Словенская литература
Словенская литература
Ф. Бирк и Б. Навроцкий
Первые свидетельства истории о племени словенцев относятся к VI в. н. э. Первоначально словенцы занимали обширную область в Южной Европе — южную половину нижней Австрии, Штирию, Каринтию и даже часть Венгрии. Будучи в своем экономическом развитии слабее окружающих германских и иных племён, словенцы, естественно, не смогли удержаться на таком обширном пространстве и вскоре отступили под натиском сначала аваров, венгров, а позднее баварцев, франков, закрепившись в Краине, Нижней Штирии и северном Фриуле. Дальнейший натиск германских племен привел словенцев уже в IX в. н. э. к полной утрате государств. самостоятельности. К XIII в. словенцы, подпали под власть Габсбургов и с тех пор неизменно терпели иго австрийской феодальной и буржуазной эксплоатации вплоть до эпохи пролетарской революции. В 1918 угнетенные массы словенских трудящихся вместе с революционными массами всей Австрии сбросили с себя иго австрийского империализма. Но словенская буржуазия, убоявшись грозного призрака пролетарской революции, призвала сербскую армию, пожертвовав национальной самобытностью своего народа и подчинив его владычеству великосербского империализма.
В настоящее время словенцы раздроблены между Югославией, к которой отошли Краина, Нижняя Штирия и часть Каринтии, Италией, которая захватила так наз. Юлийскую Венецию (Горица, Триестский Корет и Истрия), и Австрией, сохранившей за собой остальную часть Каринтии.
В условиях многовековой эксплоатации словенские трудящиеся массы не могли нормальным образом развивать свою литературу. Развитие словенского лит-го яз. и литературного процесса непосредственно связано с теми историческими этапами, когда среди словенских масс назревали движения, оппозиционные и революционные по отношению к австрийскому феодализму и империализму. Древнейшим памятником С. л. являются так наз. «Fragmenta Freisingensia» (Фрейзингенские отрывки) — религиозный памятник X в., считающийся специалистами древнейшим документом славянской письменности вообще. В связи с последующей утратой самостоятельности С. л. замирает надолго, и потому от древнейшей эпохи сохранилось лишь несколько менее значительных религиозных памятников и небольшое количество народных песен, среди которых дошли до нас и любопытные революционные песни крестьян повстанцев XVI в.
Первые попытки организации национального литературного яз. связаны с эпохой раннего буржуазного движения — протестантизма — в его борьбе с феодалами. Протестантский проповедник Примож Трубар (Primož Trubar, 1508—1586) переводит на словенский яз. Евангелие (1557—1582; нап. нем. шрифтом). В конце XVII в. основывается первая словенская типография, развивается словенская протестантская печать. В эту же эпоху выступают и др. протестантские проповедники: Юрий Далматин (J. Dalmatin, 1547—1589), переведший в 1584 всю Библию на словенский яз. (нап. лат. шрифтом), Адам Богорич (автор первой грамматики словенского яз., 1584), Унгнад и др.
Судьба этих ранних попыток создания словенского литературного языка была печальной, т. к. они были органически связаны с протестантским движением, последнее же было огнем и мечом ликвидировано в землях Габсбургов. Трубару и др. проповедникам пришлось эмигрировать, словенские протестантские книги подверглись сожжению.
Несмотря на это, протестантская литература имеет все же известное значение в процессе развития словенского литературного языка, т. к. в эту эпоху словенские массы получили наконец свой национальный литературный язык, хотя он в этой своей форме конечно был в общем мало пригоден для удовлетворения культурных интересов широких народных масс. Однако революционное крестьянство XVII в. вступало в борьбу против феодалов с протестантской Библией в руках, ибо она была для него одним из символов отрицания феодализма. Новый подъем в словенском литературном процессе связан с эпохой разложения феодализма в конце XVIII в. и развитик буржуазной культуры.
Для словенского литературного процесса этого периода характерны две тенденции: стремление к организации национального литературного языка на базе народной речи и раскрепощение литературы от тяготения над нею феодально-религиозного миросозерцания.
Рационалистически-утилитаристские идеи философии европейского Просвещения переносятся и на словенскую почву. Развивается довольно обширная «просветительная» литература в форме ряда научно-популярных книг для крестьян и т. п. Группа литераторов во главе с Марком Похлином (1735—1801) является выразителем указанных тенденций в возродившейся словенской литературе. Появляются наконец и первые чисто поэтические произведения, как напр. в альманахе «Писанице» (1779) (ред. Дев).
Большое влияние на литературное движение этой эпохи оказывает литература французского классицизма и немецкая литература периода «бури и натиска».
Видным литературным деятелем эпохи был Жига Зойс (1747—1819), владелец железных рудников и литейных предприятий, типичный идеолог созревавшей словенской промышленной буржуазии, сплотивший вокруг себя ряд идейно близких ему литераторов, которых он поддерживал и материально.
Наиболее выдающимися деятелями этого периода были кроме того писатели — Антон Линхарт (1756—1795), Валентин Водник (1758—1819) и ученый-филолог Копитар (Bartoš Kopitar, 1780—1844), автор первой научной грамматики словенского языка (1808). Первый интересен рядом переводов и переработок произведений европейской литературы (напр. «Жупанова Мицка» — по комедии венского драматурга Рихтера «Веселый день, или Матичек женится» — по знаменитой комедии Бомарше «Женитьба Фигаро»). В. Водник был наиболее выдающимся писателем этого времени. Он выступал во всех родах литературы, но главная сила его — я лирической поэзии, в которой он превосходил многих своих предшественников и современников. Его стихи воспевают любовь к родине. К этому же периоду относится борьба за и против «иллиризма». Под последним следует понимать движение, объявлявшее словенцев, хорватов и сербов единой нацией и стремившееся создать единый для них язык. Представителями этого движения, отражавшего идеологию верхов словенской буржуазии, были хорватский поэт и политический деятель Л. Гай и словенский поэт Станко Враз. Против иллиризма выступил Франц Прешерн (F. Prešeren, 1800—1849), см.), продолжавший традиции Трубара в деле обработки южнокраинского наречия как основы словенского литературного языка и насыщения его элементами народной речи. В 1830 вышел в свет альманах «Kranjska Čbelica» (Пчела Краины), который создал перелом в С. л. преодолевая зависимость ее от западных образцов литературы классицизма. Поэзия Прешерна, бывшего крупнейшим писателем в кругу литераторов, выступивших в указанном альманахе, сочетала элементы античного искусства с элементами романтической поэзии и словенской народной песни, дав синтез этих элементов в высокохудожественном романтическом оформлении. В силу этого Прешерн явился первым словенским поэтом европейского значения. Обновление Прешерном формы в С. л. было следствием того, что в содержании его поэзии проявлялась революционная буржуазно-демократическая идеология. Прешерн критиковал феодально-церковное миросозерцание («Небесная процессия»), политический оппортунизм вождей словенской буржуазии («Эпиграммы»), австрийский абсолютизм («Элегия своим землякам») и приветствовал братство народов всего мира («Здравлица»). Естественно поэтому, что он возбудил недовольство не только в кругу австрийского абсолютизма, но и среди вождей словенской буржуазии, не решавшейся окончательно порвать связь с австрийским абсолютизмом. В этот период истории С. л., являющийся периодом классической С. л., выдвигается целый ряд выдающихся литературных деятелей. Среди них заслуживает упоминания историк литературы Матия Чоп (M. Čop, 1797—1835), собиратель фольклора, Андрей Смолет и др. Официальным поэтом словенской буржуазии был тогда Весел-Косеский (L. Vesel-Koseski, 1796—1884), а феодально-клерикальная реакция дала писателя-моралиста — епископа Антона Сломишка (A. Slomšek, 1800—1862). В это же время вышла и первая словенская повесть «Счастье в несчастии» Циглера (1792—1869).
Меттерниховская реакция затормозила развитие С. л., и новый подъем связан уже с революцией 1848. В 1843 начал выходить еженедельник «Kmetijske in rokodelske Novice» (Крестьянские и ремесленнические новости), борьба которого с австрийским абсолютизмом длилась почти 10 лет. Однако этот же журнал стал после революции 1848 политическим органом наиболее реакционной части словенской буржуазии. Тем не менее указанный журнал интересен тем, что на его страницах была закончена полемика по вопросу о словенском алфавите. Принята была азбука, выработанная на основе чешского алфавита Л. Гаем, и этим был окончательно решен вопрос организации словенского литературного языка, получившего отныне свою законченную орфографическую форму. Как прозаик очень быстро выдвинулся в литературе того времени Я. Трдина (J. Trdina, 1830—1905), писавший свои повести и сказки языком, весьма близким к народной речи. Но в целом литература этого периода отставала от Прешерна. Последнего понимали лишь наиболее передовые круги словенского буржуазного общества, и поэтому словенская литература и после Прешерна весьма часто продолжала еще по инерции варьировать моралистические мотивы поэзии XVIII в. Новый подъем в литературное движение внес Франц Левстик (F. Levstik, 1831—1887) — писатель-реалист, идеолог словенского крестьянства. Поэтому клерикальная реакция ополчилась против него так же, как ранее против Прешерна и позднее против предтечи словенской пролетарской литературы Ив. Цанкара: книги Левстика подверглись запрещению и изъятию из продажи.
Ф. Левстик сыграл большую роль в словенском литературном процессе еще и как выдающийся филолог и учитель целого поколения молодых писателей. Ему принадлежит ряд филологических трудов и критических произведений. В целом — Левстик, наряду с последующим литературным деятелем — Ив. Цанкаром, был наиболее упорным противником оппортунистической политики аграрно-буржуазной словенской верхушки и одним из наиболее едких сатириков в С. л., беспощадно разоблачавшим оппортунизм словенской буржуазии. Почти все современники Ф. Левстика — его ученики. Такими напр. являются С. Йенко (Simon Jenko, 1835—1869) — автор песен, проникнутых духом национальнодемократической идеологии, Фр. Зрявец (1834—1887) — естествовед и писатель-натуралист, Ян Менцингер (1832—1912) — новеллист, и др. Самым плодовитым писателем этого периода был Иосиф Юрчич (J. Jurčič, 1844—1881), автор романов и повестей из крестьянской жизни («Десятый брат», «Цвет», «Между двумя стульями», «Разбойники»). Значение Юрчича заключается в том, что он был первым словенским романистом. В дальнейшем классовая диференциация в словенском литературном движении все более и более углубляется, отражая тем самым процессы обострения классовых противоречий в буржуазном словенском обществе. Разгорается борьба между «отцами и детьми», между «консерваторами» и «либералами». Так напр. выдвигается крупный поэт и прозаик Иосиф Стритар (J. Stritar, 1834—1923), один из руководителей «молодых», активный политический деятель, сам провозгласивший себя «либералом». Некоторое время Стритар, выявляя идеологию влиятельной тогда либеральной буржуазии, чувствовал себя ведущим писателем. Вскоре однако наступила иная эпоха — эпоха нарастания классовой борьбы словенского пролетариата и буржуазии, когда лозунги буржуазного либерализма утеряли уже свое значение, и Стритар, отдав себе отчет в этом, проникается пессимизмом.
70—80-е гг. XIX в. как раз именно и характеризуются ростом и обострением коренного противоречия между буржуазией и хотя и медленно, но неуклонно организующимся словенским пролетариатом, начинающим выдвигать своих идеологов и в литературу. Поэтому в период после Ф. Левстика замечается уже упадок буржуазной литературы. В качестве более или менее выдающихся эпигонов буржуазного литературного движения проявляют себя: Симон Грегорчич (Simon Gregorčič, 1844—1906), писатель-неоромантик, лидер либеральной буржуазии в литературе, Фр. Левец (1846—1916), литературный критик и историк Фр. Детелла (р. в 1850) и др. Наиболее сильными по своему литературному дарованию писателями этого периода являются: Янко Керсник (1852—1897) и Антон Ашкерц (Anton Aškerc, 1856—1902). Керсник под влиянием европейского натурализма переходит к реализму, довольно углубленному в своем анализе социальных проблем («Выскочка», «Завещание», «Отцовский грех» и др.). А. Ашкерц, сын бедняка, б. священник, стал потом руководителем движения безбожников, группировавшихся в «Свободной мысли». Некоторое время он был членом соц.-дем. партии, но в общем не вышел за пределы идеологии мелкобуржуазного анархизма. В своих эпических песнях он воспевает борьбу революционного крестьянства с феодализмом («Старая правда»), борьбу балканских народов за освобождение и т. д. Поэтому хотя он в общем конечно далек от идеологии пролетариата, но боевой дух его песен является уже как бы предвестником новой эпохи в словенском литературном процессе. В 70-х гг. XIX в. и позднее начинает развиваться организованное рабочее движение среди словенских масс. Создаются рабочие профсоюзы, зарождается рабочая печать. Первая рабочая газета «Liudski glas» (Голос народа) появляется в 1890, в 1896 организуется «Югославская соц.-дем. партия», в 1902 выходит первый рабочий журнал «Nasí zapiski» (Наши заметки).
Намечаются два идеологически различных центра организации рабочего движения — Триест, центр крупном индустрии (где поэтому пролетариат был сильнее и сплоченнее), ставший средоточием левого крыла словенского рабочего движения, и Любляна, центр мелкой промышленности, ставший на известное время средоточием реформизма. Поэтому в 1921 словенская компартия организовалась именно на основе рабочего движения в Триесте и Юлийской Венеции. В начале империалистической войны рабочая печать была задушена австрийским буржуазным правительством и возобновила свою деятельность уже в 1917. Тогда и наметился резкий разрыв между реформизмом профсоюзной верхушки и революционными рабочими массами. В этот период возникают органы компартии — в Любляне «Rdeci prapor» (Красное знамя), в Триесте «Delo» (Труд), «Baklja» (Факел), «Ujedunenje» (Объединение). В Триесте «Высший совет пролетарской культуры» издает ежемесячник «Njiva», в Любляне издается орган революционного студенчества «Mladina» (Молодежь) иод руководством безвременно погибшего молодого коммунистического поэта Косовеля. Предтечей пролетарской С. л. явился Ив. Цанкар (J. Cankar, 1876—1918), сын пауперизированного ремесленника. Выступил Цанкар на литературное поприще как ученик А. Ашкерца с эпическими балладами. В 1899, находясь еще под влиянием натурализма, он выпустил сборник стихотворений «Эротика», весь тираж которого скупил люблинский епископ и сжег, но вскоре вышло 2-е издание этого сборника. В том же году написал он «Виниэта», произведение, носившее отпечаток влияния символизма. В последующие годы вышли «Чужаки», «Крест на горе» и др. произведения, знаменующие собой творческий рост писателя и преодоление им чуждых, буржуазных влияний. В 1907 вышел «Батрак Варфоломей и его право» (перев. на русск. яз.), который был охарактеризован одним буржуазным критиком как «переработка в поэзии Коммунистического манифеста». Выходит ряд произведений Цанкара, проникнутых духом едкой сатиры, направленной против капиталистического строя: драма «Король Бетайнова» — о первом пробуждении революционного сознания в рабочем классе, «Для блага родины» — едкая сатира на буржуазный национализм, «Белая хризантема», где символически противопоставлена «красная гвоздика в петлице пролетарской блузы» «белой хризантеме на буржуазном фраке», «Оттакринг», «На гребне», «Дом Марии помощницы» и «Без дома» — о жизни в венских рабочих предместьях, и др. произведения. Персонажами Ив. Цанкара являются представители эксплоатируемых классов — пролетарии, городская беднота, беспризорные и пр. Содержание его художественных произведений — это революционная борьба против капитализма. Однако над Ив. Цанкаром все же тяготели и пережитки мелкобуржуазной идеологии, бывшие источником прорывавшегося у него временами пессимизма. После Великой Октябрьской пролетарской революции Цанкар резко выступил против реформизма вождей соц.-дем. партии и за большевиков, против участия в буржуазном правительстве и за революционную борьбу. Преждевременная смерть не дала возможности Цанкару дойтя до полного завершения его идейно-творческого развития. По и оставшееся после его смерти литературное наследство дает Цанкару право на звание предтечи пролетарской С. л.
Близким другом Цанкара был О. Зупанчич (Oton Župančič, р. в 1879), находившийся под влиянием Цанкара в ряде своих поэтических произведений («Дума», «Голод», «Разговоры» и др.). После смерти Цанкара Зупончич поддался разлагающему влиянию мелкобуржуазной идеологии, хотя и не перешел в лагерь чисто буржуазной литературы. Его поэзия отличается большим мастерством формы.
