Все прогрессы реакционны, если рушится человек

1

15 Декабря 1998 г. Бутузов Пётр

12А.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от­крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от­крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про­цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает во­прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви­девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави­тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существова­ния.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на­сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон­куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на огра­ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не­отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от­крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практиче­ский интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабо­ченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершен­ствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались пред­сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри­ятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина­мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он да­леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди лю­бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю­дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на пла­нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из ос­новный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (при­чём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались не­решенными.

Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления челове­чества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно предста­вить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью ис­ключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с пер­вого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призаду­маться, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут ка­кие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Ко­нечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы чело­вечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катаст­рофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский

в своих словах.