
3. |
Зрелость |
Все вышеперечисленные пункты 1) – 8) |
4. |
Спад |
Продукция из вышеперечисленных, на которую будет наибольший спрос в данный период |
Вывод: В настоящее время ООО «Торгсвязь» находится на границе стадии роста и зрелости, но в ассортименте присутствуют все виды товаров и услуг, перечисленные выше (п/п 1) – 8)). Предприятие имеет перспективы выхода на более широкий рынок (общероссийский) и в дальнейшем мировой, в те страны, где будет необходима основная продукция предприятия (страны с умеренным климатом).
8. Каналы сбыта продукции
ООО «Торгсвязь» осуществляет туристские и экскурсионные услуги без посредников, так что составим схему продажи газированной воды, которая является более сложной.
Вывод: Реализацию продукции ООО «Торгсвязь» осуществляет при помощи посредников, а именно оптовых складов и пунктов розничной продажи, находящихся как в собственности предприятия, так и частных предпринимателей. Это снимает с предприятия расходы на транспортировку, хранение и реализацию товара (частные предприниматели).
9. Определение стратегии маркетинга
В настоящее время ООО «Торгсвязь» находится на границе стадий роста и зрелости. Продукция является используемой в течение большого промежутка времени (например газовые колонки). Поэтому имеет место снижение спроса на продукцию после того, как её приобретут большая часть покупателей и необходима стратегия стимулирующего маркетинга, то есть необходимо оживлять снижающийся спрос путём усовершенствования бытовых приборов и выхода их на новый технический уровень. Также необходима стратегия поддерживающего маркетинга для поддержания оптимального спроса путём рекламы продукции и выявления её положительных сторон.
Общий вывод: В настоящее время организация ООО «Торгсвязь» является процветающей, спрос на основную продукцию существенный, так как очень большая часть населения, в дома и квартиры которых проведён природный газ, нуждается в замене газовых колонок. Также имеется большой спрос на обогреватели, особенно в зимний период. На остальные виды продукции и услуг спрос непостоянный и они не являются основным видом деятельности предприятия. Необходимо постоянное усовершенствование бытовых газовых приборов для создания максимального спроса на них и тем самым получения максимальной прибыли.