В этот же период группа писателей продолжала традиции словенской реалистической прозы XIX в., но уже с гораздо меньшим успехом. Наиболее видными представителями этой писательской группы явились: выходец из клерикальных кругов Фр. Финшгар (Franz Finzgar, р. 1871), автор повестей и романов, реалистических по форме, но проникнутых в значительной степени духом христианско-идеалистического мировоззрения, и либерал Фр. Милчинский (1867—1933), юморист и сатирик. После мировой войны в рядах буржуазной С. л. замечается процесс резкой диференциации: чисто буржуазная литература приходит к полному упадку, ряд же писателей под влиянием растущего в массах революционного движения эволюционирует в сторону пролетариата. Выходит сборник стихотворений Тоне Селишкара «Тробовле» (название центра угольного бассейна Словении), являющийся собранием революционных песен. Вслед за ним появился Миле Клопчич со своими «Пламенными оковами», посвященными памяти Ленина, выступил упомянутый уже выше молодой пролетарский поэт Сречко Косовел. Буржуазная литература развивалась после империалистической войны в двух направлениях: либеральном, вокруг журн. «Ljubljanski Zvon» (Люблянский колокол, с 1881), и клерикальном, вокруг журн. «Dom in Svet» (Дом и мир, под ред. Фр. Лампе, 1888). Наиболее видными сотрудниками «Люблянского колокола» были как поэты О. Гродник (Aloizij Gradnik, р. 1881) и Фр. Албрехти Вл. Левстик как прозаик. В группе «Дома и мира» виднейшим был Ив. Прегель (Ivan Pregelj, р. 1883). О. Крайгер (Aloizij Kraigher, р. 1877), еще до войны разоблачивший в реалистических стихах капиталистический порядок («Контролер Шкробар»), и Юш Козак («Санкт Петер», «Камера» и др.) явно эволюционируют влево. Такого же типа и молодой писатель Мих. Кранц, который в своих реалистических романах («Грузчики») вводит в С. л. мир с.-х. рабочих, грузчиков, батраков и т. д.
В 1932 мы наблюдаем явления нового весьма характерного полевения в рядах мелкобуржуазных писателей под влиянием угрозы фашизма. Так часть писателей во главе с поэтом Фр. Албрехтом, критиком И. Выдмарем и др. вышла из состава сотрудников журнала «Люблинский колокол» и образовала свой орган «Современность». Наиболее выдающимся из деятелей этой группы является Ст. Лебен, занимающий в своих статьях решительную антифашистскую позицию и заявивший себя другом СССР.
Из рядов пролетарских писателей за последние годы поднялись наиболее высоко поэт Миле Клопчич («Простые песни») и прозаик и драматург Братко Крефт («Цельские графы», «Креатуры» и др.). Из литераторов-рабочих, которых за последние годы появилось довольно значительное количество, выдвинулись Тоне Чуфар как драматург и прозаик и Фр. Козар как поэт. В 1933 начал выходить марксистский журн. «Литератор», который собрал вокруг себя пролетарских писателей и уже одним этим сделал большое дело на пути развития и укрепления молодой пролетарской С. л. Так. обр. в противовес все углубляющемуся упадку буржуазной литературы растет и ширится пролетарская С. л.
Список литературы
Karásek J., Slawische Literaturgeschichte, 2 Bde, Lpz., 1906; Murko M., Geschichte d. alt. südslawischen Literatur, Lpz., 1908; Gratenauer, Zgodovina noveyšego slovenskega slovstva, в кн. «Geschichte d. neuesten slowenischen Literatur», 2 Bde, 1909/11; Seifert J. L., Literaturgeschichte, der Cechoslowaken, Südslawen und Bulgaren, München, 1923; Vidmar J., A Survey of modern slovene literatare, «The Slavonic Review», v. 6, 1927—1928, p. 618—634; Регент И., Революционная литература словенцев, «Литература мировой революции», 1931, 11/12; Пыпин и Спасович, Истории словенской литературы, «Литература мировой революции», 1931, 11/12.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа