Поэзия Марины Ивановны Цветаевой
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 120
Индустриального района Алтайского края
Поэзия
Марины Ивановны Цветаевой.
(реферат)
Работу выполнил:
ученик 11 В класса
Овсянников Максим
Проверил:
Килин Н. Е.
г. Барнаул 2002
Содержание:
Введение………………………………………………..3
Биография………………………………………………4
Особенности творчества поэта………………………..8
Анализ стихотворения……………………………….10
Использованная литература…………………………11
2
Биография.
Марина родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на
воскресенье, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в
тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем
на городскую усадьбу фамусовских времён.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
("Красною кистью…")
Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим "знакам
судьбы". Полночь, листопад, суббота - она прочитала этот гороскоп легко
и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая
и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы,
тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив-
шей зимой забвения.
Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям,
воспитанию принадлежала к трудовой научно-художественной интел-
лигенции. Родители были высокообразованными, начитанными людьми,
бегло говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины -
известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета,
директор Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств.
Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно
одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской
семьи, искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно, сказалось на формировании личности
и характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича,
до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария
Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой
4
своей ранней смерти (в 1906 году) и, по словам дочери, успела оказать
на неё "главенствующее влияние": "После такой матери мне осталось
только одно: стать поэтом".
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она
обратилась к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник,
"Вечерний альбом", появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого класса, никому ничего не сказав, она просто "снесла стихи в типографию",
выбрала обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана,
юная поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и "успокоилась".
Сборник не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда
прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные
и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. "Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на не нужные, хотя бы и изящ-
ные, безделушки".
Стихи "Вечернего альбома" (написанные между 1908 и 1910 годами)
не равны по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство Цветаевой и оплакивают его потерю.
За "Вечерним альбомом" двумя годами позже последовал второй сборник Цветаевой "Волшебный фонарь" под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой,
за которого она в 1912 году вышла замуж.
Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и
к русской речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором родилась, Москве она посветила много стихов:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы-
Неоспоримо первенство Москвы.
5
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Литературная деятельность Цветаевой в том, что многие из своих
стихов она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому.
…Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова - и сердце своё в придачу.
3 июля 1916 (Ахматовой).
А также Блоку:
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги.
Каждому - свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.
Марина писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с
поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание,
ритмика частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину.
Марина пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что о нем узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом,
он "заразил" Цветаеву словом "любовь". Ему она также посвятила множество стихов.
Бич жандармов, Бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин - в роли монумента?
Гостя каменного? - он.
6
Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров, введя в употребление продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту
революции. Только рабочие или известные интеллигенты и художники
имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили
без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.
Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра
Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в
Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным
было отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно
одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой.
Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только
могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.
В феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой Ирина.
После её смерти Марина добилась получения продовольственных
карточек для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность
посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые. Позже она
сгруппировала их в два сборника "Версты I" и "Версты II". Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и
Красную.
В литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу.
За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и
возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и
жданным гостем". Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.
Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покон-
чила жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать
исполнения юношеского пророчества, что её стихам, "как драгоценным
винам, настанет свой черед".
7
Особенности творчества поэта.
Самое несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой - её неугасимая ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время
в Цветаевой все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что
происходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории,
а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть
Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она
Внутри - тот теряет её лишь вместе с жизнью.
Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела
звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева
написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптан-
ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине
плач "гнева и любви", Марина теряла уже надежду - спасительную веру в
жизнь. Эти стихи её - как крик живой, но истерзанной души:
О, чёрная гора,
Затягившая весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.
Дальше осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.
Марину Цветаеву - поэта - не спутаешь ни с кем другим. Её
стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей
интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская
хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи - ческой чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой
лирики.
Марина Цветаева - большой поэт, и вклад её в культуру русского
стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.
Среди созданного ею, кроме лирики - 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -
Биографическая, мемуарная, историка - литературная проза.
Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,
границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно -
охватимо и всегда стоит особняком.
"Цветаева - звезда первой величины. Кощунство кощунств отно -
8
ситься к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных
ископаемых. Звёзды - это всколыхающая духовный мир человека тревога,
импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам
непостижима…" - так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии
О. Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и
позвало. Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь видно - в чём и насколько она была впереди.
9
Анализ стихотворения.
В стихотворении "Молитва", написанном в день семнадцатилетия
Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома ("Вечерний альбом")
уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного
сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.
Христос и бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
"Терпи, ещё не кончен срок".
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом
сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что "стихи Марины Цветаевой…
всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого". Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность" и разменять свои темы на "малые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим - ной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки".
10