Концептуальные направления развития оптовой торговли
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экономика Украины в ее нынешнем состоянии, с учетом повышенной динамичности рыночных преобразований и такого фактора, как "конкуренция на основе времени", объективно нуждается в инновационном прорыве. В триаде главных субъектов рыночных отношений "власть - производство - торговля" именно оптовая торговля как самый активный их участник способна ощутимо стимулировать инновационные преобразования. Ее функциональное назначение, как известно, состоит в обеспечении определяющих хозяйственных процессов - связей между производством и потреблением. В ее "фокусе" находятся все товарно-денежные операции и вся система материального производства в общей схеме движения совокупного общественного продукта. Вместе с тем анализ показал, что существует серьезный дисбаланс между потребностями новой экономики и организационно-техническими возможностями оптового звена.
В научных публикациях последних лет (А. Мазараки, В. Торопков, Н. Голошубова, О. Пустовойт и др.) нашли отражение вопросы роли, места, значения оптовой торговли, проблемы ее развития в Украине и предлагались пути их решения. Отмечалось, что отсутствие кардинальных изменений в этой системе со временем приводит к накапливанию проблем. Речь идет об устаревшей материально-технической базе, недостаточности таможенных терминалов, отсутствии складской недвижимости классов А, В, теневых каналах движения товаров, проникновении на рынки сбыта фальсифицированной продукции, неравномерном обеспечении населения услугами торговли на региональном и областном уровнях, низкой инновационной активности, интервенции иностранных компаний, отсутствии на государственном уровне понимания роли и значения оптового звена.
Цель нашей контрольной работы - изложить видение концептуальных направлений развития оптовой торговли и определить ее роль в инновационных преобразованиях национальной экономики.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
В системе общемировых оценочных показателей качественного развития стран результаты Украины весьма далеки от хороших. Так, по индексам экономического, экологического и социального развития она находится, соответственно, на 91-м, 108-м и 72-м местах. За годы независимости производство многих традиционных видов продукции сократилось в несколько раз. По основным сельскохозяйственным культурам, которые на протяжении многих веков были главными статьями украинского экспорта (пшеница, сахарная свекла и др.), объем производства в 2006 г. составил, соответственно, 42,44, 50,65 и 11,07% объема производства 1990 г., при этом в 2003 г. валовой сбор зерновых был даже меньшим, чем в 1913 г. (23157 тыс. т - в 1913 г. и 20234 тыс. т - в 2003 г.), в том числе по пшенице (7970 тыс. т - в 1913 г. и 2866 тыс. т - в 2003 г.)2. То есть состояние экономики страны в целом и аграрного сектора в частности таково, что улучшить ситуацию может только экономический прорыв в рамках формирования модели инновационного развития экономики. Очевидна необходимость создать организационные, экономические и социально-правовые условия взаимодействия всех субъектов рынка. На наш взгляд, решающее влияние на инновационные преобразования может оказать именно оптовая торговля (в силу своего функционального назначения и первичности коммуникационных связей с производителями). Концепция и программы ее развития должны быть логическим продолжением принципов становления экономики Украины в целом. Необходимость реформирования системы товародвижения и разработки концептуальных направлений развития оптовой торговли осознана во всех странах СНГ. Так, принята Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 гг. В региональных концепциях развития оптовой торговли РФ обозначены цели и задачи реформ, роль государства в механизме их реализации, формирование информационного обеспечения, содействие товаропроизводителям в продвижении продукции и сокращение лишних звеньев в этом процессе; предприятия оптовой торговли и складской инфраструктуры определяются как особо значимые объекты для потребительского рынка. Оптовая торговля Московского региона, в частности, базируется на общенациональном проекте "Развитие АПК", который увязан с комплексной программой промышленной деятельности в Москве, решениями по усилению социальной направленности потребительского рынка, Генеральной схемой размещения торговых объектов городского значения, градостроительными планами, функциональным зонированием территории города и т.д. Украинские ученые в рамках Концепции развития оптовой торговли предложили пути совершенствования государственного регулирования этой сферы. Концепция направлена на защиту продовольственного рынка и продовольственной безопасности страны.
Общие проблемы оптовой торговли в бывших республиках СССР в основном сводятся к тому, что на фоне роста количества предприятий отсутствуют качественные преобразования, увеличилось число звеньев в товародвижении, что затрудняет все виды его контроля, повысилась конечная стоимость товаров, нет должного набора услуг. По общему мнению отечественных и зарубежных аналитиков, не решается ряд важных функциональных задач, среди которых:
- стабильное обеспечение розничной торговли широким ассортиментом качественной продукции по доступным ценам от легальных производителей;
- обновление и модернизация складских комплексов, строительство и ввод в эксплуатацию достаточных объемов специализированных и универсальных складских помещений для свободного маневрирования товарными потоками и рационального управления ими, развитие инфраструктуры хранения в местах производства;
- активное привлечение национального капитала к созданию и развитию инновационных предприятий оптовой торговли;
- формирование "прозрачной" экономической среды в системе товародвижения;
- поддержка национального производителя в обеспечении сбыта продукции и др.
В Концепции развития оптовой торговли задача поддержки национального производителя рассматривается в плане "...создания условий для реализации совместных интересов производителей товаров и торговых предприятий...". По моему мнению, эта задача особенно актуализируется в связи с тем, что прослеживается явная заинтересованность посреднических структур в поставках на национальный рынок импортного продовольствия или продукции отечественной пищевой промышленности из импортного сырья. Существует серьезная угроза для отечественного производителя сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, особенно на фоне мирового продовольственного кризиса и с учетом того обстоятельства, что "еще ни одна страна так стремительно не теряла сравнительно хорошо развитый и более или менее эффективно действующий потенциал важнейшей производственной отрасли - сельского хозяйства, как это случилось с постсоветской Украиной". Проблемы неуклонного снижения в Украине объемов производства продукции из отечественного сырья усугубляются бесконтрольным проникновением на рынок сырья из генетически модифицированных организмов, влияние которых на человека еще не до конца изучено и, по некоторым оценкам, ведет к ряду серьезных заболеваний (онкологии, бесплодию, аллергии и др.). Неоправданно высокая доля импортной продукции в структуре оптовой торговли продовольственными товарами, тотальное исчезновение "экологической", или "органической", продукции свидетельствуют о необходимости безотлагательного урегулирования этого вопроса на государственном уровне и привлечения к решению этой проблемы всех субъектов, участвующих в насыщении товарного рынка. Пути выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, должны быть также отражены в Концепции развития оптовой торговли. Формирование Концепции может включать следующие этапы:
- создание аналитической базы данных развития рынка;
- разработка отдельных программ;
- составление плана организационных мероприятий (с определением участников, сроков и т.д.).
Например, аналитическая база данных развития рынка должна содержать:
- показатели, характеризующие состояние продовольственного комплекса (степень обеспеченности населения продуктами питания отечественного производства, из отечественного сырья, определение уровня продовольственной зависимости от импортной продукции; сравнительный анализ объемов производства сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности в динамике; перспективы развития производства "органической" продукции и др.);
- показатели, характеризующие состояние непродовольственного комплекса (производство качественной конкурентоспособной продукции, доля импортной продукции, перспективы развития отечественного производства с учетом увеличения реальных доходов населения и улучшения качества жизни в перспективе);
- показатели, характеризующие состояние оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в их числе:
1-й блок - статистический мониторинг оптового товарооборота (динамика оптового товарооборота, его состав и структура, относительные величины координации продовольственных и непродовольственных товаров, факторный анализ влияния количественных и качественных показателей на размеры оптового товарооборота, доля импортных товаров и т.д.);
2-й блок - мониторинг развития сети оптовых предприятий (количество оптовых предприятий, складских комплексов, их структура, количество обслуживаемых предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, розничной торговли и ресторанного хозяйства, включая социальную сферу, количество сельскохозяйственных и продовольственных рынков, дислокация объектов). Динамика количества оптовых посредников и качественные преобразования в организации оптовой торговли. Число звеньев на пути продвижения отдельных товаров от производителя к потребителю и др.;
3-й блок - анализ инновационной активности предприятий оптовой торговли (степень развития и распространения современных типов оптовых предприятий, их инновационная активность во внедрении современных прогрессивных, основанных на автоматизации процессов товародвижения, технологий управления поставками). Достигнутый уровень организационно-технического развития, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров и т.д. Характеристика материально-технической базы оптовой торговли, в частности складской инфраструктуры. Уровень обеспеченности современными складскими площадями и межстрановая сравнительная характеристика;
4-й блок - роль в формировании товарных ресурсов (доля поставок товаров оптовыми предприятиями в розницу, равномерность обеспечения товарами на региональном и областном уровнях, обеспечение контроля качества товаров, доля теневого сектора в оптовом обороте, аналитический обзор сектора транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения);
5-й блок - степень удовлетворенности товаропроизводителей и ритейла качеством предоставляемых услуг, определяемая с помощью специально организованных статистических наблюдений;
6-й блок - исследования оптовых предприятий с высоким уровнем организации логистических операций, новых типов оптовых предприятий, инноваций в оптовой торговле.
Изложенная программа позволит определить, насколько уровень оптовой торговли соответствует требованиям рынка и в полной ли мере она выполняет свою социально-экономическую функцию. Имеются в виду движения материальных потоков; минимизация запасов, организация хранения, внедрение и использование программных продуктов в современном, цивилизованном оптовом бизнесе; уровень развития складского хозяйства, его соответствие международным стандартам; инновационные технологии в управлении складскими процессами; использование логистики и др.
Изучение имеющихся программных документов по развитию оптовой торговли позволило выделить основные структурные элементы Концепции. К ним относятся:
- целевые установки;
- роль, комплекс задач и значение оптовой торговли;
- состояние, основные тенденции и проблемы;
- целевые ориентиры и приоритетные направления реформ;
- государственная политика (субъекты государственного регулирования, административно-правовые и экономические методы).
При разработке целевых установок Концепции считаю необходимым придать особое значение:
а) определению роли и места оптовой торговли в развитии экономики Украины;
б) активизации решения проблем не только внутренней и внешней торговли, но и таких секторов экономики, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность;
в) определению приоритетов, что будет способствовать оздоровлению ситуации в производстве отечественных товаров потребительского назначения, а также минимизирует риски от интеграции в единое экономическое пространство;
г) разработке общегосударственной стратегии регулирования внутреннего рынка, системе стимулов для крупных предприятий оптовой торговли, обслуживающих интересы отечественных производителей, установлению для таких предприятий статуса "торгового предприятия национального значения";
д) определению на макро- и мезоуровнях принципов рациональной организации оптовой торговли и построению эффективных систем товародвижения с сокращением количества звеньев в нем;
е) разработке инновационных проектов оптовых предприятий для формирования товаропроводящей сети, укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами.
Комплекс задач оптовой торговли в рыночной экономике должен включать межрегиональную и межотраслевую интеграцию, оптимальное распределение товарных ресурсов страны. Именно оптовые предприятия способны аккумулировать коммерческую информацию по всем основным вопросам потребительского рынка и предоставлять ее всем заинтересованным экономическим агентам. В рамках государственной политики "инновационного прорыва" оптовая торговля могла бы стать партнером власти, потому что она держит руку на пульсе потребительского спроса и производственного предложения в каждом регионе и в стране в целом. Ведь оптовое предпринимательство присутствует в любом регионе, и оптовые предприятия - самые активные участники рыночных отношений.
Сегодня оптовиков трудно назвать "союзниками" государства, так как по своей сущности торговля достаточно индифферентна по отношению к национальным интересам. Как и для любого другого коммерческого предприятия, цель оптовой фирмы - получение прибыли, а не соблюдение национальных интересов и субсидирование отечественного производства. Поэтому задача власти - изменить сферу интересов субъектов оптового предпринимательства таким образом, чтобы они совпадали с интересами отечественных производителей продукции. Для этого следует использовать административно-правовые и экономические методы, кредитно-финансовую поддержку субъектов торговой деятельности, реализующих отечественную продукцию. Этой же цели должны служить региональные программы развития торговли; государственное участие (полное или частичное) в создании и финансировании инновационных проектов национального значения и т.д.
Реализация программ развития оптовой торговли на постсоветском пространстве позволила выделить приоритетные направления. Среди них:
- создание единого информационного пространства, единой национальной информационной системы с исчерпывающей базой данных, в том числе об источниках товарных ресурсов, в первую очередь отечественных;
- стимулирование инновационной активности предприятий оптовой торговли, достижение высокого уровня автоматизации и механизации складских операций и процессов, внедрение информационно-коммуникационных технологий ит.д.;
- расширение и модернизация складских комплексов: определение потребности в складских помещениях различных типов, разработка национальной классификации складских объектов и оптовых предприятий, строительство современных складских комплексов, отвечающих международным стандартам, и т.д.;
- ликвидация лишних посреднических звеньев в процессе товародвижения;
- обеспечение благоприятных условий для появления предприятий оптовой торговли новых типов;
- привлечение национального капитала к участию в инвестиционных проектах по созданию современных типов предприятий оптовой торговли;
- действенный контроль за качеством товаров, исключение доступа на рынок фальсифицированной и некачественной продукции;
- создание интегрированных структур (промышленно-торговых объединений, финансово-торгово-промышленных групп) для поддержки отечественных товаропроизводителей в целях обеспечения стабильности выпуска и сбыта продукции;
- введение аттестационных паспортов для объектов торговой деятельности. Паспорт должен определять соответствие торгового объекта установленным нормам и требованиям, содержать сведения о перечне и качестве предоставляемых услуг, о соблюдении правил торгового обслуживания и др.;
- систематический мониторинг эффективности деятельности и качества услуг, предоставляемых предприятиями оптовой торговли.
Рациональная организация деятельности оптового посредничества, переориентация его интересов в сторону национального производителя способны обеспечить высокую эффективность всей системы товарообращения в стране и решить ключевые задачи производства и реализации продукции. Чтобы расширить плоскость взаимных интересов субъектов рынка, объединить их усилия, необходимо интегрировать их в единое территориально-информационное пространство. При этом, учитывая различия в уровнях промышленного и аграрного потенциалов регионов Украины, я предлагаю в качестве структуры, оптимизирующей товародвижение и направленной на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, сеть региональных оптовых комплексов.
В состав региональных оптовых комплексов (РОК) должны входить:
- организационно-технический блок, ключевыми функциями которого являются осуществление операций, связанных с торгово-посреднической деятельностью; поддержка функционирования и развития РОК в целом; обеспечение взаимодействия участников РОК и их партнеров; предоставление услуг;
- информационно-аналитический блок, основной задачей которого является обеспечение всех участников проекта и партнеров исчерпывающей информационной базой; консультационная поддержка; информационное обеспечение товарного обмена. Ключевыми функциями являются: аккумуляция и перераспределение информации по структурным подразделениям; формирование банка данных об источниках ресурсов, реальных и потенциальных каналах, рынках сбыта, конкурентной среде и т.д.; меры по обеспечению экономической безопасности и предотвращению банкротства РОК;
- инновационно-логистический блок ("трейдпарк"), генерирующий идеи, определяющий миссию и стратегические направления развития РОК. В основе его деятельности лежит так называемая функция активации, стимулирующая динамизм деятельности РОК, продуцирование импульсов развития РОК; подготовка и переподготовка специалистов, повышение их квалификации и аттестация; налаживание международных связей по вопросам трансфера технологий и др.;
- финансово-кредитный блок, основная задача которого - финансовая поддержка ключевых участников проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За пределы круга рассмотренных вопросов выходят рынки как обособившаяся часть товарного предложения. Разноведомственная подчиненность посредников, работающих на одной территории, отсутствие надлежащих технического, технологического, санитарно-эпидемиологического параметров торгового процесса требуют применения других концептуальных решений и другой программы упорядочения их деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Згуровский М. Украина в глобальных измерениях устойчивого развития. "Зеркало недели" № 19 (598), 2006, с. 14.
Україна в цифрах 2006. Статистичний довідник. К., Держкомстат України, 2007, с. 156-158.
Голошубова Н.А. Концепция развития оптовой торговли Украины. "Торговое дело" № 6-7, 2006.
Голошубова Н.А. Концепция развития оптовой торговли Украины. "Торговое дело" № 6, 2006, с. 11.
Онищенко А., Юрчишин В. Сельское хозяйство, село и крестьянство Украины в зеркале постсоветской аграрной политики. "Экономика Украины" № 1, 2006, с. 8.