Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
Доклад выполнила: студентка 511 группы Шахова М.Е.
Московский Государственный Педагогический Университет, дефектологический факультет
Москва 2005
В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма.
В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не имея врожденных идей и понятий, в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.
Вопрос о роли, значении, сущности воспитания В.Г. Белинский более полно рассматривает в своих последующих работах.
В «литературных мечтаниях» он обрушился на тех, кто считал, что русский народ против просвещения и что просвещение ему не нужно и даже вредно. «Надобно, чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве» - пишет Белинский. Тогда может появиться настоящая литература.
В период 30- начала 40 годов мысль о литературе была одной из главных в критической практике В.Г. Белинского. Немалое место в ней занимали вопросы о роли, значении, сущности воспитания. Обширная рецензия В.Г. Белинского на вышедшие в 1838 г. издание « Библиотека детских повестей и рассказов» В. Бурьянова охватывает широкий круг общих вопросов воспитания и свидетельствует о более глубоком подходе автора к их рассмотрению. В этой рецензии В.Г. Белинский с большой научно- материалистической точностью говорит о прирожденных возможностях человека, при этом решающее значение в развитии людей имеет общественная среда и воспитание.
Он выступил против вульгарно – материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится « Нет не белая доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны поступать , как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой , на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с периодами развития ребенка.
В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой дисциплины, неразумных требований. Главной целью всякого человека « на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание общечеловеческим.
Орудием воспитания является любовь, говорит В.Г. Белинский, а целью – человечность и раскрывает следующим образом своё короткое определение главной цели воспитания: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния, в каком бы возрасте жизни и при каких обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его драгоценнейшее сокровище и без которых он не человек»
Согласно концепции В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.
В процессе долгого и мучительного пути поисков подлинно научных законов преобразования общества В.Г. Белинский позже преодолевает свои идеалистические иллюзии.
В первых педагогических статьях В.Г. Белинский развивал важнейшую идею о народности воспитания. Он верил, что русский народ, томившийся под ярмом крепостнического и самодержавно- полицейского гнёта, найдет в себе силы изменить к лучшему свою жизнь. Его вера в творческие силы народа была неистощимой, носила характер твердого убеждения, основанного не только на представлении о неизменном прогрессе общественного развития, но и на собственном знании народной жизни, близости к народу и горячей сыновней любви к нему.
«Народность - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания». В.Г. Белинский считал, что настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родной страны, ибо « кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Рекомендуя детям чтение В.Скота, Ф. Купера, В.Гёта и В.Шекспира, он настаивал на изучении прежде всего гениальных творений русских писателей.
«Естественная кровь - еще недалеко не составляет того, чем должна быть человеческая любовь»- пишет Белинский. Он признаёт, что родители чаще всего любят своих детей растительной, инстинктивной любовью. Любовь человека должна быть просветлена разумом, способствовать формированию в детях высоких идеалов, нравственных качеств. Он разъяснил родителям, в чём состоят различия между естественной, кровной любовью и разумной любовью к детям, которым предстоит проявить себя по- настоящему в будущем.
Ребенок должён любить и уважать своих родителей, он обязан подчиняться их общечеловеческим требованием, но нельзя « ограничить поприще его жизни только успокоением нежных родителей». Обязанности человека по отношению к обществу также священны, как и отношение к родителям.
«Основной вопрос воспитания – говорит Белинский,- заключается в том, должно ли детей воспитывать так, чтобы они могли уживаться с обществом, или должно желать, чтобы общество сделалось способным уживаться с людьми благовоспитанными».
Нравственное воспитание. В.Г.Белинский считает важнейшей стороной формирование человека. «Есть много родов образования и развития и каждое из них важно само по себе , но всех их выше должно стоять образование нравственное» - говорит Белинский.
Основное требование к нравственному воспитанию в младшем возрасте состоит в том, чтобы оградить детей от всего дурного, поставить перед их глазами положительные примеры.
Истинная нравственность имеет своей основой хорошие задатки, свойственные каждому человеку. Чтобы она развивалась, надо предоставить детям разумную свободу и самостоятельность. Безнравственна такая обстановка , в которой в детях задавлены, приглушены все естественные склонности и задатки.
Пусть дети тянутся к совершению доброго и хорошего не ради будущей награды. Высшей наградой для них должна быть радость от сознания справедливости и правоты поступков. Он называет юношеский энтузиазм, стремление к героике и романтике « необходимым моментом нравственного развития», способствующий внутреннему очищению от корыстных и эгоистических побуждений. Говоря о том, какой должна быть дружба с товарищами, он считает, только та дружба нравственна, которая построена на истинной симпатии и развивается « через стремление к общему… через любовь к истине».
В.Г. Белинский указывает на опасность формализма в моральном воспитании. Построенная на голых сентенциях (нравоучительных) и резонерских ( назидательных) поучениях, оно в лучшем случае приучит детей механически следовать моральным требованиям, они о станутся равнодушными и добру и злу. У детей следует вызвать горячее , сильное чувство любви к доброму и хорошему. Надо помогать детям с самых ранних лет в меру их развития через жизненные примеры и художественные образы литературы осознать моральные требования. В старшем возрасте должно обратить серьёзное внимание на развитие в молодых людях сознательности, стойкости, закаленности. Мечтательно-романтическое, сентиментальное воспитание не создает обществу полезных граждан.
Главным в поведении человека является неустанная борьба с общественным злом, с отжившими косными общественными порядками, а не сочувствие ближнему или углубление в свой внутренний мир. В.Г. Белинский стоит за всестороннее участие воспитанников в общественной деятельности. Именно это участие есть основной путь нравственного воспитания человека.
Развивая своё учение о нравственном воспитании, В.Г. Белинский шёл от романтизма к реализму, от проповеди созерцательного альтруизма к возглашению чувства любви основным средством нравственного воспитания.
В.Г. Белинский не отрывал нравственное совершенствование человека от его умственного развития. После 7 лет должно « начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным или исключительным». Оно должно создавать условия для развития всех духовных сил будущего человека способствовать развитию логического мышления.
Учение должно также способствовать нравственному совершенствованию человека, и здесь очень важно изучение гуманитарных наук. Но важное знакомство с природой. Дети должны проникнутся идеей как бесконечного разнообразия, так и единства всей природы. В.Г. Белинский сетует на то, что современная ему учебная литература, как и сами методы преподавания, заглушают в детях интерес к изучению природы.
В.Г. Белинский с первых шагов своей литературно- критической и публицистической деятельности выдвигал идею философского единства каждой науки в отдельности и соответственно каждого учебного предмета.
В.Г. Белинский говорил о необходимости ликвидации разрыва между наукой и жизнью, теорией и практикой. Он считал, что в процессе обучения важно установить соответствие между фактами и их обобщением. Одно знание фактов ничто – пишет он. Нужно их осмысление.
В.Г. Белинский вскрыл несовершенство действовавших в его время учебников грамматики, представлявших собой эклектический свод различных малообоснованных правил. Он требовал строить книги на цельной научной теории, чтобы дать детям « философию слова человеческого». Следует подводить учащихся к правилам, заставляя их рассуждать, понимать, делать выводы.
Резко восставал В.Г. Белинский против риторики. Сам термин «риторика» он часто употреблял для определения всего отжившего, лживого, извращающего действительность, фальсифицирующего науку. Он настаивал на составлении нового курса словесности, стоящего на уровне современной эстетики реализма.
В творческом наследии В.Г. Белинского большое место заняли проблемы детской литературы. Нравственные идеи, по мнению Белинского, выражены в форме моральных сентенций, нравоучений и резонерских наставлений. Нравственной идеей должно быть проникнуто всё содержание книги, её должны почувствовать и вывести из прочитанного сами дети. «Пишите, пишите для детей, но только так чтобы вашу книгу с удовольствием прочёл и взрослый и, прочтя, перенесся бы легкою мечтою в светлые годы своего младенчества» - обращался Белинский к писателям. К существенным чертам детской литературы Белинский отнес её народность. Чем шире, глубже и красочнее будет изображена в детских книгах жизнь народа, его чаяния и надежды, желания и стремления, его радости и горести, тем лучше, они будут выполнять свою воспитательную роль.
Фантазия, по мнению Белинского, должна быть посредником между душой ребёнка и миром действительности, удобной для детского возраста формой наиболее живого, красочного изображения действительной жизни.
В.Г. Белинский останавливался и на вопросе оформления детской книги. Наличие красочных иллюстраций, хорошая бумага, чёткий шрифт – всё это дополняет содержание и язык книги.
В.Г. Белинский считал, что детям нужно читать и книгу для взрослых, написанные крупными писателями и доступные детскому пониманию (И. А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголь).
В.Г. Белинский призывал воспитывать в детях безграничную любовь к родной стране, отвращение ко всем формам угнетения человека человеком.
Один из видных современников В.Г. Белинского – А.Н. Гончаров отмечал неугасимую страсть его « к завоеванию новых свобод для человечества».
«Крепостное право, – писал И.А. Гончаров, - лежало не на одних крестьянах и Белинскому приходилось ещё оспаривать право начальников – распоряжаться по своему произволу, участию своих подчинённых, родителей – считать детей своей вещественной собственностью и т.д., и объяснять тонкости и прелесть пушкинской и лермонтовской поэзии».
Будущее русской литературы, её всенародное значение В.Г. Белинский связывал с успехами просвещения.
Творчество В.Г. Белинского близко и дорого нам и сегодня.
Мысли В.Г. Белинского о воспитывающей силе книг для чтения и учебных пособий по отдельным предметам и не утратили своей педагогической значимости по настоящее время.