Женские характеры в башкирском историческом романе

Женские характеры в башкирском историческом романе

Выпускная квалификационная работа

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Введение.

Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений, в том числе в башкирских исторических романах огромное внимание уделяется мужчинам. Но наша жизнь- это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь «сильными мира сего». Как и во всех других произведениях, в исторических романах башкирских писателей женские образы имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в романах - отдельная судьба. В башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.

Необходимо отметить, что башкирские исторические романы изучались многими литературоведами, тем не менее каждый год появляются новые работы, где авторы пытаются отразить свое понимание отдельных романов. Вопросам типологии, поэтики романа, в частности исторического, в башкирском литературоведении посвящены работы А. Вахитова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, Р.Хасанова и др. В работе Хасанова Р.Ф. «Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века» исследуются конкретные исторические романы, дается типологическая характеристика произведений, рассматривается их тематика и проблематика, жанрово-стилевые особенности. Учебные пособия «Башкирский советский роман конца ХХ века» и «Современный башкирский роман» того же автора посвящены башкирской романистике 1970-1990-х годов. В работах выявляются тематические разновидности романов, проводится анализ поэтического содержания произведений, рассматриваются проблемы и традиции новаторства, соотношения факта и вымысла, документализма. Автор обращается также к истокам большой эпической формы, прослеживает этапы ее развития в национальной литературе.

В своей работе, опираясь на эти и другие исследования, мы ставим задачу изучения женских характеров в башкирском историческом романе.

При этом нами была выдвинута следующая гипотеза: в романах мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Цель дипломной работы: рассмотреть женские образы в башкирском историческом романе как воплощение башкирского национального характера. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

общая характеристика башкирских исторических романов;

анализ женских характеров на материале произведений Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Там лежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал»;

доказать, что образы женщин в романах являются типическими, что они воплощают черты национального характера.

Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав, заключения, методического приложения и библиографии.

Во введении мы обосновываем выбор темы, цели и задачи исследования, а так же рассматриваем степень изученности башкирских романов, в частности романов Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина « Там лежат останки батыра», Б. Рафикова « Карасакал». Основная часть посвящена анализу женских характеров в этих романах. В первой главе мы рассматриваем башкирские исторические романы конца 20 века, Вторая глава служит анализу женских характеров в романах.

В Приложении дается методическая разработка урока по роману Н.Мусина. «Там лежат останки батыра».

В заключении представлены выводы, к которым мы пришли в ходе работы

Завершает дипломную работу список использованной литературы в количестве 33 единиц.

Глава 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века.

Башкирская историческая проза была и остается одним из основных идейно-тематических направлений в башкирской литературе, составной частью всего литературного процесса. Она прошла большой путь идейно-творческого развития, в котором нашли свое преломление, художественное отражение и осмысление - на разных этапах развития по-разному - значительные события, переломные моменты в истории народа, в общественном сознании.

Современная башкирская историческая проза, вобравшая творческие достижения и завоевания предшественников, представляет качественно новый этап в художественном освоении исторического прошлого родного народа, о чем свидетельствуют произведения Я. Хамматова, Б. Рафикова, Г. Хисамова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, II. Мусина, А. Хакимова и др.[30. c. 2].

Что же явилось толчком, причиной активизации исторического жанра в башкирской, да и во всей многонациональной литературе в последние десятилетия XX века? Из широкого спектра причин можно назвать следующие:

Общегосударственные, социально-политические, обусловленные вступлением общества в качественно новый этап развития, бурный рост национального самосознания и резко возросший в этой связи интерес к прошлому.

Научно-культурные - развитие исторической науки, архивного дела, обилие новых материалов о прошлом, ликвидация «белых пятен» истории.

Собственно эстетические - динамика развития повествовательных жанров, в первую очередь романа [30.с.3]

Действительно, историческая проза более широко представлена в жанре романа. Эпохальные события, их протяженность во времени и пространстве, обращение к судьбам народа и личностям выдающихся исторических деятелей, постановка общенациональных, общечеловеческих проблем в повествовании - все это обусловливает создание широких эпических полотен.

Роман как целостное восприятие и изображение действительности, является наиболее активным жанром во всей многонациональной литературе. Еще В.Г. Белинский писал, что "это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии; в нем талант чувствует себя безгранично свободным". По словам известного литературоведа М.М. Бахтина, у романа нет канона: "Это - вечно ищущий, вечно исследующий все свои сложившиеся формы жанр. Таким только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственного контакта со становящейся действительностью". Последнее замечание особенно важно: подвижность, многообразие жанровых форм романа обусловливается не только законами внутрижанрового развития, но и особенностями тех процессов, которые протекают в самой действительности.[32. c. 5].

Действительно, жанровые формы романа не остаются неизменными, подтверждая мысли М. Бахтина. Другой современный исследователь, в частности, пишет о двойственности (или двуединстве) структуры романа: "Роман строится, с одной стороны, на эпическом развертывании целостности большого единства мира, в которое включен человек, а с другой - сосредоточивается на всем частном, на отдельной детали, углубляясь во внутреннюю жизнь". Вопросам эволюции, типологии, поэтики романа посвящено немало других работ. В трудах СМ. Петрова, Ю.А. Андреева, А.И. Пауткина, Л.Ф. Ершова, В.Д. Оскоцкого и других подробно рассмотрены историческая и сатирическая разновидности большого эпического жанра. [31. c.3].

Активное развитие романа наблюдается в национальных литературах, в частности, башкирской. Известность в нашей республике и за ее пределами обрели романы таких мастеров слова, как Д. Буляков, Я. Хамматов, Г. Ибрагимов, А. Хакимов, И. Абдуллин, Р. Баимов, Г. Хусаинов, Н. Мусин, Б. Рафиков, К. Мэргэн, М. Ямалетдинов и других. Произведениям этих авторов присуща широта охвата действительности, многоплановость повествования, обращение к героическим, историко-революционным традициям народа, показ связи времен и поколений, органическое сочетание социального анализа с глубоким психологизмом. Расширение идейно- тематического, эстетического, художественного арсенала башкирского романа и его стремление проникнуть во все сферы жизни свидетельствует о его творческих возможностях. Множатся его жанровые типы, более масштабным, способным выбрать сложные проблемы, человеческие взаимоотношения становится содержание произведений.

В этих условиях возникает необходимость изучения жанра в его истоках, в национально- исторических корнях. Это обусловило появление исследовательских работ, посвященных жанру романа в башкирской литературе.

Современная башкирская романистика, как в целом вся проза, развивается по трем основным идейно- тематическим направлениям, связанным с исторической, военной и современной тематикой. Исходя из идейно- тематического, художественного содержания произведений, внутри указанных направлений можно провести следующую классификацию жанра:

1. Романы исторические, историко-революционные и историкобиографические.

2.Романы о Великой Отечественной войне.

3. Романы о современности, которые в свою очередь подразделяются на романы о деревне, о производстве, об экологии, о морально-нравственных проблемах и т.п. [31.с.4]

Как и в предыдущие десятилетия, плодотворно развивается башкирская историческая проза. Современные исторические романисты расширили ее географические, хронологические, тематические рамки, обогатили содержание новыми сюжетами, образами, идеями, интересными находками, заново "открыли" читателям личности деятелей героического прошлого народа.

Количественный и качественный рост исторической прозы, обогащение ее жанрово-стилевых разновидностей требует обращения к некоторым вопросам теории, необходимо ответить на ряд вопросов. Какие произведения следует отнести к исторической прозе? В каком соотношении находятся между собой исторический, историко-революционный и историко-биографический романы? Следует ли выделять исторический роман в особый жанровый ряд, как это делают некоторые исследователи?

Вопросы исторического жанра рассмотрены в русском литературоведении (труды Ю.А. Андреева, Г.М. Ленобля, М.Н. Нестерова, В. Д. Оскоцкого, СМ. Петрова, А.И. Пауткина), а также в исследованиях башкирских критиков и литературоведов (А.Х. Вахитов, Р.Н. Баимов, Г.Б. Хусаинов). Исходя из положений, содержащихся в их статьях и монографиях, можно заключить, что существует специфическая в жанровом отношении литература, которую мы называем "исторической прозой" и что отличительными особенностями ее являются:

1 .Изображение реальных исторических лиц и событий.

2.Наличие временной дистанции между автором и объектом художественного изображения.

3.Документальность художественной основы.[24.с. 5].

Что касается собственно исторического романа то необходимо учесть следующее положение: "Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом о современности, характеризуется в то же время и специфическими особенностями: прежде всего это повествование о прошлом, при чем об отошедшем прошлом, по сравнению с которым современная эпоха представляется как исторически иной период. Кроме того, обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем". Тем не менее, отмечая отличительные качества исторического романа, мы не выделяем его как особый жанр, а рассматриваем как жанровую разновидность большой эпической формы, т.е. романа.

Р. Баимов выделяет в башкирском историческом романе следующие типологические группы, реально отражающие картину его развития, состояния в послевоенные годы: панорамный («Кинзя» Г. Ибрагимова), социально-психологический («Вечный лес» Н. Мусина), историко-революционный (трилогии 3.Биишвой, Я.Хамматова, Ф.Исянгулова), историко-биографический («Бахтизин» В. Исхакова, «День рождения» Я. Хамматова).

В последнее время в литературоведении стало заметно стремление обособить исторический и историко-революционный романы, отнюдь не противопоставляя их к друг другу. Целесообразность этого не подлежит сомнению, т.к. произведения о революционном прошлом имеют свои специфические черты, в отличие, скажем, от книг, повествующих о крестьянских восстаниях. "Произведения этого типа (т.е. историко-революционные, Р.Х.), -пишет В. Баранов, - отражают не только те или иные формы протеста против социальной несправедливости, но и процессы зарождения и развития революционной идеологии, революционной теории. Вопрос о взаимосвязи практики и революционной теории - один из важнейших методологических вопросов историко-революционной прозы". Идейно-тематическое содержание произведений этого плана во многом определяет их художественную структуру. Например, сравнительно узкими в историко-революционном романе остаются хронологические, временные рамки. Основная масса произведений посвящена периоду подготовки, свершения революции 1917 года и послереволюционным годам. Если в историческом романе действуют реальные лица, то в историко-революционном, как правило, - вымышленный герой. Поэтому в этих романах документальность выражена слабо, соотношение факта и вымысла решена в пользу последнего. Верность исторической правде, историзм достигаются благодаря показу движения масс к социальному протесту, к осознанной борьбе за новую жизнь как закономерного исторического процесса, благодаря воссозданию особенностей революционной эпохи, созданию типических образов, олицетворяющих устремленность народа к свободе, счастью, справедливости.[31.c.6]

Следует также сказать о специфике историко-биографического романа. По своей поэтике и проблематике он более тесно соприкасается с историческим романом. Порой трудно провести четкую грань между этими тематическими разновидностями романа. В обоих случаях в центре повествования -личность исторического деятеля, жизнеописание которого определяет идейное содержание, сюжетно- композиционную структуру произведений. Например, "Кинзю" Г. Ибрагимова можно рассматривать и как исторический, и как историко-биографический роман. В то же время в последнем ярче выражен биографический элемент. Благодаря приемам типизации и художественной изобразительности рассказ о судьбе, жизни, характере героя становятся "художественной биографией", в которой отражены особенности определенной эпохи. Произведению Г. Ибрагимова, построенному на принципах биографизма, присущи черты широкого Эпического повествования о жизни башкирского и других народов Поволжья в эпоху национально-освободительных движений в России во второй половине XVIII века, и поэтому оно тяготеет к собственно историческому роману.

Таким образом, в русле современной башкирской исторической прозы мы выделяем три типа романа: исторический, историко-революционный, историко-биографический, характерной чертой которых является историчность, обращенность в прошлое, а специфика каждого из них связана с конкретным объектом изображения, приемами и способами обработки документального материала, соотношением реального и вымышленного, фактического и художественного, хронотопом произведений.

Исторические романисты часто запечатлевают конфликтные положения, которые не могут быть преодолены и гармонизированы в течение короткого времени, в рамках жизни одного поколения. Здесь на первый план выступают противоречия эпохального масштаба - различные войны, социальные катаклизмы, их последствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают показа и частного быта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как арена серьезнейших конфликтов. Они стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жизни в недрах «обыкновенной жизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбе народа.

Большой писатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только на череду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен на уяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законам бытия.

Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию, осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия - добра, счастья, свободы, равенства, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории.

Исторический роман имеет свой предмет изображения и художественного познания: это - историческая действительность и создание концепции исторической личности. При этом основополагающими являются исторический детерминизм, изображение героя в потоке времени, обрисовка социально-исторических обстоятельств его бытия, показ подчиненной связи между характерами и обстоятельствами, соотношения индивидуального, общечеловеческого и исторического.

Сравнивая работу историка и писателя над историческим материалом, надо отметить, что первый ограничен историческим материалом. Как представитель науки, он не должен допускать разновариантных «прочтений» прошлого. Не то в художественном произведении, которое в силу своей образной природы обладает возможностью «прочитывать» и «перечитывать» историю многовариантно, зачастую в разных версиях одних и тех же событий и судеб. В литературе одним из критериев истинности становится не столько документально удостоверенная фактология события, сколько художественная правда человеческого характера. Сегодня существуют различные художественные версии известных исторических лиц: образы Разина, Пугачева, Наполеона, русских царей, князей, полководцев и многих других деятелей истории. Все они созданы по законам жанра, имеют право на жизнь, представляют синтез исторической достоверности и художественной правды.

Очень важным в историческом романе является стремление автора осмыслить историю, а не просто заняться перечислением, описанием фактов. Необходима попытка прогноза будущих событий, чтобы «не наступать на те же грабли», повторяя ошибки прошлого, то есть попытка установить причинно-следственные связи. Н.М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга: зерцало бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

В каждой национальной литературе историческая проза, исторический роман имеют свою специфику, обусловленную национальным характером, уровнем развития литературы, науки, общественно-политической обстановкой в регионе, социальными, этнографическими особенностями и другими факторами объективного и субъективного плана.

Башкирский роман, берущий свое начало от мемуарной хроники, прошел сложный путь формирования. Последовательно преодолевая одноплановость и описательность, он вырос в многоплановое, широкоохватное в событийном отношении повествование и оформился как масштабный по замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр.[10. c. 245]

Формируясь в тесной связи с новой действительностью, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с тем он вырос на почве фольклорных традиций, на опыте других жанров башкирской прозы. Все более совершенствуясь на национальной основе, башкирский роман в то же время опирался на опыт других братских литератур, прежде всего — русской и татарской. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и масштабным. Проблематическая масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем, в других — новыми поэтическими приемами в характеристике времени и образов, в третьих — историческим анализом жизни народа, т. е. усилием элементов исследования.

Глава 2. Женские характеры в башкирском историческом романе.

2.1. «КИНЗЯ» ГАЛИ ИБРАГИМОВА

Башкирский писатель Гали Ибрагимов, автор романов «Однополчане», «Подснежник», «Дождь на новолуние» и нескольких повестей, мечтал о создании исторического романа из народной жизни. В 1957—1959 г. он учился в Москве на Высших литературных курсах. Руководителем творческого семинара по прозе был С. П. Злобин, автор романа о Салавате Юлаеве. Гали Ибрагимов к тому времени познакомился с архивными документами и материалами периода Крестьянской войны 1773—1775 годов под руководством Е. И. Пугачева. Заинтересовала его личность Кинзи Арсланова, одного из предводителей и идеологов этой войны, сподвижника Пугачева. Но документальных материалов о нем было мало. На некоторые вопросы автора будущего романа о Кинзе не мог ответить и Степан Злобин.Но Гали Ибрагимов накапливал материал. В шестидесятые годы писатель и ученый А. Усманов опубликовал в московских «Исторических записках» очерк «Кинзя Арсланов — выдающийся сподвижник Пугачева». Потом в Уфе проходила научная конференция, посвященная 200-летию Крестьянской войны, с участием видных ученых страны. После выезда группы историков на лоно природы, на Чесноков-

скую гору, где находился когда-то повстанческий лагерь пугачевцев, Гали Ибрагимов сказал: «Спасибо вам, историки. Многое я взял в эти дни для своей будущей работы». А поскольку сказано это было не с высокой трибуны, а с пригорка, покрытого травкой-муравкой, слова прозвучали очень убедительно.[7. c.198]

...И вот появилась первая книга исторического романа «Кинзя» — «Растоптанное кочевье» (на русском языке в замечательном переводе Рима Ахмедова книга вышла в 1982 году, вторая — «Народный предводитель» — в 1988 году). За роман «Кинзя» Гали Ибрагимов был удостоен премии имени Салавата Юлаева.

Не буду пересказывать содержание романа (да это и невозможно). Напомню лишь биографию Кинзи Арсланова. В июле 2003 года исполнилось 280 лет со дня его рождения. На родине Кинзи, в деревне Кинзяабызово, состоялись торжества, посвященные юбилею. Приехали высокие гости. Были возложены цветы к памятнику. На нем написано: «Здесь жил Кинзя Арсланов, сподвижник Емельяна Пугачева, вождя Крестьянской войны 1773—1775 годов». Деревня Кинзяабызово находится в Куюргазинском районе. Название аула состоит из личного имени «Кинзя» и нарицательного — «ученый, грамотный человек».

Кинзя Арсланов был родом из Бушмас — Кипчакской волости Ногайской дороги Уфимской провинции, входившей в состав Оренбургской губернии. Он хорошо знал грамоту, слыл начитанным человеком, писал и говорил по-русски. Отец его — Арслан-батыр Аккулов был крупным общественно-политическим деятелем своего времени. Уважали земляки и Кинзю. К моменту начала Крестьянской войны он уже десять лет исполнял обязанности старшины волости.

Осенью 1773 года в аул по призыву старшины съехались сотни вооруженных воинов. Аул отправлял их в поход. Рядом с Кинзей ехал его сын Селявсин, будущий пугачевский полковник. Перед этим в пугачевском лагере побывала делегация Кинзи Арсланова. Пугачев передал им «государев» указ. Обещал башкирам землю, хлебное и денежное довольствие, свободу отправления национальных обычаев и обрядов. Заранее зная об

этих обещаниях «Петра III», Кинзя вместе с тремястами (а по другим данным пятистами) башкирами прибыл в пугачевский лагерь в Сакмарском городке под Оренбургом. Показав на воинов, он сказал Емельяну Пугачеву: «Это — первые. Завтра под твое знамя слетятся тысячи орлов со всей степи». Вскоре под командой Кинзи собралось не менее пяти тысяч башкир. По словам казака Ивана Зарубина — Чики, Пугачев с честью принял Кинзю

Арсланова, возвел в чин полковника, а на каждого башкира выдал по рублю.[7. c.199].

Пугачев приобрел умного и верного сподвижника. Кинзя Арсланов стал как бы начальником штаба ставки восстания. Был он «главным полковником» и «атаманом» башкирских войск. Все время находился рядом с Пугачевым, руководил через своих посланцев ходом восстания на территории Башкирии, вел агитацию на Южном Урале, составлял повстанческие документы. Среди видных командиров отрядов в Башкирии были Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Качкын Сакмаров.

В начале 1774 года войска Пугачева потерпели поражение, Кинзя предложил уйти в Башкирию. Он был уверен, что дней через десять войска пополнятся десятью тысячами башкир. Пугачев согласился. Повстанцами становились также русские, мишари, татары, чуваши, мари. Сюда перемещается центр восстания. Путь пугачевцев лежал на Воскресенский завод, потом на Авзяно-Петровский, а оттуда на Белорецкий завод. Силы росли. Пугачев прошел с боями до Волги. Участие в сражениях принимал и Кинзя.

Летом 1774 года Пугачев снова потерпел поражение. У него осталось около ста человек, самым надежным среди которых он считал Кинзю Арсланова. Назревал заговор. «Кинзя Арсланов, несмотря на предательство лиц, окружавших вождя Крестьянской войны, остался единственным сподвижником, сохранившим ему верность. Очевидно, и сам Пугачев в этот момент доверял только Кинзе Арсланову», — говорится в капитальном издании «Крестьянская война в России в 1773—1775 гг. Восстание Пугачева». Преданность Арсланова задержала осуществление намерений заговорщиков: Но в ночь на 15 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и увезен для выдачи правительственным органам.

До сих пор неизвестной остается судьба Кинзи Арсланова. В момент ареста Пугачева он пропал без вести.

В руки правительства он не попал. Предположение, что был убит заговорщиками, сомнительно. Об этом было бы сообщено царским властям. Кинзе Арсланову, возможно, удалось скрыться в казахских степях. Имя талантливого предводителя еще долго тревожило царскую администрацию, население Башкирии не верило, что Кинзя Арсланов погиб, надеялось на его возвращение. Поиски продолжались долго. Наконец, 29 апреля 1775 года было доложено в Петербург, что Кинзя Арсланов пропал без вести.

Автор романа «Кинзя» Гали Ибрагимов умер в Уфе 26 ноября 1989 года. В марте 1998 года по улице Пушкина, на дом 56 была установлена мемориальная доска с надписью «В этом доме в 1976—1989 годах жил видный башкирский писатель Гали Ибрагимов (1919—1989)».[7.c.200]

В выступлениях Назара Наджми, Рашита Султангареева, Яныбая Хамматова были названы вехи жизненного пути писателя. Родился 16 января 1919 года в Стерлитамаке. Учился в школе, в Башкирском педагогическом институте. Получил четыре тяжелых ранения в боях Великой Отечественной. Выжил. Стал журналистом, писателем. Роман-эпопея «Кинзя» является главным детищем Гали Гизетдиновича. Телефильм по роману, который создал Амир Абдразаков, увидели тысячи зрителей.

Примечательны женские характеры в романе «Кинзя». С первых страниц перед нами предстает образ жены Арслана -батыра, матери Кинзи Арсланова Асылбики. «Она занимается хозяйством, всюду поспевая и проявляя такую расторопность, на какую была бы способна не всякая женщина ее возраста. Даже сильная полнота, появившаяся к старости, не мешала ей оставаться, как в лучшие годы, быстрой и проворной. Работы по дому много, но она не приедается, не тяготит Асылбику. Большое хозяйство не позволяет лениться, а благополучие радует. Она, как и другие женщины того времени, подчинялась мужу, воспитывала детей» (15.с.26).

Другой женский образ - Тузунбика. По старинному обычаю башкиры обручали детей с малого возраста. Делалось это по обоюдному сговору родителей. Кинзе было пять лет, когда у него появилась невеста. Звали ее - Тузунбика, а была она родом из телем - юрматинцев. Девочка еще лежала в зыбке, и ей, в знак сговора, проткнули мочки ушей. «С тех пор родители жениха и невесты постоянно наезжали друг к другу. Аккуратно вносили калым» (15.с.87).

Но, когда подрос Кинзя, ему приглянулась девушка Аим, дочь старшины Аптырака, кровного врага их семьи... Герой встретился с ней на сходе. Она, «стройная, луноликая, в малиново-красном платье и зеленом камзоле, с длинными густыми ресницами» (15.с.215) сразу понравилась ему. Родители Кинзи были сначала против их отношений, так как нарушать священный обычай было нельзя. Но отец согласился, сказав, что эти обычаи придумали такие же аксакалы, как и он. «Лишь бы намерения были добрыми, а дело можно свершить на любой лад» (15.с.225). Сыграли пышную свадьбу.

Вместе с Аим приехали также семь ее наперсниц. Из них самой проворной и трудолюбивой оказалась Магитап. « все - то она умеет, любая работа спорится в ее руках. В летнем домике - кухарка, в загоне - доярка. Куда бы не пошла, всегда приоденется. Все в ней приятно для глаза - и бархатный камзол, и елян, перетянутый в талии поясом, и хакал, украшенный монетами и кораллами, и сережки в ушах, и ожерелье из сердолика (15.с. 257) В окружении наперсниц Аим легче переживала разлуку с родным домом.

Таким образом, женские образы в романе «Кинзя» Гали Ибрагимова играют огромную роль. Они, любящие мужей и детей женщины-матери, добрые, заботливые, красивые, милые девушки. Через искусное описание их внешности автор показывает нам национальную башкирскую одежду женщин того времени. Это говорит о том, что Г.Ибрагимов обращался не только к истории, но и к фольклору.

2.2. Нугуман Мусин «Там лежат останки батыра».

В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость -восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.

Роман изобилует показом размеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями, соблюдением обычаев, почитанием старших, слитностью с природой. Автор склонен изображать жизнь людей в разных ее проявлениях - и в радости, и в горе, в острые драматические периоды, и проводит мысль о том, что они причастны к большому историческому времени, осознанно или неосознанно приобщены к бытийному единству. Художественное воплощение эта мысль находит в ряде сцен, эпизодов. Например, проводы джигитов на войну. Свадьбы Аллагула и Сырбики, Шонкара и Габделбаната, описанные во всех подробностях, призваны реализовать идею верности людей неписаным законам бытия, вошедшим в их сознание как нечто незыблемое, не поддающееся забвению. Автор пишет, что соединение двух сердец, это - продолжение жизни, несмотря на лишения, страдания, раздоры и войны. А в это время в другом месте, другие люди решали судьбу целого народа, придумывали много хитростей, чтобы покорить его, подчинить своей воле, шли на угрозы, подкуп, шантаж; к сожалению, это тоже жизнь, где идет вечная борьба добра и зла, любви и ненависти, светлого и темного.

Можно сказать, что в романе бытие «вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это - быт не обывательский, а цельный, направленный на продолжение рода, семьи, заполненный борьбой за личное и общее счастье, свободу. Так за обыденной жизнью, за тысячами мелочей угадывается мощное течение времени, встает картина жизни народа.

Сопряженность быта и бытия в романе передана через определенные мотивы и через образ главного героя. Его жизнь состоит из больших и малых событий, поступков и деяний в сумме образующих судьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессе познания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. В начале романа дается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. Юный герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.

Писатели всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как источником его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Нугумана Мусина природа часто дается через восприятие Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром во время отдыха в походе. Перед ним поляна, кругом тишина, нарушаемая лишь трелью птиц, журчанием ручья, легким шелестом листьев. Он думает о том, что именно в такие минуты к человеку приходит душевное равновесие, острое ощущение своего высшего предназначения.(23.с.145).

Как и другие башкирские исторические романисты, Н. Мусин пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от родины, тосковали по родному дому, по своим семьям. В романе есть эпизоды, полные психологической правды и глубины, рисующие воина-башкира с его думами о родных и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Для него, часто находившегося в походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом, здесь обретал покой, равновесие после побед и поражений. Так, тема дома в романе становится неустранимым бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для Алдара - это и семейный праздник и олицетворение прочности быта, полноты бытия.

Мотив дома тесно связан с женскими образами. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина - символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких.

Семейно-бытовые картины наполняются символическим значением, передают мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия воплощена в судьбе Гилмиязы, любимой девушки главного героя Алдара. Ее образ пронизан трагическим пафосом, выступает как символ неосуществленной мечты.

Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам… (23.с.286)

На бытийную природу человека проливают свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Жених отправляется в поиски своей пропавшей невесты. Автор описывает его приключения и злоключения на этом пути, и поединок двух воинов, Алдара и черкеса, перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою, Алдар, тем не менее, не испытывает радости, удовлетворения, так как считает это покушением на святая святых - жизнь человека. У героя берут верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим связаны и антивоенные мотивы романа. Война - это убийство, боль и страдание людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах книги.

Таким образом, в романе Н.Мусина «Там лежат останки батыра», женщина, как и в романе Г.Ибрагимова, символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких. Образ Гильмиязы пронизан трагическим пафосом, она выступает как символ неосуществленной мечты

2.3.Булат Рафиков «Карасакал».

Событийное время романа «Карасакал» Булата Рафикова охватывает период башкирских восстаний 30-х годов XVIII века. Художественная и философская мысль Б. Рафикова направлена на осмысление эпохи длительных восстаний, кровавых событии, когда башкирский народ вел борьбу за национальную независимость, выступал против колонизаторской политики самодержавия. « Со страниц романа встает трагический образ родного народа, вынужденного жить в кабале, терпеть непомерные поборы, штрафы, терять своих лучших представителей, народа, подвергающегося духовному, физическому гнету, уничтожению»(23. с.159). Подтверждением этого служат страницы, написанные на фактической, документальной основе, с указанием точных названий местностей, аулов, селений. Автор развернуто пишет о многочисленных карательных экспедициях во главе с Кириловым, Тевкелевым, Саймоновым, Татищевым, направленных на искоренение «неистребимого духа свободы» башкирского народа. Трагическая судьба Сеянтуша стала символом всего того, что несут народу предатели, отступники, потерявшие все человеческое, ставшие воплощением зла, предельной жестокости, коварства. Вот как описывает автор эту «кровавую вакханалию»: «Вскоре запылал весь аул Сеянтуш. А на улицах началась жуткая кровавая вакханалия, какая редко встречалась даже в это безжалостное время. Пущенное верной рукой копье пригвождало к мерзлой земле мать вместе с грудным ребенком, катились по земле срубленные головы старушки и ее малолетних внуков, винтовочные пули состязались в скорости со старцами, на бегу вызывающими к Аллаху. От одного взгляда на пропитанный кровью снег у иного могла бы заледенеть душа.

А Тевкелев все никак не мог насытиться местью. Он велел согнать в уцелевший от пожара дом девушек, раздеть их донага, затем приказал солдатам колоть их штыком и саблей, а сам с наслаждением наблюдал, как бедняжки дергаются и отскакивают, увертываясь от уколов» (26. с.233).

Авторскую концепцию государственного устройства Башкортостана можно характеризовать так: он должен оставаться в составе России, отношения с которой должны регулироваться на основе договора, предоставляющего народу право владения землей, пользования ее богатствами, экономическую, духовную свободу. Недаром писатель показывает тщетность попыток создания башкирского ханства во главе с Карасакалом, считая эту форму правления неприемлемой для башкир.

Не менее примечательны также женские образы в этом произведении.

В первую очередь надо сказать об образе Кышбики - жены Карасакала. Когда Карасакал лежал раненный в пещере, Бепеней-абыз и Шагали отправили Кышбику присматривать за ним. Кышбику отличала бесхитростная прямота с одной стороны и скромность с другой. Ничего особенного не было и во внешности Кышбики. Усталое от повседневной работы лицо со следами былой красоты. Но казалось, какой-то внутренний огонек придает блеск ее глазам, отчего во взгляде решительность и воля. Ее даже не испугало изуродованное лицо батыра, а наоборот она говорит спокойным голосом: «Сам поправишься, бог даст. Голова на месте. Батыру больше ничего не надо. Издали и ничего не заметно. А если другие не станут заглядываться на тебя, то и мне ревновать не придется». Другое достоинство Кышбики в том, что она переводит любой разговор в мирное русло. «Пускай, не усыпан цветами твой путь, но когда она рядом, начинаешь думать, что жизнь вполне сносна», - рассуждал про себя Карасакал.(26.с. 124).

Как и все женщины в мире, башкирские женщины не любят вестников войны. Но, в отличие от других женщин, они не проливают слез, не причитают вслух, не цепляются за повод коня, не хватаются за одежду – уж так повелось, того же требует обычай проводов. Потому они, осушив кончиком платка проступившие слезы, начинают проворно собирать на войну сына или мужа. Сами найдут и приведут пасущихся боевых коней, сами оседлают их, придержат повод, пока садится воин, затем, держась за повод, пройдут немного рядом и дальше проводят воина лишь взглядом. Такая же участь и ожидает Кышбику с маленькой дочерью на руках Рахимбикой.

Своеобразным отступлением от традиций историко-биографического романа можно считать и то, что в воссоздании исторического портрета героя семейно-бытовые эпизоды и детали играют незначительную роль. Мало места в сюжете занимает также тема любви. Взаимоотношения Карасакала и Бану, ставших мужем и женой, больше изображены в плане общественном, нежели в интимном, частном. Не случайно героиня также становится во главе женского войска и погибает в бою.

Бану - нареченная Карасакала. Когда старшие объявили о помолвке, Минлегол, он же Карасакал, Султангарей в будущем, в соответствии с обычаем надкусил ушко нареченной. Назначили свадьбу, был выплачен калым. Но, по распоряжению судьбы, Карасакал попадает в плен, где ему вырывают ноздри. Не желая возвращаться обратно домой в изуродованном виде, он говорит своим друзья, чтоб они объявили на родине о его смерти. Так, ударом судьбы, Бану становится вдовой, не успев выйти замуж. Намного позже Бану предстает перед нами уже в другом качестве. Она уже ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин, она воин, сражавшаяся за свободу на башкирской земле.

В бою Бану погибает. И уже потом Карасакал, стоя над ее могилой, скажет: «Ты, Бану, счастливее.… У Кышбики ужасная доля! Она в остроге. Ты мудрее – сумела заранее отомстить за свою смерть. Видел я, как сражалось твое длинноволосое войско, видел, как в твоей руке изгибался лук, только не мог пробиться к тебе, не смог помочь…».(26.с.471).

Таким образом, представив перед собой образ Бану, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Приложение.

План- конспект урока на тему: « Презентация романа Н.Мусина «Там лежат останки батыра».

Цель: Раскрыть идею и тематику романа. Развивать у учащихся устную речь. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое родного народа.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся относительно сюжета произведения, видеомагнитофон.

Ход урока.

Звучит башкирская народная песня «Урал».

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение романа « Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина. В прослушанной нами песне говорится о батырах, которые боролись и погибли за свободу земли своих предков. Да, в трудные времена башкирский народ всегда защищал и отстаивал родной край, Урал, поля и реки. За свободу, национальную дружбу «поднимался» народ под предводительством батыров, не боящихся ничего, готовых умереть за свой народ. Они все остались в памяти, о них помнят и гордятся ими. В честь их подвигов посвящено много песен, а известные писатели про них пишут исторические романы. Ребята, скажите, какие башкирские исторические романы вы знаете?

Ученик: Об исторических личностях написано много романов. Хочу назвать следующие: Г.Ибрагимов «Кинзя», Б.Рафиков «Карасакал», Г.Хусаинов «Кровавый 55», Я.Хамматов «Салават» и другие.

Учитель: Правильно. А обогатил список этих произведений народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин своим историческим романом « Там лежат останки батыра». Этот роман вышел в свет в 2001 году. В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость - восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.

(Один ученик кратко рассказывает биографию писателя).

Учитель: На сегодняшнем нашем уроке мы будет вести беседу про исторический роман Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Как вы думаете, слово презентация что обозначает?

Ученик: Презентация- это открытие, ознакомление.

Учитель: Правильно. Из каких источников мы знаем про главного героя романа Алдара Исянгильдина?

Ученик: Про историческую личность как Алдар батыр мы слышали в народной песне «Песня про Алдара», а также знаем из книги « Башкирские восстания, произведения Г.Хусаинова «Повесть про Алдара батыра».

Учитель: Молодец! Ребята, скажите, был ли Алдар батыром, героем? Докажите.

(Ученики рассказывают отрывок, где Алдар сражается с черкесом.)

Учитель: Докажите, что эти события произошли на самом деле.

(Ученики читают про Алдара из «Энциклопедии Башкорто-

стана» и из указа царя в книге «Батыры страны»).

Учитель: Правильно. Этот момент ваши сверстники запечатлели на рисунках. Этот рисунок (показывается) к какому отрывку романа соответствует?

(Ученик читает отрывок, где Алдар борется за Гильмиязу)

Учитель: Рассказываемая в башкирских легендах Гильмияза в произведение вошла как художественный образ. Что вы можете рассказать о ней?

Ученик: Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам.

Учитель: Молодец!

(слушается песня «Гильмияза» в исполнении Флюры Киль-

дияровой).

Учитель: А теперь, ребята, мы проверим, как вы освоили сюжет романа. Для этого вам нужно на листочках написать ответы на вопросы.

Назовите коня главного героя. (Ерянкашка).

Имя отца Алдара. (Тарпан).

Бабушка Алдара (Киньясолтан).

Животное, которое растерзало коня Алдара (Рысь)

Имя царя в произведении. (Петр).

Возлюбленная Алдара. (Гильмияза).

При взятии какой крепости Алдар показывает свой героизм? (Азов).

Учитель: Мы сегодня с вами поговорили о романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Только любящие свою родину и свой народ, интересующиеся прошлым народа, волнующиеся за его будущее писатели берутся за написание исторического романа. За такую смелость мы благодарны писателю. Знать свою историю, изучать ее крайне важно, ведь не зная прошлое, нельзя в полной мере представлять свое будущее.

(оценивание)

На этом урок окончен. До свидания!

Заключение.

Таким образом, в башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.

В романе «Кинзя» Гали Ибрагимова много женских образов, у каждой из которых своя судьба. Это и Асылбика, верная, подчиняющаяся мужу, воспитывающая детей, это Аим, сдержанная, любящая мужа, это Магитап, работящая, не знающая отдыха, и многие, многие другие.

Символом неосуществленной мечты и наполненной трагическим пафосом выступает образ Гильмиязы, любимой девушки Алдара в романе «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина.

Несколько иначе представляется нам образ женщины в романе «Карасакал» Б.Рафикова. Бану, нареченная главного героя, предстает перед нами как воин, которая сражается за свободу башкирской земли. Она - ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин.

Таким образом, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что башкирские исторические романы, где главное внимание уделяется историческим личностям, продолжают сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина- символ красоты, любви, заботы, материнства.

Список литературы

1. Абдуллина. Художественный мир прозы Н.Мусина.- Бирск, 2006.

2. Аминев. А. Роман о батырах.//Агидель.-2000. №7

3. Амиров Р.К. Историко-революционный роман в башкирской советской литературе (Методические рекомендации).- Уфа, 1989.

4. Баимов Р. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980.

5. Баимов Р. Судьба жанра.- Уфа, 1984.

6. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе.- Уфа, 1993.

7. Башкирская литература ХХ века. Учебник для высших учебных заведений /сост. Баимов Р.Н.и др.- Уфа, 2003.

8. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 томах.-М.,1948.

9. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики.- Ташкент, 1984.

10. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе.- Уфа, 1982.

11. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман.- М.: Наука, 1978.

12. Вахитов А. На эпических просторах.- Уфа, 1968.

13. Гареева. Исторический жанр и психологизм.// Ядкар.1999 № 1

14. Гумеров С.Я. Формирование историко-революционной прозы в башкирской литературе.- Уфа, 1989..

15. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (Кн.1).- Уфа, 1982.

16. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (книга 2-я). Уфа, 1988.

17. Ибрагимов Г. Кинзя.- Кн. 3-я //Агидель.-2003. № 4.

18. Ибрагимова. Һөйөклө үлемдән ҡотҡарған ҡайсы: ул булмаһа, “Кинйә” романы булмаҫ ине.// Йәшлек.-2002. №7

19. История башкирской литературы в 6 т.- Уфа, 1990-1996

20. История башкирской советской литературы. М., 1997.

21. Малабаева. Романда иҙгелек һәм яуыҙлыҡ.//Учитель Башкортостана.- 1997. №11.

22. Муртазин.К. Образы сэсэнов в исторической прозе.// Ватандаш.-1999. №1.

23. Мусин Н. Там лежат останки батыра. Роман.- Уфа, Китап, 2001.

24. Оскоцкий В. Богатство романа. М., Сов. Писатель. 1976

25. Проблемы башкирского романа.-Уфа, 1985.

26. Рафиков. Б.З. Карасакал: исторический роман.- Уфа, Китап, 2001.

27. Система жанров в башкирской литературе.-Уфа, 1980.

28. Умеров Ш. Перед бурей. О книге Г. Ибрагимова «Кинзя».// Литературная Россия.- 1983, №5

29. Хакимов А. События и развитие характера в романе.- Уфа, 1961.

30. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века (вопросы типологии, жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004.

31. Хасанов Р.Ф. Современный башкирский роман (учебное пособие).- Бирск, 2000.

32. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман конца ХХ века (учебное пособие).- Москва – Бирск, 2005.

33. Шагиева Г. Презентация романа Н.Мусина.//Учитель Башкортостана.-2002. №5.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа