Вильгельм Раабе
Вильгельм Раабе
Раабе Вильгельм (1831—1910) — немецкий писатель, известный первоначально (до 1861) под псевдонимом Якова Корвинуса. Р. в чиновничьей семье. Учился в Вольфенбюттельской гимназии. Прослушал в Берлине цикл лекций по истории, философии и литературе. С 1870 и до конца жизни жил в Брауншвейге.
Р. вырос с немецким реализмом и сам содействовал его расцвету. Творчество Р. отражает один из этапов в развитии немецкой буржуазии второй половины XIX века, напуганной революцией 1848 и примирившейся с реакцией. Объективистское изображение действительности вместо прежнего выявления революционных тенденций, интерес к обыденной жизни, изображение реальности во всем ее многообразии ставились во главу угла нового искусства, в частности литературы. Творчество Р., этого талантливого писателя-юмориста, лишено широкого социального фона. Писатель с очень ограниченным горизонтом, он вращается исключительно в пределах мелкобуржуазного быта. В центре у него — небольшой город с его печальными закоулками и узкими улицами. На этом фоне выступают его герои: старые ученые, служащие, мелкие лавочники и ремесленники. В большинстве случаев это — простые, тихие, забитые люди, нередко странные чудаки, оказывающиеся героями в борьбе с жизнью («Der Hungerpastor»).
Мировоззрение Р., как и другого немецкого реалиста Готфрида Келлера, складывалось под влиянием философии Фейербаха. Р. усвоил основной ее смысл — отрицание догматики, внутреннее освобождение личности, утверждение действительности во всем ее многообразии. Это мировоззрение нашло свое отражение в романах и рассказах раннего Раабе («Die Chronik der Sperlingsgasse», 1856; «Ein Frühling», 1858; «Die Kinder von Finkenrode», 1859, и др.).
Одним из первых произведений Р. является «Хроника Воробьиного переулка» (Die Chronik der Sperlingsgasse). Специфической особенностью художественного метода Р. в этот период является полнота зарисовки событий и образов, их красочность и разнообразие. Но в реалистическом изображении отдельных событий и поступков у Раабе нет той последовательности, которая свойственна другим представителям немецкого реализма, например Келлеру. Реалистическое повествование Раабе здесь еще часто перебивается лирическими отступлениями, воспоминаниями о прошлом, что непосредственно связано с романтизмом в его творчестве.
Первым крупным романом Раабе являются «Люди из леса» (Die Leute aus dem Walde, 1863). Специфической особенностью и «Хроники» и первого романа, вообще всего раннего периода творчества Р., являются обширная цитация, заимствования из литературных произведений, многочисленные ссылки на литературные образцы, имена литературных героев и т. п. Новеллы Р., где он постепенно освобождается от литературных образцов, более самостоятельны и более красочны. Литературные и исторические источники становятся только сырьем, которое Раабе перерабатывает, материалом для создания образов. Освобождаясь от излишнего литературного груза, Р. вместе с тем освобождается и от романтических элементов своего творчества. На этом этапе его творческого пути острота наблюдательности, изображение жизни таковой, как она есть, во всей ее красочности и наглядности, достигают у Р. своего высшего предела. Реализм Р. проявляется здесь наиболее ярко.
С 1865 происходит поворот в мировоззрении и художественном методе Р., который можно выразить в словах «от Фейербаха к Шопенгауэру». Философия Шопенгауэра, отразившая процесс упадка буржуазной философской мысли, становится философией героев Р. Уже в «Людях из леса» в словах Улекса чувствуется влияние пессимизма Шопенгауэра, но последовательное и более глубокое нарастание пессимистического настроения намечается в трилогии Р.: «Der Hungerpastor» (1864), «Abu Telfan» (1868), «Der Schüdderump» (1870).
В первой части трилогии — в романе «Hungerpastor» — Раабе выводит молодого человека, который трудом и лишениями пробивает себе дорогу в жизни. Автор подчеркивает, что, несмотря на его кажущееся внешнее поражение, благодаря внутреннему спокойствию или юмору приобретаются внутреннее освобождение и победа. В произведении наличествует бодрый жизнерадостный тон. Во втором романе «Abu Telfan» наблюдается уже снижение этого тона. Хотя автор и идет еще по линии утверждения жизни и поет ей дифирамбы, но герой принужден разочароваться в своих надеждах и притти к отречению. Последнее произведение трилогии — «Der Schüdderump» — пронизано идеями философии пессимизма. Роман оканчивается победой зла и гибелью героини.
Вместе с этим нарастанием пессимизма к концу творческого пути Р. обнаруживается у него и тенденция к символизации жизни («Heimkehr aus der Fremde»). Значительное место в творчестве Р. отводится историческим произведениям («Die schwarze Galeere», «Ferne Stimmen». 1865) и др.
Характерной чертой Р. является его юмор. Его реалистический стиль, то ясный и простой, то усложненный, построен в большинстве случаев на быстрой смене серьезного и шутливого.
Список литературы
Sämtliche Werke, 18 Bde, Berlin, 1913—1920.
Литература о Р. как журнальная, так и книжная очень велика (особенно за последнее десятилетие). Поэтому здесь названы только некоторые из отдельных книг о нем и его творчестве. Gerber Р., W. Raabe, Lpz., s. а., (1897) (первая монография о Р.)
Brandes W., W. Raabe, 2 Aufl., Wolfenbüttel, 1906
Stimmel E., Einfluss der Schopenhauerschen Philosophie auf W. Raabe, Diss., München, 1919
Spiero H., Raabe. Leben, Werk, Wirkung, 2 Aufl., Darmstadt, 1925
Heess W., Raabe. Seine Zeit u. seine Berufung, Berlin, 1926
Grohmann W., Raabe-Problem, Darmstadt, 1926
Hartmann F., W. Raabe, 2 Aufl., Hannover, 1927
Fehse W., W. Raabe, Leben, Berlin, 1928
Его же, W. Raabes Sendung, Berlin, 1929
Его же, Im Spiegel des alten Proteus, Berlin, 1931
Perquin N., Raabes Motive als Ausdruck seiner Weltanschauung, Amsterdam, 1928
Mehring F., Zur Literaturgeschichte von Hebbel bis Gorki, Berlin, 1930.
Spiero H., Raabe-Lexikon, Berlin, 1927
Hagemann L., W. Raabe-Katalog, 2 verm. Aufl., Berlin, 1927.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru