Новеллы эпохи Тан (работа 2)
В эпоху Тан объединенный Китай стал на время могущественной и процветающей империей. В это время большое развитие получили различные виды науки, искусства, в том числе и китайская проза. Росло количество книг и библиотек - этот период можно назвать временем культурного расцвета Китая.
В танской новелле складывается основной образ героя прозы этого периода - им становится молодой человек - студент. (В произведениях предыдущих периодов такого определенного образа не существовало - героем мог быть и чиновник, и монах, и простой человек.) И это не удивительно - ведь в те времена большое распространение получают идеи Конфуция о том, что благородный человек должен служить государству. Огромное количество молодых людей стремится сдать экзамены для получения чиновничьей должности.
В этой работе я попытался проанализировать две новеллы эпохи Тан: Бо Син-Цзянь "Жизнеописание красавицы Ли" и Юань Чжэнь "Жизнеописание Ин-Ин". И та и другая новеллы представляют собой короткие истории о любви. Героями обоих является молодой человек, студент.
Герой "Жизнеописания красавицы Ли" студент Чжэн влюбляется в певичку Ли, женится на ней, несмотря на разницу сословий. Ли разоряет его, бросает, но через некоторое время она встречается с ним уже на грани его голодной смерти, берет его к себе, заботится о нем и вновь выводит в люди. Автор заявляет идею о том, что человек может быть благородным, независимо от его сословия и любовь - это чувство, не знающее сословных границ. Интересен и сам основной образ новеллы - ведь по сути своей он очень демократичен - можно ли представить продажную певичку героиней, скажем, античных произведений?
Особенность такого рода новеллы в краткости, "трафаретности" изложения чувств героев. Такого рода произведения, мне кажется, еще далеки от художественного повествования, к которому привыкли мы на основе современной прозы.
Новелла "Жизнеописание Ин-Ин" уже более сложна и поэтому более интересна. В ней описываются чувства студента Чжана и его двоюродной сестры Ин-Ин. Их любовь осложняется тем, что, видимо, браки между такими близкими родственниками в Китае были запрещены. В этой новелле чувства героев уже показываются более глубокими, недаром герои пишут друг другу лирические стихи, которые и приводятся в повествовании. Любовь их настолько глубока, что даже после того, как и Чжан женился, а Ин-Ин вышла замуж, она написала своему возлюбленному стихотворение:
... И если к нам вернетесь снова,
Прошу вас только об одном:
Любовь, что вы мне подарили,
Отдайте молодой жене ...
Вообще говоря, новеллы Танского периода еще трудно назвать полноценными художественными произведениями, однако, они представляют собой яркие образцы прозы этого периода Китая и могут быть интересны и с литературной, и с культурной, и с исторической точки зрения.