Художественная функция образа Сони Мармеладовой в раскрытии идейного содержания романа
Художественная функция образа Сони Мармеладовой в раскрытии идейного содержания романа
Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
Всем ходом романа, цепью эпизодов, структурной совокупностью примененных им художественных средств Достоевский показал полное крушение идеи Раскольникова.
Зачем же писателю понадобился еще эпилог?
Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного времени. Из эпилога мы узнаем о смерти Пульхерии Александровны, о браке между Дуней и Разумихиным, о предпринимательской деятельности Разумихина.
Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать.
Мотив отвержения не получил полного развития в самом романе. Раскольников не хотел считаться с мнением не только процентщицы, но и Лизаветы, Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали героя, что особенно ярко проявляется в сцене покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова покаяться. Соня убеждала его прислушаться к голосу народной совести.
Зачитаем страницу покаяния: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца". Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одной искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием..."
Покаяние перед народом не имело ничего общего с признанием своей вины перед Порфирием, перед государственным судом. Исповедь на площади должна была помирить Раскольникова с народом. Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию иронично. Каторжане тоже сторонились Раскольникова: "Казалось, он и они были разных наций.
Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины были на самом деле так глубоки и сильны... Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть... Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее." "Ты барин! - говорили ему. - Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело".
Если "мокрое дело" не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа.
Что предвещает сон Раскольникова в эпилоге?
Целые селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины - круглые черви, личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются человеку.
Аллегория очевидна: низменное и животное передастся человеку через "вселявшихся в тела людей духов, одаренных умом и волей". Образ трихинов использован потом Максимилианом Волошиным в стихотворении "Трихины":
Исполнилось пророчество: трихины В тела и в дух вселяются людей. И каждый мнит, что нет его правей. Ремесла, земледелия, машины Оставлены. Народы, племена Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами, Казнят и жгут: мор, голод и война. Ваятель душ, воззвавший к жизни племя Страстных глубин, провидел наше время: Пророчественною тоской объят, Ты говорил, томимый нашей жаждой, Что мир спасется красотой, что каждый За всех, во всем, пред всеми виноват. |
Достоевский подчеркивает в эпилоге осознание скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей спасение. "Претерпевший до конца спасется" - таким претерпевшим до конца в эпилоге и оказывается Раскольников. На пике мучивших его ужасов его пронзила любовь.
Нам предстоит выяснить, почему именно Соня "воскресила" Раскольникова.
Согласно П.С. Соловьеву (русскому поэту, философу, публицисту), среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же - тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Следовательно, София есть Церковь, невеста Божественного Логоса. Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. Отец П. Флоренский развивает учение Соловьева, отбрасывая учение о падении: София есть душа и совесть человечества, Ходатаица и Заступница "пред Словом Божиим, судящим тварь и рассекающим ее надвое..."
Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены с этим учением. Она не хочет своего бесчестия, она взяла его на себя ради спасения детей своей чахоточной мачехи. Страдая и оставаясь душевно чистою, она переносит грязь своего положения со смирением и кротостью. "Она беззащитна в миру, но тем не менее находится под глубочайшею охраною Отца Небесного". Ее судьба есть выражение "тайны Царства Божия, которое приходит к малым и нуждающимся в опеке, а не к великим и мудрым; мытари и блудницы принимают его, а благоустроенные и почтенные замыкаются от него."
По учению Павла Флоренского, "существа, начавшие жизнь свою любовью к абсолютному добру, от века живут в Царстве Божием, а падшие существа, пройдя более или менее длинный путь развития и освободившись от зла, также все рано или поздно становятся постепенно членами Царства Божия. В конце концов все покорятся Богу".
Как видим, Достоевский ставит знак равенства между религиозностью и нравственностью: Бог - это любовь наша к близким и дальним. Свобода - это возможность дать нуждающимся. Равенство - это взаимное уважение. На этих началах возможно единение людей. Соня - олицетворение доброты, самопожертвования, кротости и всепрощения.
В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в "божий промысел".
Я.О. Зунделович считает, что Соня "только рупор идей, не находивших себе адекватного художественного воплощения, необходимых Достоевскому как религиозному проповеднику, а не как писателю. Она указывает Раскольникову путь спасения в словах, лишенных эстетической слезы".
Это принципиально важный вопрос, требующий осмысления. Большинство исследователей творчества Достоевского сходятся во мнении о том, что образ Сони дидактический. "Преступление и наказание" - первый роман, в котором писатель попытался выразить свои религиозно-эстетические взгляды. В черновиках Достоевский указал, что "идея романа" - "православное воззрение, в чем есть православие?".
Если довериться Зунделовичу, не увидеть знак вопроса в записной книжке Достоевского, то образ Сони действительно не имел бы художественного значения. Попробуем устранить Соню из романа и сразу же увидим, как разрушится структура произведения. Свести образ Сони к голой схеме оказывается невозможным.
Достоевский понимал, что пьянство, проституция и преступление - это следствие не первородного греха, а несправедливо устроенной среды. Профессия Сони - результат условий, в которых она пытается выжить. Ни средств, ни положения, ни образования она не могла поставить в свою защиту от злобного мира. И, тем не менее, Достоевский нашел в Соне, в беззащитном подростке, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных совестью и волей. Поэтому она и могла стать героиней романа, в котором показаны пути противостояния миру.
Профессия проститутки позорит Соню, но мотивы и цели, диктующие ей путь, самоотверженны и возвышенны. Профессию ей пришлось выбрать поневоле, но цели поставлены ей самой.
Д. Мережковский отождествляет вину Сони с виной Раскольникова:
"Соня - преступница, но в ней есть и святая, как в Дуне есть мученица, а Раскольников - подвижник". Достоевский наоборот ставит героев в противоречивое отношение сочувствия, любви и борьбы, которая, по его замыслу, должна закончиться утверждением правоты Сони. Раскольников совершает двойное убийство, чтобы стать властелином "над муравейником", Соня делает зло себе, чтобы иметь возможность оказать добро обездоленным и беззащитным. Достоевский считает ее жертвенность подвигом и винит мир, который сжигает ее на костре позора.
Раскольников уверен, что Соня пойдет за ним, а потрясенная Соня не может бросить малышей, которых ей и прикрыть от безобразия нечем, как только телом своим. Достоевский видел, что в жизни так уложилось, что не всегда можно следовать только добру и всегда избегать зла.
Христос, по Евангелию, спас блудницу от людей, собравшихся побить ее камнями и та, прозрев, оставила грешное дело, став святой. Обстоятельства жизни не позволяли Соне перестать "грешить". Вечная Сонечка не только страдалица, она по-настоящему любит всех погибающих, себе подобных. Она жертвует собой не ради благости страдания, не ради загробного блаженства своей души, а для того, чтобы избавить от мучений оскорбленных и угнетенных.
Она не ропщет, не плачет, а доказывает судьбой необходимость переустройства мира. Соня действует и "определяет ход событий, а Раскольников вынужден поступать так, как задумывает она. (Уже поэтому мы не можем назвать образ Сони пассивно-вспомогательной фигурой). Двигателем ее самоотверженности является мечта о личном счастье, но мысли об устроении собственной доли запрятаны у нее вглубь, она без колебаний подчиняет их альтруистическим целям.
Соня предоставила судьбу мира воле Бога, а себе назначила делать частное добро. При этом она не переступит через личность другого, никого не обидит, не осудит, без расчета добровольно пожертвует собой. Худенькая и кроткая, она переспрашивает: "Что ж, Катерина Ивановна, неужели и мне на такое дело пойти?" и слышит в ответ: "А что ж, чего беречь? Эко сокровище!" Соня сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне.
Перед Соней вставал вопрос и о самоубийстве. Она обдумала его и выбрала ответ: "А с ними-то что будет... Раскольников странно посмотрел на нее. Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль, может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокость слов не заметила...Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы помогло, думал он, по сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою".
Сила воли и решимость у Сони были выше, чем мог предположить Раскольников. Он отказался от условностей старой морали, понимая, кому она выгодна. Соня же признавала догмы старой морали, все правила церковных прописей. От самоубийства ее удерживало не столько размышление о грехе, сколько сироты.
Соня называет себя великой грешницей, но не замаливает грехи, она спасает гибнущих, за других она готова отдать "тело свое". Она без колебаний вступает в борьбу за Раскольникова с ним самим. Соня чувствует, что он несчастен, убеждения его пугают ее. Сострадание заставляет ее переубедить, нравственно очистить его. В нелегком процессе воскрешения рождается чувство. Достоевский прослеживает этапы становления большой любви героев.
В предсмертной исповеди Мармеладова она появляется испуганным и нескладным подростком. Во второй раз Раскольников видит в Соне растерянного ребенка, нуждающегося в защите. Естественно, что Соня видит в Раскольникове доброго дядю из высшей среды, который может помочь ее семье в трудную минуту. На поминках она вдруг узнает, что Он такой же бедняк. Соня поражена, но в ней нет ничего такого, что испытывает ищущий помощи, разглядев, что напрасно надеялся.
Бедность Раскольникова перевела их отношения на новую ступень:
"Целый мир неведомо и смутно вошел в ее душу"; Раскольникову "все хотелось смотреть в ее тихие, ясные глаза..."
Достоевский излагает историю любви преступника и проститутки в сдержанной и деликатной тональности. В "Преступлении и наказании" любовь - это не традиционные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а поединок двух правд. Сюжет о женщине, следующей за своим мужем в Сибирь, понимание подвига мужей, женская самоотверженность во имя долга поэтически разработана Н.А. Некрасовым. У Достоевского другое: всемирно-историческая проблематика, борьба за преодоление чужой правды в душе любимого, за воскрешение его личности.
После того, как Соня узнала о бедности Раскольникова, она испытывает стыд, не понимая еще, что любит, не догадываясь, что ждет убийцу: "Вдруг краска бросилась в ее бледное лицо, и даже слезы выступили на глазах...Ей было и тошно и стыдно, и сладко..." Это чувства влюбленной женщины.
В кульминационной части романа (ч.IV,гл.4) любовная эмоция героев угасает, многое в их отношениях теряет смысл, поведение Сони в некоторых эпизодах вызывает недоумение. Это объясняется тем, что редактор журнала Катков М.Н. и его заместитель Любимов Н.А. обязали материально зависимого от них Достоевского вырезать отдельные фрагменты романа. Их смутило, что произошло очищение Сони любовью, что проститутка трактовала христианские идеи. Когда Катков и Любимов предложили Л.Н. Толстому исключить последнюю часть "Анны Карениной" из романа, он, обеспеченный и независимый, издал ее отдельной брошюрой. Зажатый тисками нищеты, Достоевский не имел такой возможности. Восстановить полностью изъятое сейчас невозможно. Толстой берег свои рукописи и черновики. Бездомный Достоевский не хранил черновиков, а редактор "Русского вестника" уничтожил первоначальные рукописи.
Восстановление фрагментов утраченных сюжетно-фабульных звеньев делает понятным звучание некоторых фраз в искореженной главе. "У меня теперь ты одна, - говорит Раскольников, - пойдем вместе". Восстановленный абзац раскрывает полноту чувств героев: "А мы с тобой прокляты, следственно нам дорога одна, хоть мы и в разные стороны смотрим. Ты теперь моя повелительница и моя судьба, жизнь - все..."
Так говорят возлюбленной, с которой вместе пойдешь на край света, на костер, на распятье. В утраченных страницах осталась "тайна" Сони, ее представление о Христе: "Я сама была Лазарь умерший, и Христос, воскресил меня". Она вознамерилась спасти Раскольникова, который стал ей ближе матери и отца.
Катков "придал чтению Евангелия другой колорит", но наивная целеустремленность Сони вырвать Раскольникова из греха сохранилась. Она превращает мысль о Боге не в обряды, а в идею спасения заблудших. Достоевский видел в смирении силу, способную без политики врачевать общество. Катков уничтожил слова, в которых Соня выразила свое понимание смирения, связанные с ним свои надежды, веру в будущее. То художественно своеобразное целое, органически слитое с образом Сони, пропало для нас. Однако, опираясь на логику романа, можно приоткрыть "тайну" Сони: у нее нет страха смерти. Самоотвержение одной личности должно вызвать такое же ответное самоотвержение других личностей. Тогда и будет доказано, что смирение - самая могучая сила. Смирение приведет к всеобщему братству и любви.
Соня, конечно, не понимала, что ее "тайна" сводится к интерпретации Евангелия в духе утопического социализма. Катков же видел в этом проявление "нигилизма" и не мог допустить на страницах своего журнала "последних выражений страсти".
Каждый по-своему, но и Соня, и Раскольников стремились к царству божьему на земле, они близки по своей конечной цели. Самое глубинное в душе Раскольникова Соне помогла распознать любовь. Она увидела в нем самого близкого человека, и уже ни острог, ни каторга не могли стать преградой для ее единения с избранным, для понимания, что по первоначальной своей природе он стремился к той же цели, что и она. Соня способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.
Можно ли считать, что Соня тоже "переступила" черту общественной морали? Раскольников говорит ей: "Ты тоже переступила, загубила жизнь свою ".
Каковы причины "преступления" Сони?
Они похожи на те, по которым переступил Раскольников: нищета, страдания детей Катерины Ивановны, пьянство отца, социальная несправедливость.
В чем качественное отличие Сони от Раскольникова?
Соня губит свою жизнь ради жизни других людей, детей; Раскольников убивает людей, чтобы доказать свое превосходство. Люди тянулись к Соне и сторонились Раскольникова. Раскольников живет разумом. Соня - сердцем.
Какими примерами из текста можно подтвердить, что Соня - олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения?
ч.I,гл.2; ч.III,гл.4; ч.IV,гл.4; ч.V,гл.4; ч.VI,гл.5,8; эпилог, гл.2.
Почему каторжане любят Соню?
По убеждению Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости.
Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?
В эпилоге романа Достоевский говорит, что страдания, перенесенные героями, открыли им дорогу к счастью, что "их воскресила любовь".
Список литературы
Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994, с.104-105, 201.
Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. МГУ, 1991, с. 222-226.
Фридлендер Г. "Преступление и наказание" Достоевского. М., 1970, с. 5-26.
Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. М., 1968, с. 176-183.
Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Ташкент, 1963, с. 52-56.
Кирпотин В.Я. Достоевский - художник. М., 1978, с. 130-136.
Волошин М. Избранное. Минск, 1993, с. 104.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа