Н.А. Некрасов как поэт - гражданин России
ИШИМБАЙСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ
Бурение нефтяных и газовых скважин
Реферат по литературе.
Н.А. Некрасов как поэт –
гражданин России.
Выполнил: Каримов
Ринат Бариевич
Проверил:
Ишимбай
2001 г.
ПЛАН
Детские годы. Гимназия. (1821-1838г.)
Петербург. Начало литературной деятельности.
Содружество с Белинским. Начало "Современника"
Творчество Некрасова в 1850-е годы.
"Ты и убогая,
Ты и обильная
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
– Матушка Русь!"
По поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Болезнь и смерть.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Якушин Н.И. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова – М, 1981 г.
2. Луговая И.В. Некрасов . Лирика – М., 2000 г.
3. Жданов В Некрасов – М., 1971 г
4. Некрасов Н.А. "Комму на Руси жить хорошо. Поэма – М., 1968 г.
5. Скатов Н.Н. Некрасов –М., 1994 г.
В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основание поэт в конце своей жизни мог сказать: "Я лиру посвятил народу своему ".
Своеобразием поэзии Некрасова было то, что она всегда теснейшим образом связывалась с освободительным движением и с развитием революционно-демократической идеологии в России. Великий поэт постоянно находился в центре общественного и литературного движения своего времени и вместе со своими друзьями и соратниками В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым последовательно выступал против самодержавия и крепостничества.
Долгое время родиной Некрасова Называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих "Автобиографических записях" писал, что родился он "в каком-то…. местечке Подольской губернии". Действительно Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. И поэтому позднее, когда Некрасов снова и снова возвращался в Грешнево, его каждый раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны, чувство беспредельной любви к родному краю ("Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор"), а с другой стороны - его постоянно преследовали воспоминания о подневольной жизни крепостных крестьян, о мрачном помещичьем доме, в котором беспредельно господствовал отец-самодур и подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать.
Вот почему много лет спустя, поэт с такой горечью писал о своем детстве:
Нет! в юности моей мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь молю опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
("Родина")
Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик –
И сердце дрогнуло во мне.
("На Волге")
Зрелище горя и неимоверных страданий народа заставили Некрасова по-иному взглянуть вокруг, навело на мысль о социальной несправедливости, об ужасах подневольного рабского труда:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
Н а берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
("На Волге")
Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, "писать стихи начал с семи лет". Но до поступления в гимназию писал стихи от случая к случаю. И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк
Четыре года обучения в гимназии мало что дали, а в последний , 1837 год, Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом "расстроенного здоровья" Некрасов-отец забрал сына из гимназии.
В 1838 году Некрасов принимает решение поступить в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать "гуманитарием".
В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д.П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая была и выполнена.
Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые Петербургские годы; пожалуй, даже Горький не побывал на таком "дне". Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
Некрасов сошелся с преподавателем Инженерного училища Н.Ф. Фермором, а тот познакомил начинающего поэта с Н. Полевым, редактором журнала "Сын отечества"; в результате в октябрьском номере журнала за 1838 год было напечатано стихотворение "Мысль". Всего в концет1838 – начале 1839 г. в различных журналах было напечатано шесть стихотворений Некрасова. которые вошли в его первый стихотворный сборник "Мечты и звуки". В 1840 г. он издается под инициалами "Н.Н." по совету В.А. Жуковского, предупреждавшего молодого поэта: "Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи".
И действительно первый сборник Некрасова не пользовался спросом. Раздосадованный автор скупил и уничтожил большую часть тиража. В.Г. Белинский в своей рецензии так отозвался о книге: Вы видите по его (Некрасова) стихотворениям, что в нем есть Душа и есть чувство, но и в то же время видите, что они остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость и… скука"
Между тем мечтам об окончании университета не суждено было сбыться. На факультет восточных языков поступить не удается, на юридический также. Дело ограничивается вольным слушанием лекций по философскому факультету. Перебиваясь случайными литературными заработками, Некрасов буквально нищенствует. "Ровно три года, - рассказывал он позднее, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным".
В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила в те годы лучшая часть русской интеллигенции, помог ему стать передовым и просвещенным деятелем. "Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _ богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого то и держались его беседы со мною… имевшие для меня значение поучения."
Некрасова многое роднило с великим критиком. В своих многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на страницах газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против литературы, стоявшей на страже существующих порядков, и приветствовал появление произведений, героями которых становились "нередко люди, которых привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного, скорей много отталкивающего". Но теперь в результате постоянного общения с Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам – от литературных до общественно-политических – взгляды Некрасова приобрели определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции реализма и становится убежденным демократом и страстным пропагандистом идей "натуральной школы". Позднее Некрасов так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве , о свободе…
("Медвежья охота")
По словам Ф.М. Достоевского Некрасов "благоговел перед Белинским и , кажется, всех больше любил его за свою жизнь".
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале "Отечественные записки", где возглавлял критический отдел. Однажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение "В дороге", в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: "Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?"
Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение важнейшие принципы "натуральной школы" : интерес к жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, - ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.
Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе "мужика- вахлака", который осмелился полюбить дворянскую дочь ("Огородник"), о бедняке которому уготована одна дорога – "К кабаку" ("Пьяница"), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины ("Тройка"). Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом "до хорошего местечка", купит дом и схватит нужный "крупный чин" ("Колыбельная песня"), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе ("Современная ода").
В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал, что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов, объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую существенную помощь Белинский. В 1844 – 1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха "Физиология Петербурга", а в 1846 году "Петербургский сборник".
Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому читателю неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми, почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики и др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские альманахи дали возможность представителям "натуральной школы", лучшим писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе как о главной, ведущей силе в русской литературе.
Альманахи "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник" были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.
Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основанием самодержавного строя и с реакционной литературой. С помощью друзей поэт вместе мс писателем И.И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал "Современник", основанный еще А.С. Пушкиным.
Первый номер обновленного "Современника" вышел из печати в январе 1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой русской интеллигенции против мерзостей "гнусной российской действительности" (В.Г. Белинский). Направление "Современника" было охарактеризовано Белинским в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", опубликованной уже в первом номере некрасовского журнала . В ней говорилось: "Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью…"
В 1850-е годы Некрасов поставил перед собой задачу сделать "Современник" органом борьбы за социальные преобразования в России, превратить его в трибуну революционного демократизма. Великой заслугой Некрасова было то, что пригласил сотрудничать в "Современник" выдающихся деятелей революционной демократии Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Их деятельность стала во многом определять общественно-политическое и литературное лицо журнала и помогла Некрасову сделать "Современник" лучшим печатным органом России..
Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути.. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно отобразившие характерные особенности его поэтической музы.
Сборник "Стихотворения Н. Некрасова" вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием. Впервые после многих лет поэт получил возможность открыто рассказать обществу о тяжких страданиях народа, об эгоизме и жестокости представителей правящих классов.
Сборник "Стихотворения Н. Некрасова" имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, "небывало со времени Пушкина".
К созданию поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до конца своей жизни. Героем этой поэмы является народ, все многомиллионное "мужицкое царство". Некрасов показал убогость жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят об этом:
Мы мужики степенные,
Из временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Несытова, Неелова,
Заплатова, Дырявина,
Горелок, Голодухино,
Неурожайка тож.
Некрасов показал двуликость народной России. Одно лицо – это забитое, нищее, голодное привыкшее ко всем невзгодам, убогое лицо. Некрасов не восхищается им, а наоборот, осуждает. Но другое лицо России совсем иное. Народ внутренне и духовно богат. Его не убить н, не закабалить. Он хозяин своей земли. Посмотрим, кого же Некрасов относит к первому, а кого ко второму лицам.
Первое лицо России показывает, что Россия убогая и забитая, так же как убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки. Это люди привыкшие жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. И среди них были и такие, в ком яд крепостничества убил даже саму мысль о возможности иной, человеческой жизни. Вот с каким умилением вспоминает об издевательствах своего хозяина лакей князя Утятина Ипат:
Приехал в отпуск князюшка,
И, погулявши, выкупал,
Меня раба последнего,
Зимою в проруби!
Да так чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе
В другую мигом вытянет –
И водки поднесет.
Он для себя просто не мыслит другой жизни:
Я князей Утятиных холоп –
-И весь тут сказ!
Совершенно убито человеческое достоинство и в лакее князя Переметьева. Он считает себя счастливым , и с гордостью рассказывает о своей былой "счастливой жизни":
У князя Переметьева
Я был любимый раб….
За столом у светлейшего
Я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал
Напитки иностранные
Из рюмок допивал.
Он считал себя счастливым даже потому, что болен господской болезнью:
Болезнью благородною,
Какая только водится
У первых лиц в империи,
Я болен , мужичье!
Па-да-грой именуется!
Меткую характеристику дал В. И. Ленин таким людям :"Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам".
Но не эти холопы составляют основную массу крестьянства, есть истинно русские мужики, которые стремятся вырваться на волю, освободиться от барского гнета. Не выдерживает издевательства барина "холоп примерный – Яков верный". Он всю свою жизнь посвятил только тому, что своего "барина холил, берег, ублажал". Но он терпел и холил барина до поры до времени. Когда барин сдал в солдаты любимого племянника Якова, позарившись на его невесту, Яков не выдерживает и мстит барину своей же собственной смертью. Пусть эта месть пассивна, но в ней все же звучит протест. Даже среди темных вахлаков, которые ради обещанных лугов согласились продлить свое рабство, нашелся человек, не согласившийся играть комедию. Это был Агап Петров. В нем пробудилось чувство собственного достоинства, и это заставило бросить в лицо князю Утятину гневные слова:
…..по милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы последышу
Пинка, и кончен бал!
В его словах слышится явный протест.
Пробуждающееся сознание крестьянских масс особенно ярко отражено в образе Якима Нагого. Из его прошлого мы узнаем, что он бывал в Петербурге, сидел в тюрьме за то, что не поладил с одним купцом. И поэтому Яким и мыслит шире, и оценки его трезвее, решительнее, острее. Яким Нагой произносит страстную речь в защиту мужика. Он говорит, что мужик – это настоящий богатырь, кормящий и одевающий всю Россию и влачащий жалкое существование в голоде, нищете, нужде. Он отлично понимает, что в душе русского мужика накопилось достаточно ненависти и гнева, чтобы проявить открытый протест и начать революционную бурю:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
Но Яким видит, что не понимают еще крестьяне, каким путем нужно добиваться лучшей жизни, и с глубокой болью в сердце говорит, что "..все вином кончается". Яким без боязни указывает на виновников страданий народа это:
…три дольщика
Бог, царь и господин!
Яким Ногой поборол в себе страх, перед властью царизма. Все эти
люди характеризуют народную Россию с одной стороны. Но какие же люди относятся к другой группе людей. Одним из них был Ермил Гирин. Он был борцом за счастье народное. Ермил Гирин был очень справедливым и честным человеком, за что его уважал и любил народ. Однажды произошел с ним такой случай. Ермил Гирин арендовал мельницу, которую хотел прибрать к рукам некий купец Алтынников. Идя навстречу купцу, суд решил продать мельницу тому, кто больше даст за нее денег. Но когда Алтынников не устоял, суд стал требовать, чтобы Гирин уплатил тысячу рублей. У него не было таких денег, и тогда он пошел на базар и попросил крестьян помочь ему. Крестьяне все до одного отдали ему деньги, которые они имели при себе. И это говорит о том, что борьба за свое лучшее существование возможна лишь в том случае, когда крестьянские массы объединятся и будут вести совместную борьбу. Но Ермил попал в острог. Как же это случилось? Когда бунтовала "испуганной губернии, уезда Недыханьева деревня Столбняки", усмотрители бунта, зная , что народ послушает Ермилу, послали его для усмирения восставших крестьян. Но, видно, не о смирении говорил крестьянам их заступник.
В поэме также ярко показан образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Тяжела была судьба крестьянина, но еще тяжелее, еще бесправней была судьба русской крестьянки. В семье она была самой забитой, самой бесправной рабой своего мужа, своей свекрови. Сколько человеческих страданий видим мы в жизни крестьянки Матрены!
Нет косточки не ломаной,
Нет жилочки не тянутой, -
говорит она сома о себе . жизнь ее составляла сплошные страдания. Тяжкий подневольный труд и несправедливое отношение, глухое равнодушие окружающих, вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот все что она видела в семье своего мужа. А ее зовут счастливой, но тогда каково же другим? Но Матрена Тимофеевна сумела отстоять свое человеческое достоинство даже в условиях разнузданного произвола и рабства.
В центре поэмы Некрасов поставил Савелия – "богатыря святорусского", человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. Не смирился со своей судьбой Савелий, не согласился терпеть издевательства управителя Фогеля и вместе со своим товарищем "кончил" ненавистного угнетателя. За это убийство Савелий провел двадцать лет на каторге, двадцать на поселении, и все равно не смирился. По его убеждению миллионы крестьян являются богатырями, но их богатырская мощь уходит в бесконечное терпение. Савелий видит причины зла, но уже не верит в божью помощь и доброго царя: " высоко бог, далеко царь" В нем пробудилось сознание, что не смирением, а топором надо добывать волю. Многое испытал на своем веку Савелий: плети Шалашникова и тюрьму, каторгу Фогеля и каторгу в Сибирских рудниках, голод и нищету. Но не сломался н, не стал рабом. "Клейменый, да не раб!" – с гордостью говорит он.
Одним из самых ярких образов был образ Гриши Добросклонова. Гриша Добросклонов – это народный заступник. Он идет по пути революционной борьбы. Он знает, что его ждет впереди:
Ему судьба готовила
Путь славный , имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
Но это его не останавливает, он верит в то, что после тяжелой борьбы наступит час освобождения, счастливое время:
В минуты унынья , о родина – мать!
Я мыслью вперед улетаю,
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь , я знаю.
В своей песне "Русь" Гриша выражает веру, что весь народ поднимется на борьбу за свое освобождение:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Гриша Добросклонов – это истинный счастливец, потому что он борется за освобождение народа, и только в том видит смысл своей жизни. Вот почему в конце поэмы говорится:
Быть бы нашим странником
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
Значит, если появляются такие люди – бунтари среди крестьянства, то скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.
В середине 1870-х годов Некрасов заболел.
Сборник "Последние песни" – это поэтическое завещание, в котором Некрасов как бы подводит итог своей жизни. Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть новую жизнь, о которой так страстно мечтал.
Порой в стихах Некрасова звучат поистине трагические ноты:
Я настолько же чуждым народ4у
Умираю, как жить начинал.
Но жизнь показала, что Некрасов в данном случае ошибся. Поэт никогда не был чуждым народу, а народ никогда не забывал о нем.
В начале февраля 1877 года на квартиру поэта пришли три студента и от имени учащихся ряда учебных заведений вручили Некрасову адрес, под которым стояло 395 подписей. В адресе выражалось глубокое уважение к поэту- гражданину и преклонение перед его творчеством . Студенты писали: "Из уст в уста, передовая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих много семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей своей душой тебя любящая учащаяся молодежь русская".
Вечером 27 декабря 1877 года ( 8 января 1878 года про новому стилю) Некрасов скончался.
Над могилой поэта выступили с речами много знавший поэта В.А. Панаев, писатели П.В. Засодимский, Ф.М. Достоевский. Все они говорили о подвиг поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа.