Личное и историческое в лирике Пушкина
ЛИЧНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями, современником которых он являлся. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение русскими Европы от “тирана” и восстание декабристов, жестоко подавленное царизмом. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Исторические события прошедших веков также нашли отражение в строках пушкинских стихотворений. Пушкин описывает историю со своей точки зрения, во многом совпадающей со взглядами прогрессивной молодежи. Его поэтический голос стал голосом целого поколения.
На публичном экзамене в Царскосельском лицее Пушкин в присутствии патриарха русской поэзии Гавриила Романовича Державина прочитал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”, посвященное войне 1812 г.
Средствами высокого поэтического стиля Пушкин передает читателю свои воспоминания о впечатлениях победы русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли до Парижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся “благотворный мир земле”.
После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея, где поэт провел шесть лет, оказала на него огромное влияние. Пушкин в своих стихах выражает свободолюбивые мысли. В “Вольности” он стремится “на тронах поразить порок”. В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени — Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справедливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон / Дает Закон — а не природа...” Монархия — власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон (“Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон”). Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает “тиранов мира”, которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона.
В стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее “роковой”. Автор верит, что “взойдет звезда пленительного счастья”, то есть “самовластье” падет. Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне “души прекрасные порывы” (“Недолго нежил нас обман”, “Но в нас горит еще желанье”). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. В стихотворении выражена уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: “И на обломках самовластья / Напишут наши имена!”
В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничество. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гостил в имении родителей — Михайловском. Там поэт прожил некоторое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с проявлениями крепостнических отношений. Пушкин и раньше размышлял о крепостном праве, но в Михайловском эти мысли наиболее ярко отразились в его лирике. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Оно обличает порядки, сложившиеся в российских деревнях. Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь Барство дикое, без чувства, без закона”. Пушкин называет Россию “отечеством свободы”. В этом названии кроется глубокий смысл. Во время войны с Наполеоном русские войска прошли освободительным маршем по Европе, возвращая всем странам, завоеванным “тираном”, независимость. Впечатление, произведенное победой в Отечественной войне, не покидает поэта всю жизнь. Пушкин недоумевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится.
Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, что царь не последовал его советам. Он разочаровался в силе поэзии. Через четыре года Пушкина направляют под надзор родителей в Михайловское. Если на юге у него были друзья, то в имении родителей он разлучен со всеми друзьями. Непривычная обстановка, отсутствие светского общества подействовали на поэта удручающе. К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко запали в душу поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты. Если в начале своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении “К морю” его герой одинок, несвободен. Море для Пушкина — символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его “прихоти”. Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит “брег”, где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем “скучная, неподвижная” земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэт переживает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде “Вольность”, в стихотворении “К Чаадаеву”: “Судьба земли повсюду та же”. На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Здесь царствуют антигуманные законы.
У Пушкина чисто лирическое воспоминание тяготеет по содержанию к историческому и часто с ним сливается или переходит в него. В стихотворении “19 октября” (1825) раздумья о личных судьбах друзей Пушкина по лицею неразрывно связаны с размышлениями об исторических событиях, свидетелями которых они были. “Память сердца”, побеждая время, пространство и даже смерть, не только свято хранит отрады прошлого, но остается нетленной духовной ценностью и реальностью всех лицейских братьев. Во всех пушкинских стихотворениях слияние личного с историческим сообщает лирической теме глубокий нравственно-психологический и философский смысл.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их “братья”. Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует.
Верность декабристским идеалам звучит и в стихотворении “Арион”, которое Пушкин написал через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В “Арион” поэт вложил печальные воспоминания об этой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует его настроению. Поэт повествует о певце, который плыл вместе со своими друзьями на корабле. Корабль утонул, друзья погибли, а певец “на берег выброшен грозою”. Пушкин вкладывает в этот сюжет свой смысл. Под певцом он подразумевает себя, под кораблем — дело декабристов. Корабль погиб. Друзья сурово наказаны “вихрем шумным”. Лишь автор остался на свободе. Но гибель корабля и друзей не смогла поколебать твердую веру поэта в правоту дела декабристов. “Я гимны прежние пою”, — в подтверждение своей верности свободолюбивым идеалам пишет Пушкин.
В стихотворении “Пророк” Пушкин размышляет о назначении поэта. Разочарование в поэзии, навеянное годами южной ссылки, проходит. Поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой этого произведения перерождается из “духовной жаждою” томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель — “глаголом” жечь “сердца людей”. Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его “глаголе”.
Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он реалистично вырисовывает пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен свободолюбивым идеалам.