Авторская ирония в романе "Евгений Онегин"

АВТОРСКАЯ ИРОНИЯ В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

“Евгений Онегин” — неисчерпаемое по содержанию произведе­ние, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония.

Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повеству­ется об Онегине: с одной стороны, он претендует на “значитель­ность”, с другой стороны — не может ничего свершить. Для настоя­щего дела “рано чувства в нем остыли”, он был “угрюм”, но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он “зевая за перо взялся” — все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томит­ся “душевной пустотой”, а его “неподражательная странность” бес­плодна.

Обращена ирония Пушкина и на Ленского, на его стихи, кото­рые “полны любовной чепухи, звучат и льются”. Писал Владимир, по замечанию Пушкина, “темно и вяло”. Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, “на модном слове идеал / Ти­хонько Ленский задремал”.

Ироничные замечания Пушкин дает и о поместном дворянстве. Иронично названы автором гости, съехавшиеся на именины Татья­ны, им даны говорящие фамилии: Пустяков, Петухов, Скотинин и другие.

Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, — это Татьяна Ларина, “милый идеал”.

Авторская ирония придает роману в стихах “Евгений Онегин” особую прелесть и очарование, помогает глубже, реалистичнее по­казать образы героев произведения.