"Слово о полку Игореве" (работа 4)
По "Слову о полку Игореве"
Князья Игорь и Всеволод.
Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми быть, чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат "поганые головы половецкие". В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу", "свету ", "соколам", а врагов-половцев - "тьме", "тучам", "черным воронам". "Тьма свет покрыла", когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали "прошлую славу похитим, будущую между собою поделим". В рез. - поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С. (вопреки ист. факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси) , признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего "ладу". Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли - центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле", "девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа. "Солнце. . . тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось". Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё преломити" - одержать победу. При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода, куряне "под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва
связано с употр. в С. таких фольклорных
эпитетов, как "борзые кони", "чистое
поле", "мечи булатные". В нём
используется и песенная символика:
князья - "солнце", Ярославна плачет
на городской стене одинокой "кукушкой".
Олицетворяются и одушевляются отвлечённые
понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь)
и Жля(печаль) поскакли по Русской земле.
С песенной нар. трад. связаны
сравнения:"кричат телеги в полуночи,
словно лебеди распуганные". Ярославна,
следуя древним нар. верованиям,
обращается за помощью к силам природы
- Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры
С. связаны с древнейшем занятием русичей
- земледелием. Посев - "черная земля
под копытами костьмы былапосеяна, а
кровию полита, печалью взошли они по
Русской земле". Молотьба - "на
Немиге снопы стелют головами, молотят
цепами булатными, на ток жизнь кладут,
веют душу от тела". Даже в рассказе
о страшной битве использованы понятия
мирного труда - основы жизни русского
народа.
Автор создаёт яркие и живые
картины, наполняя их цветами и звуками
:" зелёное дерево", " черные тучи",
"серебряные струны", "синее
море", "кони ржут", "лисицы
лают на красные щиты", "трубы
трубят", "скрипят телеги". С
помощью аллитерации передаётся,
например, стремительный бег
конницы:"Спозаранок в пятницу
растоптали поганые полки половецкие".
В С. ощущаетсяобщая музыкальность
звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя
повторы, кот. роднят его с песней.
Например, "О русская земля, ты уже
за холмом!"
Cопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением, - это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.