Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века
Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века.
В гороховой улице, в одном из больших домов <…> лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов «Обломов», И. Гончаров
Так начинается роман «Обломов». «Дух» первой главы задан уже первым ее предложением. Мы ведь словно с высоты спускаемся туда, в Гороховую улицу, на квартиру Обломова и чуть ли не к нему в постель. Здесь, в самом начале романа, уже затрагивается тема быт. Ведь, слыша слово «постель», мы сразу представляем квартиру, комнату, какой-то интерьер…
Любое мастерство пленяет. Мастерство же Гончарова в изображении деталей, в том числе, деталей быта, мне кажется, очень трудно оспорить. Вот, например, роман состоит из четырех частей. Небезынтересно, что первая часть «охватывает» только один день, в ней описывается один день Ильи Ильича Обломова, один день, проведенный им дома. Первая часть – это как бы пространное вступление. Что ж, вполне логично, что, поскольку Обломов провел весь день дома, уже в первой главе речь идет о быте, о доме.
Вообще, все детали быта в романе можно разделить на просто дополняющие картину и на основные, глубокие, проходящие через весь роман. Больше внимания я постараюсь уделить второй группе бытовых деталей.
Обломовский халат, его домашний костюм, «халат из персидской материи, настоящий восточный халат <…> без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него». Здесь, это «определение» халата, мы начинаем задумываться о том, что из себя представляет наш герой, каков его характер. В первый раз мы встречаемся с Ильей Ильичем утром, он лежит («лежанье» - его нормальное состояние), лежит в комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. Такая довольно необычная первая встреча с героем. Увидев Обломова, мы начинаем осматривать комнату. Она с первого взгляда кажется нам «прекрасно убранной». Но «опытный глаз с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание соблюсти decorum1 неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них». Мы все всматриваемся в окружающий нас «быт» глубже и … Обломов не может найти носовой платок, а позже оказывается, что он сам же на нем лежит. Брошенное со вчерашнего дня полотенце! , забытая на столе тарелка с ломтем хлеба. Исписанная и замасленная тетрадка, клочки бумаги (это счета от мясника, от зеленщика, от хлебника, от прачки), засохшая чернильница.… Вот такой он «интерьер».
В доме у Обломова работают два человека. Это Анисья, которая работала на кухне и «участвовала в убирании комнат только раз в году, когда мыла полы.» Все остальное делал Захар. «Он и служи Барину, и мети и чисть, он и на побегушках». И Анисья, и Захар одеты неопрятно, оба работают не очень охотно. Такие факты опять же «раскрывают» нам характер владельца дома с такими слугами. Обломова ведь, как получается, не интересует даже то, что пол в его доме моют раз в год (в прямой смысле это фразы).
«Пункт» следующий. Интересно, что достаточно большое место в романе уделяется истории Обломова, истории его формирования как личности. Рассматривается здесь и история возникновения «обломовщины», история развития этого явления.
Имеют место быть два «источника», повествующие об истории Обломова и «обломовщины».
Во-первых, это две главы первой части, где мы узнаем о сущности Обломова, рассматривая то, как изменялся и изменялся ли «быт» вокруг него. Мы узнаем, что было с Ильей Ильичем при жизни родителей, что было, когда он был молод…. По смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, стал получать больше дохода. Он «нанял квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».
Второй бесценный источник…. Как-то, в очередной раз рассуждая про себя о жизни… Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенес его в другую эпоху, к другим людям, в другое место…»
Обломов увидел во сне свое детство. Ему было только семь лет. Он увидел все то, что окружало его когда-то, увидел свою няню, давно умершую мать, увидел себя хорошеньким, красненьким шалуном…. Увидел он и ту самую «обломовщину», тот быт…. В благословенном уголке, в чудном крае упоительно лето, «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». И там, там все по одному кругу: поели, поспали, послушали рассказы-сказки, повязали, поразмышляли, поели, поспали… Ребенок же там всегда подле взрослого, подле маменьки или няни. Ребенка там «выхаживали», берегли, опасаясь, иногда даже не давали шагу ступить одному.
Что ж, вот они и корни Обломова, корни «обломовщины» - все по заведенному плану, все делать по расписанию, все ставить в положенные места…. Такой вот своеобразный быт. Обломовский.
Через изображение быта мы представляем себе время, воображаем обстановку, рисуя ее правильно, такой, какой она была. С помощью быта мы, конечно, глубже проникаем в героев. В конце романа возвращается халат, он становится, правда, еще более потрепанным, дырявым. Возвращается диван, хотя действие уже происходит в новом месте жительства Обломова, в «доме вдовы коллежского секретаря Пшеницына».
Все то же самое, разве что одна новая деталь – мелькающие в полуотворенной двери комнаты голые локти хозяйки, работающие локти матери ребенка Обломова, матери маленького Андрюши. Сначала эти локти были белые, как-то по аристократически белые, но потом кожа состарилась, локти стали обычными. А потом некому стало на них смотреть.
Судьбу и жизнь Обломова проследили по единым деталям быта, увидели, что с Ильей Ильичем происходило, увидели, совсем не рассматривая фактов.
Такое мастерство пленяет.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа