Анализ деятельности универмага "Крыница"

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Охрана труда и пожарная безопасность

Тема 2. Организация труда и управление в магазине

Тема 3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазином

Тема 4. Формирование ассортимента, потребительские свойства и качество товаров

Тема 5. Организация товароснабжения торгового объекта

Тема 6. Технологические процессы на розничном торговом объекте

Тема 7. Организация розничной продажи и обслуживания покупателей

Тема 8. Учет и отчетность торгового объекта

Тема 9. Экономические показатели работы торгового объекта

10. Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложение

Минский торговый колледж

ТЕМА 1. ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Универмаг «Крыница» Слуцкого райпо в настоящее время является крупнейшим торговым центром в г. Слуцке, наряду с такими крупными торговыми объектами города, как Слуцкий рынок, торговый дом «Случ», универмаг «Слуцк». Общая площадь универмага «Крыница» составляет 14,2 тыс. кв. м., площадь торговых залов универмага составляет 10090 кв. м.

Универмаг «Крыница» является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и другие счета в учреждениях банков. Целью создания организации является наиболее полное и своевременное удовлетворение спроса населения в товарах народного потребления и услугах, а также получение прибыли.

Капитал универмага «Крыница» формируется за счет:

- имущества денежных взносов, переданных ему учредителями;

- продукции, произведенной организацией в результате хозяйственной или иной деятельности;

- полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством;

- иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Универмаг «Крыница» имеет лицензии на осуществление следующих видов деятельности: на право розничной торговли и торгово-производственной деятельности; на право торговли алкогольными и табачными изделиями; на розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга, инвентаря, а также часами в корпусах из драгоценных металлов; на оказание бытовых услуг; на осуществление оптовой торговли; на право торговли средствами измерений.

Режим работы универмага «Крыница» - с 9.00 до 21.00 ежедневно кроме воскресенья, в воскресенье - с 10.00 до 18.00.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории учреждения и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные о6язанности.

В универмаге «Крыница» помещения управленческих работников (с ЭВМ) и торговых работников (с электрическим оборудованием) относятся к классу помещений без повышенной опасности с точки зрения поражения электрическим током. В данных помещениях непроводящие полы, отсутствует токопроводящая пыль, отсутствует сырость.

Причины возникновения пожара могут носить электрический и неэлектрический характеры. К причинам электрического характера относятся: искрения, большие переходные сопротивления, электрические дуги, перегрузки, замыкания, разряды атмосферного электричества, а так же статическое электричество. К причинам неэлектрического характера относятся: неисправность оборудования и нагружение технологических процессов (нарушение герметизации оборудования, выделяющего пыль и газы), неисправность вентиляционных систем; неправильное устройство и эксплуатация отопительных систем (котельных, печей и др.), неосторожное обращение с огнем.

Предупреждению пожара в универмаге «Крыница» способствует проведение следующих мероприятий: эксплуатационные мероприятия предусматривают правильную эксплуатацию машин, оборудования и правильное содержание зданий и территорий, к организационным мероприятиям относятся: проведения инструктажа, бесед, лекций; обучение работающих пожарной безопасности и др., к мероприятиям режимного характера относят: запрещение курения в неустановленных местах, производство сварочных работ в пожароопасных зонах, к техническим мероприятиям относят: соблюдение противопожарных правил и норм при устройстве отопления, вентиляции, оборудования. Помещения универмага «Крыница» оборудованы электрической пожарной сигнализацией, включающей в себя линию связи, коммутатор, источник питания, звуковое средство сигнализации.

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ В МАГАЗИНЕ

Высшим органом управления универмага «Крыница» является: общее собрание участников, наблюдательный совет, директор, которые рассматривают отчеты по деятельности, устанавливают размер дивидендов, решают другие наиболее важные вопросы. Организационная схема управления универмага «Крыница» приведена на рисунке 2.1.

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

Рисунок 2.1. Организационная схема управления универмага «Крыница»

Связь между директором и основными подразделениями универмага «Крыница» линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом - администрацией.

В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т. п.; в составе продавцов выделяют специальность - продавец продовольственных товаров. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6).

В целом структура управления универмага «Крыница» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство предприятием.

Учет рабочего времени в универмаге «Крыница» ведётся по табелю учета рабочего времени, который составляется отделом кадров. Утверждается табель директором предприятия.

В универмаге «Крыница» установлена 5-ти дневная рабочая неделя с 2-мя выходными днями для руководителей и специалистов. Для рабочих, служащих, продавцов, контролеров-кассиров продолжительность ежедневной работы определяется графиком сменности и правилами внутреннего трудового распорядка.

В исключительных случаях работники универмага «Крыница» могут быть привлечены к сверхурочной работе и работе в выходные дни без их согласия на проведение переоценок, инвентаризации ТМЦ, обслуживание спецмероприятий, организацию выездной торговли в праздничные дни, организацию сезонной торговли, проведение ремонтных работ, санитарной уборки производственных помещений.

На предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Заработная плата начисляется в соответствии с тарифной ставкой за фактически отработанное время, за выполнение соответствующих показателей или условий, установленных Положением о премировании, предусматривается определенный размер премии. Так за выполнение плана розничного товарооборота - 10 %. за прирост товарооборота в сопоставимых ценах в % к предыдущему году - 10 %, за увеличение нагрузки на 1 работника в сопоставимых ценах - 10 %. Кроме этого, работники, проработавшие в торговой сфере от 1 до 3 лет получают 5 % к окладу, проработавшие от 3 до 5 лет -10 %, от 5 до 10 лет - 15 %, свыше 10 лет - 20 %.

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАГАЗИНОМ

Здание универмага «Крыница», являясь отдельно стоящим, в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса, чем здании других типов. Здание универмага является: по капитальности - капитальное, по особенностям объемно-планировочных решений - одноэтажное, по размеру торговой площади - крупное.

По типизации товарного профиля магазин - универсальный, по типизации форм продажи - магазин самообслуживания (включает также мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующий товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.

Универмаг по степени специализации - универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. По виду розничной торговой сети - стационарный, который включает в себя мелкорозничную торговую сеть. Мелкорозничная торговля организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, соки, напитки, квас, пиво, табачные изделия и др.). Ее роль особенно повышается в летнее время и в период проведения массовых мероприятий.

Все помещения универмага «Крыница» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала. Торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, что позволяет обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале без перебоев. Необходимо отметить загруженность проходов, соединяющих торговый зал с подсобными помещениями, товарами, подготовленными для продажи, забракованной продукцией. Однако здесь необходимо учитывать сезонные колебания спроса (летом такого может и не наблюдаться) и стремление работников предприятия максимально полезно использовать площади универмага.

Административно-бытовые помещения находятся в одном блоке с другими помещениями универмага «Крыница». С одной стороны они удалены от подсобных помещений, что создает хорошую звукоизоляцию и условия для работы, но с другой стороны, чтобы попасть в торговый зал, другие подсобные помещения, нужно пройти через разгрузочную, где практически всегда идет приемка товаров.

Торговые помещения занимают около 50 % всей площади универмага, что не в полной мере отвечает требованиям рациональной планировки, однако это объясняется тем фактом, что здание универмага «Крыница» в первые годы открытия постоянно реконструировалось, достраивались различные пристройки, в большей мере увеличивая вспомогательную площадь, чем торговую. Так торговый зал расположен на одном уровне с подсобными помещениями и имеет комбинированную планировку (линейная плюс островная).

Эти требования вполне удовлетворяли запросам определенного числа населения района в первые 10-15 лет функционирования предприятия. Но район застраивался, число жителей росло, менялись и совершенствовались хозяйственные связи универмага «Крыница», появилось множество новых товаров, как отечественного, так и иностранного производства, менялись вкусы и предпочтения потребителей, росли их доходы, обострилась, как внутриотраслевая конкуренция, так и конкуренция между производителями продовольственных товаров. Поэтому размер помещений и планировка на данный момент иногда могут и не соответствовать фактическому товарообороту универмага, объему выполняемых работ.

Все это должно покрываться высоким уровнем установочной и экспозиционной площадей, иногда не целевым использованием площадей, высокой товарооборачиваемостью, применением новейшего оборудования для торговых залов, обеспечивающего рациональную выкладку и хороший показ товаров, ростом производительности труда, грамотной организацией работы персонала предприятия, развитием системы мотивации работников.

Техническая оснащенность универмага «Крыница» включает в себя механическое и немеханическое оборудование. Немеханическое оборудование составляет основу рабочего места продавца и должно удовлетворять определенным требованиям, обеспечивающим высокую культуру обслуживания покупателей и удобство для работы продавца. К немеханическому оборудованию относятся прилавки, рабочие столы, шкафы, полки, горки, витрины, подтоварники, стеллажи. В универмаге «Крыница» в каждом отделе применяется оборудование для размещения, подготовки и продажи, упаковки и отпуска товаров на рабочем месте продавца - это прилавки, рабочие столы, тумбы. Для показа, то есть рекламы, служат витрины, горки, шкафы, полки.

Немеханическое оборудование должно создавать благоприятные условия для покупателей при осмотре товара, а также удобств работы торговому персоналу, рациональное размещение достаточного количества товара, инвентаря, упаковочного материала. В подсобных помещениях для подготовки и хранения товаров применяют такое оборудование, как рабочие столы, подтоварники, поддоны, стеллажи.

К механическому оборудованию в универмаге «Крыница» относятся кассовые машины, весы, а также холодильные машины - это холодильные камеры, шкафы и витрины.

В отделах универмага «Крыница», а также в подсобных помещениях устанавливают холодильное оборудование для хранения скоропортящихся товаров. К холодильному оборудованию мы относим охлаждаемые устройства, предназначенные для краткосрочного хранения, демонстрации и продажи охлажденных или замороженных продуктов.

Торговое оборудование универмага «Крыница» включает сборные холодильные камеры, холодильные шкафы, холодильные витрины, прилавки-витрины для продажи товаров. Все холодильное оборудование имеет двойные стенки. Наружные - из листовой стали, внутренние - из пищевого пластика. Между стенками находится пенополеуретан - это тепло- и гидроизоляционный материал. Батареи-испарители находятся в верхней части камеры или на задней стенке. Под испарителем помещен поддон. Вентиляция воздуха может быть естественной и искусственной, дверцы закрываются герметически, остекление двойное. Между стеклами находится воздух, который является теплоизоляционным.

Ежедневно в универмаг «Крыница» поступают сотни тысяч различных грузов. Значительная часть их поступает в мешках и кипах весом до 100 кг и более. Из года в год возрастает количество грузов, поступающих в контейнерах, перемещение которых требует больших усилий. Следовательно, универмаг обеспечен соответствующим подъемно-транспортным оборудованием. Подъемно-транспортное оборудование имеет очень большое значение. Применение его значительно облегчает процесс обработки и перемещения товаров, повышает тем самым производительность труда. Замена тяжелого ручного труда механизмами и машинами обеспечивает сохранность грузов и тары, правильное использование площадей подсобных помещений.

В универмаге «Крыница» в зависимости от направления перемещения грузов есть подъемно-транспортное оборудование для горизонтального перемещения грузов - это тележки. Обладая хорошей маневренностью, они позволяют перемещать товары весом от 100 кг до 1 т на расстояние 100 м.

Всего на ремонт помещений универмага «Крыница», замену оборудования, модернизацию, проведение рекламных работ, работ по благоустройству оборудованию в 2009 г. израсходовало 89 млн. руб.

В течение 2009 г. приобретено следующее оборудование:

- весы электронные - 8 шт.,

- холодильное оборудование - 12 ед.,

- торговое оборудование - 21 ед.,

- кондиционеры - 5 шт.,

- системы вентиляции воздуха - 3 ед.,

- компьютеры - 5 шт.,

- принтеры - 2 шт.,

- установлено 2 системы охранно-пожарной сигнализации.

Закуплено:

- мебели (шкафы-купе, гардеробы), всего - 21 ед.,

- короб световой - 1 ед.

ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВО ТОВАРОВ

В универмаге «Крыница» реализуются следующие группы товаров: кожгалантерейные товары; электротовары и бытовая техника; одежда и обувь для мужчин и женщин; одежда и обувь для детей; продовольственные товары.

По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения и опроса покупателей в торговых залах в универмаг «Крыница» и информации полученной от работников исследуемого предприятия мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены на рисунках 4.1 - 4.2.

Рисунок 4.1. Возрастной состав покупателей универмага «Крыница»

Рисунок 4.2. Половой состав покупателей универмага «Крыница»

Основной категорией покупателей универмага «Крыница» являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51 %, то есть можно утверждать, что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.

Рассмотрим более подробно ассортимент швейных товаров ОАО «Элема», реализуемых в универмаге «Крыница». Каждый год в универмаге «Крыница» формируются обновленные перспективные осенне-зимняя и весенне-летняя коллекции одежды, которые содержат 60-80 моделей. Вся коллекция одежды разделена на группы: молодежная, классическая одежда, мужская одежда. Схематично, ассортимент реализуемой указанным выше предприятием, можно представить следующим образом (рисунок 4.3).

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

Рисунок 4.3. Структура ассортимента реализуемой в универмаге «Крыница» швейной продукции ОАО «Элема»

Раскрывая содержание приведенных групп, целесообразно привести виды продукции в каждой ассортиментной группе и их удельный вес в общем объеме изделий данной группы. Молодежная группа: брюки; юбки; шорты; куртки-ветровки; куртки на подкладке. Классическая группа: жакеты; блузы; брюки; юбки; куртки на подкладке. Мужской ассортимент представлен: шорты; брюки; куртки-ветровки.

Исходя из данных, приведенных в таблице 4.1, рассчитываются показатели, характеризующие изменения в ассортименте за 2008-2009 гг.

Таблица 4.1. Динамика реализуемых моделей ОАО «Элема» в универмаге «Крыница» в 2008-2009 гг

Вид изделия

Женская

Мужская

классическая

молодежная

Количество моделей

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

Брюки

1

1

3

5

2

4

Юбки

2

4

4

8

-

-

Шорты

-

-

2

5

1

3

Блузы

1

1

1

0

-

-

Жакеты

2

0

-

-

-

-

Куртки-ветровки

-

-

2

4

2

3

Куртки на подкладке

2

2

3

4

2

2

Итого

8

8

15

26

7

12

1. Коэффициент расширения ассортимента:

, (4.1)

где М>1> - количество реализуемых моделей в 2008 году;

М>2> - количество реализуемых моделей в 2009 году.

а) для моделей классической группы женского ассортимента:

;

б) для моделей молодежной группы женского ассортимента:

в) для моделей мужского ассортимента:

2. Коэффициент обновления ассортимента:

, (4.2)

где М>об> - количество моделей, освоенных в производстве в 2009 году;

а) для моделей классической группы женского ассортимента:

б) для моделей молодежной группы женского ассортимента:

в) для моделей мужского ассортимента:

3. Коэффициент сменяемости ассортимента:

, (4.3)

где М> - количество моделей, снятых с производства в 2009 году;

а) для моделей классической группы женского ассортимента:

б) для моделей молодежной группы женского ассортимента:

в) для моделей мужского ассортимента:

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности продукции. Продукция, реализуемая в универмаге «Крыница», находятся в рейтинге товаров на достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуют данные таблицы 4.2, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров, реализуемых в универмаге «Крыница», по сравнению с товарами, реализуемыми в универмаге «Слуцк».

Проведенные расчеты (таблица 4.2) показали, что товары, реализуемые в универмаге «Крыница», по потребительским параметрам уступают аналогичным товарам конкурента (универмаг «Слуцк»): суммарный параметрический индекс для универмага «Крыница» равен 8,87 балла; для универмага «Слуцк» - 9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для универмага «Крыница» он выше, чем для аналогичных товаров универмага «Слуцк». Из всех потребительских и экономических параметров товары, реализуемые в универмаге «Крыница», по конкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов - 1,1 для универмага «Слуцк».

Таблица 4.2. Единичные и групповые показатели конкурентоспособности товаров

Параметр

Весовой коэффициент

Оцениваемые товары универмага «Крыница»

Товары конкурентов (универмаг «Слуцк»)

Индекс

значение параметра (балл)

оценка

значение параметра (балл)

оценка

1. Потребительские параметры:

1.1. Качество реализуемых товаров

0,3

10

3

10

3

1,00

1.2. Широта ассортимента

1.3. Возможность приобретения товаров в кредит

1.4. Использование средств продвижения товаров

1.5. Соответствие направлениям моды

1.6. Среднее время выполнения заказов

1.7. Сводный индекс

2. Экономические параметры:

2.1. Цена приобретения

2.2. Соответствие цены товара его качеству

2.3. Сводный индекс

3. Интегральный индекс

0,2

0,15

0,1

0,12

0,13

1,0

0,6

0,4

1,0

8

8

7

10

9

8

7

1,6

1,2

0,7

1,2

1,17

8,87

4,8

2,8

7,6

1,17

8

9

9

9

9

9

7

1,6

1,35

0,9

1,08

1,17

9,1

5,4

2,8

8,2

1,1

1,00

0,89

0,78

1,11

1,00

0,97

0,89

1,00

0,93

1,06

Из данных таблицы 4.2 также следует, что повышение конкурентоспособности реализуемых в универмаге «Крыница» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра в универмаге «Крыница» в баллах уступают параметрам универмага «Слуцк».

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА

Закупочная политика универмага «Крыница» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством предприятия не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводит к ситуациям, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар.

Универмаг «Крыница» использует два вида каналов распределения товаров (рисунок 5.1 - 5.2).

0100090000032a0200000200a20100000000a201000026060f003a03574d46430100000000000100f5750000000001000000180300000000000018030000010000006c0000000000000000000000350000006f0000000000000000000000a23e0000ee28000020454d460000010018030000120000000200000000000000000000000000000061130000681b0000d2000000290100000000000000000000000000005034030028880400160000000c000000180000000a0000001000000000000000000000000900000010000000ce0e0000ab090000250000000c0000000e000080250000000c0000000e000080120000000c00000001000000520000007001000001000000a4ffffff00000000000000000000000090010000000000cc04400022430061006c006900620072006900000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000001100c09a110010000000249e1100a49b1100524f6032249e11001c9b1100100000008c9c1100089e1100244f6032249e11001c9b110020000000ac762e311c9b1100249e110020000000ffffffff5c3cdc0027772e31ffffffffffff0180ffff01800fff0180ffffffff000000000008000000080000e8ba120001000000000000005802000025000000372e9001cc00020f0502020204030204ff0200e1ffac004009000000000000009f01000000000000430061006c006900620072000000000000000000e49b1100bf222e3130ee0f32449f1100509b1100ee39273106000000010000008c9b11008c9b1100187a253106000000b49b11005c3cdc006476000800000000250000000c00000001000000250000000c00000001000000250000000c00000001000000180000000c0000000000000254000000540000000000000000000000350000006f00000001000000e1748740397687400000000057000000010000004c000000040000000000000000000000cc0e0000ab0900005000000020000e003600000046000000280000001c0000004744494302000000ffffffffffffffffcf0e0000ac090000000000004600000014000000080000004744494303000000250000000c0000000e000080250000000c0000000e0000800e000000140000000000000010000000140000000400000003010800050000000b0200000000050000000c0270013302040000002e0118001c000000fb020200010000000000bc02000000cc0102022253797374656d0000000000000000000000000000000000000000000000000000040000002d010000040000002d01000004000000020101001c000000fb02f2ff0000000000009001000000cc0440002243616c6962726900000000000000000000000000000000000000000000000000040000002d010100040000002d010100040000002d010100050000000902000000020d000000320a0d000000010004000000000033027001206d0800040000002d010000040000002d010000030000000000

Рисунок 5.1. Прямой канал (нулевого уровня)

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

Рисунок 5.2. Косвенный (одноуровневый) канал

По прямому каналу нулевого уровня в универмаг «Крыница» поступают товары отечественного производства непосредственно с заводов-изготовителей. Канал такого уровня позволяет оперативно, без удорожания доставлять в универмаг «Крыница» продукцию предприятий-производителей. По косвенному каналу распределения в универмаг «Крыница» поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а из продовольственных товаров - кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. По каналу такого уровня в универмаг «Крыница» поступает лишь 10 % реализуемых товаров, поскольку в основном универмаг работает с отечественными производителями.

Данные о поставщиках товаров в универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты приведены на рисунок 5.3 - 5.4.

Данные рисунков 5.3 - 5.4 свидетельствуют о том, что универмаг «Крыница» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельный вес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0,9 %, предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2,4 %.

Рисунок 5.3. Данные о поставщиках товаров в универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты за 2008 г.

Рисунок 5.4 Данные о поставщиках товаров в универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты за 2009 г

С коммерческими структурами договора универмаг «Крыница» заключает на более выгодных условиях оплаты: полная реализация, либо платежным поручением в течение от 10 до 30-40 банковских дней с момента отгрузки товара.

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ

Каждая из частей технологического процесса состоит из отдельных операций (рисунок 6.1).

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

Рисунок 6.1 Внутрискладской технологический процесс в универмаге «Крыница»

Поставка товара в универмаг «Крыница» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками.

Правила приемки товаров по количеству и качеству оговариваются в «Положении о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденном постановлением Министров Республики Беларусь 26 апреля 1996 г. В соответствии с действующим законодательством, обязательными сопроводительным документом, подтверждающим поступление товара, является товарная накладная ТН-2, товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1, специализированные накладные типовой формы ТТТН-1.

Приемка товаров по количеству в универмаге «Крыница» осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, а в случае внутреннего перемещения по товарной накладной, к которой прилагается протокол согласования отпускных цен на товары. Для контроля качества продукции собственного производства в универмаге «Крыница» разработаны схемы лабораторного контроля качества продукции.

Работник, осуществляющий приемку, проверяет соответствие ассортимента, количества товара данным, указанным в сопроводительных документах. Проводится также проверка сертификатов и удостоверений качества на продукцию, сроков годности товара, целостности и соответствия его тары и упаковки, внешнего вида продукции. В случае выявления недостачи, несоответствия по ассортименту или количеству товара, порчи продукции, нарушения упаковки составляется акт, который подписывается ответственными работниками универмага в присутствии водителя-экспедитора.

После окончания приемки материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку, подписывает сопроводительный документ, а также ставит отметку о времени начала и конца приемки товара. После оформления накладной производится формирование цены (торговая надбавка от 10-30% в зависимости от наименования товара).

Основанием для завоза товаров в универмаг «Крыница» служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор универмага «Крыница», затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары доставляются в универмаг «Крыница» централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров в универмаг «Крыница» - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение универмага товарами, не отрывает работников универмага «Крыница» от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в универмаге «Крыница» поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз товаров в универмаг «Крыница» может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Необходимо отметить несколько минусов в работе складского хозяйства универмага «Крыница». Дело в том, что площади склада не отвечают нуждам организации, то есть весь получаемый товар не удается разместить на стеллажах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для них не предназначенных, это создает некоторые трудности при перемещении по территории организации, а также затрудняет поиск нужного товара. Также существуют определенные трудности с учетом товаров на складе, поскольку этот процесс практически полностью осуществляется вручную.

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. В настоящее время структура торгового процесса универмага «Крыница» выглядит следующим образом: на четырех этажах торговых залов размещены 7 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению:

Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 2 «Обувно-галантерейные товары» - 8 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 3 «Швейно-трикотажные товары» - 7 торговых секций, 4 склада;

Отдел № 4 «Товары для дома» - 6 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 5 «Товары для женщин»;

Отдел № 6 «Культтовары» - 5 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 7 «Продовольственные товары» - 2 торговые секции, кафе, 2 склада.

По методу самообслуживания работают 15 секций. Кроме самообслуживания в некоторых секциях универмага осуществляется продажа товаров по образцам, с открытой выкладкой, через прилавок. Специалистами универмага постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию применяемого торгово-технологического оборудования, оно постоянно обновляется, заменяется современным и эстетичным. Ежегодно организуется работа бригад, реализующих садово-огородный инвентарь (в весенне-летний период), школьно-письменные принадлежности (в период школьного сезона), елок и елочных украшений (в зимний период), а также бригады мелкой розницы (весенне-летний период).

С целью расширения дополнительных услуг заключены договоры субаренды на продажу печатной продукции, живых цветов, театральных и других билетов. В универмаге оказывается 70 видов дополнительных услуг, причем - 30 бесплатно. Организуется праздничная торговля к праздникам: день святого Валентина; день защитников Отечества; международный женский день 8 марта - выездная торговля; «Школьный базар» - выездная торговля; «Осенний базар» - выездная торговля.

В универмаге «Крыница» оказываются дополнительные услуги:

а) в процессе продажи: прием предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже; прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже; расчет за товары с применением кредитных карточек; организация дегустации отдельных товаров;

б) в процессе послепродажного обслуживания: вызов покупателю такси для доставки купленных товаров; проявление пленки и печатание снимков; подарочная упаковка приобретенных товаров;

в) не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров: организация автостоянки при магазине; организация обменного пункта валюты; организация в магазине бара; организация в магазине камеры хранения личных вещей; организация аптечного киоска; организация проката видеокассет.

Для анализа культуры торговли по формулам (7.1) - (7.5) рассчитаем следующие показатели.

1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня:

(7.1)

где Ку - коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;

А1, А2, ... , Аn - количество наименований товаров в момент проверки;

А - количество наименований товаров по ассортиментному перечню;

n - количество проверок.

2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей:

(7.2)

где Кд - коэффициент дополнительного обслуживания;

У1, У2, Уn - количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц;

У - количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем;

n1 - количество проверок;

У01 У02, У03 - объем платных услуг в отчетном периоде, р.;

Уn1 Уn2, Уnn - объем услуг в соответствующем периоде прошлого года;

n2 - количество предоставляемых покупателям услуг по видам.

3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания:

Ко = Зо / Зф, (7.3)

где Ко - коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания;

3о- оптимальные затраты времени на обслуживании, с;

Зф - фактические затраты времени на обслуживание, с.

4. Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей:

Км = Мп / Мо, (7.4)

где Км - коэффициент культуры по мнению покупателей;

Мп - количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;

Мо - общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.

Значимость каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей

Показатель культуры обслуживания

Значимость показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл

Коэффициент устойчивости ассортимент (Ку)

З1 = 0,35

Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд)

З2 = 0,20

Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко)

З3 = 0,45

Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (Км)

З4 = 1,0

Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

К>обоб> = [(З1 × Ку) + (З2 × К2) + (З3 × К3) + Км] / 2. (7.5)

В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оценивается по следующим категориям:

магазины с высоким уровнем культуры торгового обслуживания - 0,901 и более;

со средним - от 0,701 до 0,900;

с низким - до 0,700.

Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортиментного перечня приведены в таблице 7.2.

Таблица 7.2. Данные для расчета коэффициента устойчивости ассортиментного перечня

Показатель

Значение

А1

25

А2

30

А

23

n

2

Ку = ((25/23)+(30/23)) / 2 = 1,196

Данные для расчета коэффициента дополнительного обслуживания покупателей приведены в таблице 7.3.

Таблица 7.3. Данные для расчета коэффициента дополнительного обслуживания покупателей

Показатель

Значение

У1

2

У2

3

У

2

N1

2

У01

1080

У02

990

Уn1

960

Уn2

1120

N2

2

Таким образом, Кд = 1,127

Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания равен:

Ко = 120 / 300 = 0,4

Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей равен:

Км = 8 / 10 = 0,8

Определим обобщающий коэффициент культуры обслуживания:

К>обоб> = [(0,35 × 1,196) + (0,20 × 1,127) + (0,45 × 0,4) + 0,8] = 1,50

Таким образом, универмаг «Крыница» можно отнести к торговому объекту с высокой культурой обслуживания.

ТЕМА 8. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА

Контроль за деятельностью в универмаге «Крыница», а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодно избираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др.

Бухгалтера - ведут бух. учет по всему предприятию. Бухгалтер по зарплате - начисляет зарплату работникам. Экономисты - планируют объемы продаж продукции, устанавливают отпускные цены в соответствии с закупочными. Товароведы собирают заявки и завозят товары по торговым предприятиям, изучают спрос. Заведующий магазином - делает заявки на товары, принимают товары, составляют и сдают каждую семидневку отчеты, следят за порядком в магазине. Продавцы - выполняют свои непосредственные обязанности (могут быть как продавец и зав. маг в одном лице). По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др. По действующему законодательству в универмаге «Крыница» ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность в валюте, принятой на территории Республики Беларусь в качестве единого платежного средства (в национальной валюте). Отчетность о налогах предоставляется в налоговую инспекцию в сроки и по формам, определяемым налоговым законодательством. На предприятии бухгалтерский учет ведется с использование программы «1С. Бухгалтерия - проф. 7.7». Каждая операция оформляется на основании первичных документов, ведется учет бланков строгой отчетности. Перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация расчетов. Оценка и учет активов и пассивов баланса, исчисление и уплата налоговых и неналоговых платежей, безналичные расчеты производятся в миллионах белорусских рублей с одним десятичным знаком после запятой. Реализация продукции (работ, услуг) отражается по мере отгрузки покупателям (заказчикам) ценностей, выставления счетов по оказанным услугам.

ТЕМА 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА

На основании данных отчета о товарообороте и запасах товаров универмага «Крыница» за июль-декабрь 2009 г. (приложение) проведем анализ состава розничного товарооборота универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг. (таблица 9.1).

Таблица 9.1. Состав товарооборота универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Состав товарооборота

6 мес. 2008 г.

6 мес. 2009 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

Общий объем розничного товарооборота, в том числе:

63831,1

100,0

78962,6

100,0

+15131,5

-

123,7

а) розничный товарооборот розничной торговой сети

62522,5

97,95

77455,3

98,09

+14932,8

+0,14

123,9

б) розничный товарооборот общественного питания

1308,6

2,05

1507,3

1,91

+198,7

-0,14

115,2

Из общего объема розничного товарооборота продажа:

а) продовольственных товаров

6427,8

10,07

7971,4

10,1

+1543,6

+0,03

124,0

б) непродовольственных товаров

57403,3

89,93

70991,2

89,9

+13587,9

-0,03

123,7

За 6 мес. 2009 г. по сравнению с 6 мес. 2008 г. в действующих ценах наблюдается рост розничного товарооборота розничной торговой сети и розничного товарооборота общественного питания, соответственно, на 14932,8 млн. руб. и на 198,7 млн. руб. В структуре розничного товарооборота удельный вес товарооборота розничной торговой сети вырос на 0,14 %, а товарооборота общественного питания снизился на 0,14 %. Розничный товарооборот розничной торговой сети на протяжении всего анализируемого периода занимает основой удельный вес (более 97 %).

Из общего объема розничного товарооборота продажа продовольственных товаров увеличилась на 1543,6 млн. руб., а непродовольственных товаров - на 13587,9 млн. руб. Оборот по продовольственным товарам растет более высокими темпами: 124,0 % против 123,7 % по непродовольственным товарам. В структуре товарооборота удельный вес непродовольственных товаров снизился на 0,03 %, а продовольственных товаров вырос на 0,03 %, но все же непродовольственные товары занимают основой удельный вес (почти 90,0 %).

Также необходимо проанализировать динамику и структуру розничного товарооборота рассматриваемого торгового предприятия в разрезе отдельных товарных групп. Для проведения анализа воспользуемся данными таблицы 9.2.

Таблица 9.2. Динамика и структура розничного товарооборота универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Товарная группа

6 месяцев 2008 г.

6 месяцев 2009 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

по сумме, млн. руб.

по уд. весу, %

1. Продовольственные товары - всего

6427,8

10,07

7971,4

10,1

+1543,6

+0,03

124,0

В том числе:

1.1. Мясо и птица

1257,5

1,97

1508,0

1,91

+250,5

-0,06

119,9

1.2. Колбасные изделия и копчености

421,3

0,66

536,7

0,68

+115,4

+0,02

127,4

1.3. Рыба и морепродукты

44,7

0,07

71,0

0,09

+26,3

+0,02

158,8

1.4. Масла (животные и растительные)

25,5

0,04

23,4

0,03

-2,1

-0,01

91,8

1.5. Маргариновая продукция

6,4

0,01

7,7

0,01

+1,3

-

120,3

1.6. Майонезная продукция

6,4

0,01

15,6

0,02

+9,2

+0,01

243,8

1.7. Молоко и молочная продукция (в т.ч. сыры)

1059,6

1,66

1381,5

1,75

+321,9

+0,09

130,4

1.8. Консервы

127,7

0,20

118,2

0,15

-9,5

-0,05

92,6

1.9.Яйца и яйцепродукты

19,1

0,03

23,5

0,03

+4,4

-

123,0

1.10. Кондитерские изделия

772,4

1,21

963,1

1,22

+190,7

+0,01

124,7

1.11. Хлеб и хлебобулочные изделия

217,0

0,34

165,5

0,21

-51,5

-0,13

76,3

1.12. Фрукты и овощи

89,4

0,14

118,2

0,15

+28,8

+0,01

132,2

1.13. Спиртные напитки

1819,1

2,85

2289,6

2,9

+470,5

+0,05

125,9

1.14. Безалкогольные напитки

204,3

0,32

197,2

0,25

-7,1

-0,07

96,5

1.15. Бакалея

44,7

0,07

110,2

0,14

+65,5

+0,07

246,5

1.16. Другие продовольственные товары

312,7

0,49

442,0

0,56

+129,3

+0,07

141,3

2. Непродовольственные товары - всего

57403,3

89,93

70991,2

89,9

+13587,9

-0,03

123,7

В том числе:

2.1. Ткани

3319,2

5,20

3806,2

4,82

+487

-0,38

114,7

2.2. Одежда и белье

10181,1

15,95

12871,1

16,30

+2690

+0,35

126,4

2.3. Меха и меховые изделия

344,7

0,54

379,2

0,48

+34,5

-0,06

110,0

2.4. Трикотаж

7238,4

11,34

9704,7

12,29

+2466,3

+0,95

134,1

2.5. Чулочно-носочные изделия

1946,8

3,05

2479,6

3,14

+532,8

+0,10

127,4

2.6. Обувь

6242,7

9,78

7659,6

9,70

+1416,9

-0,08

122,7

2.7. Моющие и чистящие средства

185,1

0,29

260,8

0,33

+75,7

+0,04

140,9

2.8. Парфюмерно-косметические товары

2866,0

4,49

3514,0

4,45

+648

-0,03

122,6

2.9. Галантерея и нитки

5527,8

8,66

6554,1

8,30

+1026,3

-0,36

118,6

2.10. Мебель

619,2

0,97

805,6

1,02

+186,4

+0,04

130,1

2.11. Ковры и ковровые изделия

1200,0

1,88

1539,9

1,95

+339,9

+0,07

128,3

2.12. Посуда

2202,2

3,45

2645,1

3,35

+442,9

-0,10

120,1

2.13. Часы

772,4

1,21

971,4

1,23

+199

+0,02

125,8

2.14. Электротовары и телерадиотовары

4557,5

7,14

5369,7

6,80

+812,2

-0,34

117,8

2.15. Вычислительная техника

51,1

0,08

150,2

0,19

+99,1

+0,11

293,9

2.16. Велосипеды, мотоциклы, автомобили

134,0

0,21

165,9

0,21

+31,9

-

123,8

2.17. Канцелярские товары

1231,9

1,93

1650,5

2,09

+418,6

+0,16

134,0

2.18. Игрушки

1512,8

2,37

1776,9

2,25

+264,1

-0,12

117,5

2.19. Товары бытовой химии

721,3

1,13

995,3

1,26

+274

+0,13

138,0

2.20. Ювелирные изделия

2189,4

3,43

2850,8

3,61

+661,4

+0,18

130,2

2.21. Другие непродовольственные товары

4359,7

6,83

4840,6

6,13

+480,9

-0,71

111,0

Итого продовольственных и непродовольственных товаров

63831,1

100,0

78962,6

100,0

+15131,5

-

123,7

Из данных таблицы 9.2 видно, что универмаг «Крыница» специализируется на реализации непродовольственных товаров, доля которых за III - IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3 млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03 %-ых пункта. Наибольшую часть розничного товарооборота по непродовольственным товарам в III - IV кварталах 2009 г. обеспечивают такие товарные группы, как одежда и белье (12871,1 млн. руб. или 16,3 % в общем объеме товарооборота), трикотаж (9704,7 млн. руб. или 12,29 % в общем объеме товарооборота), обувь (7659,6 млн. руб. или 9,7 % в общем объеме товарооборота), галантерейные товары (6554,1 млн. руб. или 8,3 % в общем объеме товарооборота), а также электро- и телерадиотовары (5369,7 млн. руб. или 6,8 % в общем объеме товарооборота).

При этом за 6 мес. 2009 г. в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается рост удельных весов по первым двум из вышеперечисленных товарных групп (по одежде и белью - на 0,35 %-ых пункта, по трикотажу - на 0,95 %-ых пункта) и снижение долей в розничном товарообороте по обуви (на 0,08 %-ых пункта), галантерее (на 0,36 %-ых пункта) и электро- и телерадиотоварам (на 0,34 %-ых пункта).

Доля продовольственных товаров в общем розничном товарообороте за III - IV кварталы 2009 г. составила 10,1 %, что на 0,03 %-ых пункта больше, чем за 6 мес. 2008 г. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота в III - IV кварталах 2009 г. занимают такие группы продовольственных товаров, как мясо и птица (1508 млн. руб. 1,91 % в общем объеме товарооборота), спиртные напитки (2289,6 млн. руб. 2,9 % в общем объеме товарооборота) и молочная продукция (1381,5 млн. руб. 1,75 % в общем объеме товарооборота). При этом за 6 мес. 2009 г. в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается снижение удельного веса по первой из вышеперечисленных товарных групп (по мясу и птице - на 0,06 %-ых пункта) и увеличение долей в розничном товарообороте по спиртным напиткам (на 0,05 %-ых пункта) и молочной продукции (на 0,09 %-ых пункта).

Проанализируем влияние факторов товарного обеспечения, а именно величин товарных запасов на начало и конец года, объемов поступления товаров и прочего выбытия товаров, на величину розничного товарооборота универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг. используя формулы товарного баланса (9.1) - (9.2).

З> + П = Р + П> + З>, (9.1)

Следовательно, реализация продукции составит:

Р = З> + П - П> - З>, (9.2)

где Р - объем розничного товарооборота, р.;

З>, З> - товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;

П - поступление товарных запасов, р.;

П> - прочее выбытие (естественная убыль, уценка товаров), р.

Данные для анализа и значения влияния каждого из вышеназванных факторов приведены в таблице 9.3.

Таблица 9.3. Расчет влияния товарного обеспечения на розничный товарооборот универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Показатели

6 месяцев 2008 г.

6 месяцев 2009 г.

Отклонение (+/-)

Влияние на динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года, млн. руб.

29856,4

35148,2

+5291,8

+5291,8

Поступление товаров, млн. руб.

65364

80208

+14844

+14844

Розничный товарооборот, млн. руб.

63831,1

78962,6

+15131,5

+15131,5

Прочее выбытие товаров, млн. руб.

1263,6

+1260

-3,6

+3,6

Товарные запасы на конец года, млн. руб.

30125,7

35133,6

+5007,9

-5007,9

Из данных таблицы 9.3 видно, что увеличение товарооборота универмага «Крыница» в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+14844 млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн. руб.) и прочего выбытия товаров (-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага «Крыница» способствовало увеличение запасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).

Определим средние товарные запасы:

6 месяцев 2008 г.:

(

29856,4 + 30125,7) / 2 = 29991,05 млн. руб.

6 месяцев 2009 г.:

(35148,2 + 35133,6) / 2 = 35140,9 млн. руб.

Время обращения товаров в днях товарооборота рассчитывается по формулам:

, (9.3)

или (9.4)

где - длительность одного оборота;

- средние товарные запасы (определяются по формулам средней хронологической или средней арифметической);

- количество дней анализируемого периода;

- объем реализации (или товарооборота);

- однодневный товарооборот.

Скорость обращения в количестве оборотов () определяется по формулам:

, (9.5)

или . (9.6)

Проведем анализ товарооборачиваемости универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг. (таблица 9.4).

Таблица 9.4. Анализ товарооборачиваемости универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Показатель

6 месяцев 2008 г.

6 месяцев 2009 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Розничный товарооборот, млн. руб.

63831,1

78962,6

+15131,5

123,7

Средние товарные запасы, млн. руб.

29991,05

35140,9

+5149,85

117,2

Товарооборачиваемость, дни

84,57

80,11

-4,46

-

Скорость оборота, обор.

2,13

2,25

+0,12

-

В универмаге «Крыница» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.

На размер изменения среднего товарного запаса оказали влияние два фактора: рост объема товарооборота и замедление товарооборачиваемости. Розничный товарооборот универмага «Крыница» в динамике вырос на 23,7 %, а средние товарные запасы на 17,2 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 7107,9 млн. руб. (29991,05 × (+23,7) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 1958,05 млн. руб. (5149,85млн. руб. - 7107,9 млн. руб.).

С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 23,7 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,87 % и составить за 6 мес. 2009 г. 31451,6 млн. руб. (29991,05 × 104,87 / 100).

Также необходимо рассчитать влияние факторов товарного обеспечения на величину прибыли от реализации рассматриваемого торгового предприятия. Влияние факторов товарообеспечения на прибыль рассчитывается по формуле:

DПi = DРТОi × Уп / 100%, (9.7)

где DПi - величина изменения прибыли за счет i-го фактора товарообеспечения, млн. руб.;

DРТОi - величина влияния i-го фактора товарообеспечения на товарооборот, млн. руб.;

Уп - удельный вес прибыли в розничном товарообороте базисного года (т.е. в данном случае - III - IV кварталы 2008 г.), %.

Результаты расчета влияния факторов на прибыль представлены в таблице 9.5.

Таблица 9.5. Расчет влияния факторов товарообеспечения на прибыль от реализации за III - IV кварталы 2009 г

Фактор

Величина влияния на розничный товарооборот, млн. руб.

Расчет влияния на прибыль от реализации

Величина влияния на прибыль от реализации, млн. руб.

1. Розничный товарооборот

+15131,5

(+15131,5) × 1,77% / 100%

+267,8

2. Товарные запасы на начало года

+5291,8

(+5291,8) × 1,77% / 100%

+93,6

3. Поступление товаров

+14844

(+14844) × 1,77% / 100%

+262,7

4. Прочее выбытие

+3,6

(+3,6) × 1,77% / 100%

+0,1

5. Товарные запасы на конец года

-5007,9

(-5007,9) × 1,77% / 100%

-88,6

Из данных таблицы 9.5 видно, что за счет изменения общего розничного товарооборота рассматриваемого торгового предприятия прибыль от реализации за III - IV кварталы 2009 г. по сравнению с за III - IV кварталами 2008 г. возросла на 267,8 млн. руб., в том числе за счет увеличения товарных запасов на начало года на 5291,8 млн. руб. данный показатель вырос на 93,6 млн. руб., за счет увеличения поступления товаров на 14844 млн. руб. прибыль от реализации увеличилась на 262,7 млн. руб., а за счет снижения прочего выбытия товаров на 3,6 млн. руб. данный показатель вырос на 0,1 млн. руб. За счет увеличения товарных запасов на конец года на 5007,9 млн. руб. данный показатель снизился на 88,6 млн. руб.

Необходимо отметить, что отрицательно влияние фактора товарных запасов на конец года на объемы розничного товарооборота и прибыли от реализации говорит о том, что основным направлением совершенствования товарообеспечения универмага «Крыница» является снижение величины данного фактора.

10. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенный анализ показал, что в целом универмаг «Крыница» функционирует достаточно эффективно. Структура управления универмага «Крыница» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления.

Универмаг по степени специализации - универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. В универмаге «Крыница» реализуются следующие группы товаров: кожгалантерейные товары; электротовары и бытовая техника; одежда и обувь для мужчин и женщин; одежда и обувь для детей; продовольственные товары. Все помещения универмага «Крыница» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала.

Повышение конкурентоспособности реализуемых в универмаге «Крыница» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра в универмаге «Крыница» в баллах уступают параметрам универмага «Слуцк».

Закупочная политика универмага «Крыница» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. По прямому каналу нулевого уровня в универмаг «Крыница» поступают товары отечественного производства непосредственно с заводов-изготовителей. По косвенному каналу распределения в универмаг «Крыница» поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а из продовольственных товаров - кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. Поставка товара в универмаг «Крыница» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. Товары доставляются в универмаг «Крыница» централизованным и децентрализованным методами.

На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. В настоящее время структура торгового процесса универмага «Крыница» выглядит следующим образом: на четырех этажах торговых залов размещены 7 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению. По методу самообслуживания работают 15 секций. Универмаг «Крыница» можно отнести к торговому объекту с высокой культурой обслуживания.

Контроль за деятельностью в универмаге «Крыница», а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодно избираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. Отчетность о налогах предоставляется в налоговую инспекцию в сроки и по формам, определяемым налоговым законодательством. На предприятии бухгалтерский учет ведется с использование программы «1С. Бухгалтерия - проф. 7.7».

Универмаг «Крыница» специализируется на реализации непродовольственных товаров, доля которых за III - IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3 млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03 %-ых пункта.

Увеличение товарооборота универмага «Крыница» в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+14844 млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн. руб.) и прочего выбытия товаров (-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага «Крыница» способствовало увеличение запасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).

В универмаге «Крыница» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.

Для совершенствования работы универмага необходимо проводить работу в следующих направлениях:

- добиваться должного внимания со стороны промышленных предприятий к вопросам, касающимся обновления устаревших образцов и моделей товаров;

- разработать систему отборки товаров непосредственно на предприятии-изготовителе;

- установить четкий контроль за наличием необходимого ассортимента на предприятиях-изготовителях и в секциях универмага путем дополнительных проверок товароведами;

- наладить работу с товаров, не пользующимся спросом (замена товара на предприятиях);

- своевременно предъявлять претензии к изготовителям продукции за поставку некачественных товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Баканов М. И. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 397 с.

    Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник / Л. А. Брагин. - М.: Инфра-М, 2006. - 313 с.

    Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - Мн.: Выш.шк., 2008. - 276 с.

    Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

    Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др. - СПб.: Политехника, 2000. - 322 с.

    Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.

    Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2002 - 460 с.

    Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2000. - 464 с.

    Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. - 450 с.

    Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов по спец. "Коммерция" / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2002. - 579 с.

    Пигунова О. В., Аниськова О. Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Маркетинг, 2002. - 117 с.

    Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Половцева Ф. П.. - М.: Инфра-М, 2000. - 247 с.

    Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник. - М.: Юрист, 2000. - 659 с.

    Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. - М.: Инфра-М, 2001. - 220 с.

    Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. - Мн.: Вышэйшая школа, 2007. - 542 с.