Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы"
Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы
Доклад выполнила студентка 511 группы Шахова М.Е.
Московский Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет
Москва 2005
Главный герой произведений Некрасова – русский народ, умный, умелый, трудолюбивый. В своих произведениях для детей он искал пути непосредственного общения с ними, прямого серьезного разговора о жизни, о народе, о русской природе.
Главный герой стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» – Мазай. Немалое место в истории о Мазае занимает воспроизведение многообразной жизни природы. Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы.
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Много лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем:
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
"Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно".- "А леший?"- "Не верю!
Раз в кураже я их звал - поджидал
Целую ночь,- никого не видал!
И не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край».
Конкретно названы деревня Мазая: Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…)
Отмечены неповторимые признаки деревеньки
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
( Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция) …
Мазай определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях и природных ресурсах
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками её не давили;…
Часть известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»), как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях («Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного приумножается. Читатель получил возможность и подумать и поверить.
В прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая. Он вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с собой горшок с угольками.
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?»
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!
«Вот так охотник!» – Мазай прибавлял.
Я, признаюсь от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
( Чем они хуже, однако дворянских?)
Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая, спасающего зайцев. Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев.
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
В эпизоде с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого. Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
"То - то!- сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка.
Взял и его - тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
Он понимает как опасна перегрузка лодки.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своем намерении спасти зайчиков.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь - ко: что делает старый Мазай!"
Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись».
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись.
В самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым.
Мы за деревней в реке очутились.
И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки охоты:
« Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом:
В некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды.
Неназойливо включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым.