Гюстав Флобер Саламбо

В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо называют имя Гюстава Флобера.

Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. Его первые новеллы и хроники носили на себе печать увлечения романтизмом. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-51).

Расцвет творчества Флобера приходится на 50-60-е годы. Первую известность получил в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, прямым учителем Г. де Мопассана. Позднее был объявлен предтечей натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них — к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. — представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.

Три больших реалистических романа были созданы им за 20 лет:”Госпожа бовари”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”.

Флобер был поистине “блудным сыном буржуазии”. Противоречивую суть его творчества можно было бы выразить в краткой формуле: он был вечным бунтарем против буржуазии и вечным пленником ее…

Саламбо”

Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

В силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к восстанию наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3 веке до н.э.?

По-разному отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным толчком к созданию романа могло стать заметное во Франции увлечение археологическими разысканьями. Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил, указывали другие, пример близких к нему литераторов. Подобные объяснения не затронули все же важнейшей причины, обусловившей рождение замысла “Саламбо”.

Существовали достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя уйти в прошлое. Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное изречение Флобера: сюжеты не выбирают, их навязывает писателю жизнь…

Писатель избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы гарантировать ему проявление творческой свободы и независимости. Но живая действительность по пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от злобы дня “карфагенский роман” в ходе работы над ним стал приобретать для автора все более актуальное звучание.

С избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том, чтобы воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в действительности.

Был предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и косвенных свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от Флобера-художника, чтобы использовать исторические показания.

Над романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.

В ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали двоякого рода трудности. Одна трудность была связана с изучением материальной культуры далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о психологии столь удаленной от современности эпохи.

В “Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками и Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики – наемной армии.

В критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте купцов Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.

Показ противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее интересную сюжетную линию в “Саламбо”.

Однако тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу романа. Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками и Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот батальной темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и Саламбо.

Важную роль в развитии сюжета романа играет религия. Страшную силу над персонажами имеют религиозные традиции.

В сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В период работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами приобрел “религиозный вопрос”.

Для Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он полагал, что акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”, исчезнувших, постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в мертвом живое. Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался усмотреть доказательство своей человечности именно в уходе от современности.

В какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в свет Флобер отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.

В романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что относится к области личных интересов и переживаний, Например, он стремится облечь образ Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали, туманную форму. В ее портрете опущено все индивидуально неповторимое.

Уже в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера с империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман, якобы предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе ожидают современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо” как книгу, полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не роман исторический, а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования далеки от истины.

Одной из самых трагических фигур французской литературы прошлого встает перед нами Густав Флобер. Все его творчество свидетельствует о том, что он объявил войну буржуазии, внутренне так и не разорвав всех связей с нею. Пусть помнит читатель: как близок и как далек от нас этот человек и художник, духовная трагедия которого состояла в том, что он оказался на перепутье разных исторических дорог…