Внутренний мир Раскольникова
Изображение внутреннего мира человека
В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души, внутреннего мира человека. В его произведении «Преступление и наказание» поставлена нравственная проблема ответственности человека за преступление не только перед законом, но и перед собой, перед своей совестью, это – плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелых условиях бытия. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это всегда тайна, в особенности русский человек.
Главный герой романа – Родион Раскольников, молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета Петербургского университета. Он, из-за отсутствия средств для оплаты обучения, вынужден оставить университет. Его мать получает маленькую пенсию, сестра работает гувернанткой и, естественно, они не могут ему помогать. Сам Раскольников постоянно страдает от голода и лишений, его угнетают безысходность, бедность и горе матери и сестры и, в то же время, он обостренно чувствует чужую боль, каждая встреча с обездоленными, окружающим их миром, ранит ему душу, он глубоко им сочувствует.
Он заботился о больной девушке, вынес из огня детей, оставил последние деньги голодающей семье Мармеладовых. Все это доказывает благородство, отзывчивость и порядочность Раскольникова, способного испытывать душевную боль при виде чужих страданий и готового прийти на помощь людям.
Раскольников задумывается о том, что же происходит в окружающей его жизни, как в ней найти выход для себя. Задолго до ухода из университета, главный герой, чье знание отточено изучением юридических наук, пишет статью «О преступлении», в которой он рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Кроме того, он высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «необыкновенных» людей, которые могут сказать свое слово в истории. Раскольников доказывает и отстаивает право таких людей на преступление, на отрицание существующих законов, если преступления совершаются во имя великой цели, «спасительной для человечества», и если требуется, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Раскольников задается вопросом, к какому разряду людей себя отнести: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Себя он считает одним из «высших», хочет, чтобы от него хоть кто-нибудь зависел, хочет власти «над всей дрожащей тварью, над всем муравейником». Если бы он так не думал, то у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников совершает свое преступление под влиянием созданной им теории, рассматривая ее, как некий эксперимент, который должен подтвердить гениальность и правильность его выводов.
Раскольников убивает старуху-процентщицу, ничтожную и вредную, наживающуюся на чужом горе и нищете, безжалостную к страданиям и бедности приходящих к ней людей, он чувствует к ней непреодолимую ненависть и отвращение, он хочет помочь матери и сестре, хочет обеспечить себя, чтобы затем делать только добрые дела для «всего человечества».
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Начинается новый этап в его жизни – этап отчуждения от людей, он как бы выключается из жизни человеческого общества. Разрушились его семейные связи: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?». Жизнь его проходит в непрестанном напряжении, в непрекращающейся борьбе с самим собой. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь опустошает душу героя. Своим преступлением он отрезал себя от людей, фактически, получается, что он «не старуху убил, а себя» убил. Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляется еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории, потеря веры в нее, но он боится признаться в этом даже самому себе. Он сумел переступить черту, разделяющую, по его мнению, обыкновенных людей от необыкновенных, но сверхчеловеком он не стал, совесть не дала ему забыть, что он – не властелин, он – «вошь, тварь дрожащая». Раскольников пришел к краху, ему не к чему стремиться, у него нет идеи, исчез смысл жизни. Раскольникову просто нечем больше жить.
В результате самоанализа герой приходит к выводу, что он – преступник, что преступление было бессмысленно, что погубил он себя напрасно. Но это еще не окончательное раскаяние, он лишь переживает, что не смог стать «сверхчеловеком». «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту все равно должно было быть!».
Все чаще его терзают сомнения. Он мучается и убеждается в том, что он и принцип свой убил, оказался вошью, а не Наполеоном. И Раскольников начинает понимать, что не вправе был убивать ни старушонку, ни кого-либо еще, он понимает, что теперь никогда не избавится от этих страшных воспоминаний, они будут его сопровождать и мучить на протяжении всей жизни. Герой страдает, испытывает глубокую душевную боль, осознает, что виноват перед своими родными, не может им смотреть в глаза. Раскольников находит родственную душу в Соне Мармеладовой, не отвергающей его, он хочет ее сострадания и поддержки.
Тем не менее, он не может так дальше жить, не может пережить отчуждения от людей, хочет опять вернуться к жизни, поэтому он признается в своем преступлении, учинив явку с повинной, хотя все же думает, что признание в преступлении – это сознание собственного ничтожества. Но автор романа вносит поправку: побеждает человек Раскольников, потрясенный людскими страданиями (сестры, матери, Сони), в глубине своей души уверенный, что «не вошь человек», и с самого начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь».
Все в романе сконцентрировано вокруг человека и его внутреннего мира и состояния души. Остальное – второстепенно: город, быт и т.д. Это лишь внешние символы духовного человеческого мира, лишь обстановка, в которой проявляется драматизм человеческой судьбы. Достоевский в эпилоге романа оставляет героя на пороге новой, неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, до убийства, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение.