«Семейная идея» Л. Н. Толстого

средняя общеобразо-

вательная школа №10

ст. Новопокровская

Краснодарский край

Реферат

На тему:

«Семенная идея» в творчестве

Льва Николаевича Толстого

Курилов Сергей

Евгеньевич

класс 11

Руководитель: Пинюшева

Алла Александровна

2002 год

План:

    «Семейная идея» Л. Н. Толстого

    «Война и мир»

    Первоначальный текст. Внешность Пьера

    Образ Наташи

    Эпизод из деревенской жизни Наташи

    Первая встреча князя Андрея и Наташи

    Смерть князя Андрея

    Сюжетная линия

    Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей

    Заключение (вывод)

    Почему я выбрала эту тему?

Введение

Несколько секунд они молча

смотрели в глаза друг

другу, и далекое, невозможное

вдруг стало близким, возможным

и неизбежным.

Л. Н. Толстой.

    «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.

«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге – Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.

    «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно.

    Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою «бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»

А каким он предстаёт в окончательном варианте?

«… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках…» с умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом.

Какой можно сделать вывод?

- В романе дается более сдержанное и краткое описание.

Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «… говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.

    Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.

«Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.

…Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба – платья».

Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И, вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития и становления характера. Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте. «Прелесть наивности эгоизма и чутья», «милая, беснующая, энергическая натура», «прелестная натура и сердце» – так отзывался он о ней в дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый эпизод.

«Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

- Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?».

«Борис, улыбаясь, шёл за нею.

- Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла её в руки.

- Поцелуйте куклу, - сказала она».

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».

    В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности.»

Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевные тончайшие движения.

«- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно Наташа.»

« …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа] представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей».

    Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.

«Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, - кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик, стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна».

Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и … больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея Наташа.

    Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям.

Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.

Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва Николаевича.

Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.

    Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья. Любви между ними нет.

«- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с Ростовой?

- Да, я хотела…

- Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…

- Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.

- Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли».

Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.

В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни сама смерть не описаны.

Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта, - чудо художественного совершенства.

Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию.

«Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

- Вы? – сказал он. – Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

- Простите! – сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на него. – Простите меня.

- Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

- …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.

Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрели на него.

    Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в процессе работы писателя над романом меняется.

Находясь в Богучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим мечтам. «Кто знает, может быть, это моё положение теперь, здесь и в опасности сведёт меня с ним. …Может, завтра на нас нападут неприятели, и он спасёт меня. Может быть, он едет теперь». Лев Николаевич исключает это описание, вероятно, как излишне романтическое. При первой встрече Николая с княжной Марьей обращает на себя внимание одна деталь, впоследствии опущенная писателем. «Княжна Марья, как и всегда, произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова». И лишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В окончательном тексте Николай, пожалуй, единственный человек, который никогда не замечал некрасивости княжны.» …Какая кротость, благородство в её чертах и в выражении! – думал он, слушая её робкий рассказ». Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткой сцене говорят о зарождающейся глубокой любви.

По-иному описана встреча в Воронеже. Николай «почти грубо отвечал на заискивание губернаторши о сватовстве». Затем он получил письмо из дому, в котором сообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея не так опасна и что он обручился с Наташей. Отсюда следовало, что Николай Ростов не мог жениться на княжне Марье. Он радовался известиям, полученным из дому, и ещё тому, что «между ним и ею уничтожатся эти неприятные, натянутые, произведённые сватовством отношения». Не менее возмущена сватовством и княжна Марья.

Толстой не включил этот эпизод в окончательный текст, потому что была бы нарушена логика развития характеров.

В одном из ранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье представлена весьма прозаично. «В это время княжна Марья приехала в Москву, и Nicolas, открыв ей положение своих дел, сделал ей предложение и был принят”.

Этот вариант писатель также отвергает.

    Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты, выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух любящих людей.

Персонажи, несущие в себе разрушительное начало, почти не подвергались творческой правке. Внутреннее развитие, как в ранних редакциях, так и в окончательном тексте им не свойственно. Таковы Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеет никакого положительного значения. Жизненная позиция приводит их к краху: совершенной бездуховности и нравственной распущенности.

    Роман «Война и мир» – одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это в первую очередь произведение о людях, об их поисках своей мечты в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого интригует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным. Это «мысль семенная» наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье. Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых оценках – характеристиках, и в авторской интонации.

Список литературы:

газета «Литература», «приложение к «Первому Сентябрю».