Психологизм произведений Достоевского

Психологизм произведений Достоевского

План.

I. Эпоха, изображенная в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

II. История создания романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

III. Психологизм романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание".

1. Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

2. Детали романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

3. Образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

IV. Третий сон Раскольникова.

Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие не менее важные изменения в обществе. Во-первых, Россия окончательно встала на капиталистические рельсы развития. Она очень быстро стала переходить от одной модели общества к другой. Но скорость перехода оказалась слишком высока, чтобы не произвести побочных эффектов. Ведь Россия делала за десятилетие то, на что многим странам Европы требовались века. Причем наша и без того шаткая экономика претерпела очередной кризис. Все это породило огромную волну безработицы, проституции и пьянства. Проблема "трезвости" приобрела общегосударственное значение. В апреле 1865 года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их "излишнего потребления в народе". Большинство писателей того времени, так или иначе, затрагивали эту проблему. Федор Михайлович Достоевский наиболее остро поставил ее в произведении "Преступление и наказание".

Одна из сюжетных линий этого романа имела прототип - отдельное произведение. Оно называлось "Пьяненькие" и было включено только в третью редакцию. Первые две редакции "Преступления и наказания" планировались просто как "психологический отчет одного преступления". Молодой человек мещанского происхождения не имел твердых понятий и идеалов, считал, что, совершив "небольшое" преступление, он без труда окупит его будущими благодеяниями. Но тяга к добру и справедливости восторжествовала в его характере, и он сам, добровольно, пошел раскаиваться. Это и составляло "идейный скелет" романа. Но замысел постепенно изменяется, и преступник переходит от идей "убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел" к "идее Наполеона" - идее "власти ради власти", причем, не отказываясь полностью от первой. Раскол, произошедший в душе Родиона Раскольникова, заметен на всем протяжении повествования.

В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность. И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека, к примеру, князя Мышкина в "Идиоте". Все лица и события в "Преступлении и наказании" располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного), подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово - "вдруг" встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик-Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он" - семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" (сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор) и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию.

Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету – ее сестру, кроткую и тихую женщину, – острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа "семь" и "одиннадцать", как бы преследующие Раскольникова.

Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом … Старушонка поминутно кашляла и кряхтела". Даже образ Петербурга, созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.

Возвращаясь к замыслу "Преступления и наказания", я хочу отметить, что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его теорией “разумного эгоизма”. Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают весь мир, "как чума", отчего люди становятся "бесноватыми, сумасшедшими", но считают себя "умными и непоколебимыми в истине". Начинаются страшные бедствия из-за непонимания между людьми. "Все и все погибает". Спастись могут "только несколько человек" - "чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей". Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры, такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех критериев добра и зла.