Времена года в поэзии А.С.Пушкина
ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА
Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило...” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.
Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви...”, где на лирического героя весна “наводит скуку”, томленье и “томное волненье”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви...”).
В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви...”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный”, и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом...”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом...”). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении “Зимняя дорога” написано: “тройка борзая бежит”, и в тексте “В поле чистом...” — аналогично: “тройка мчится”. В стихотворении “В поле чистом...” Пушкин с восхищением описывает “снег волнистый и рябой”, который в пятой главе “Евгения Онегина” (I строфа) был назван автором “зимы блистательным ковром”.
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” заметил: “медленно глотаю скуки яд”. О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении “Зима” и в пятой главе, строфе XLIII “Евгения Онегина”. Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить “чашку чая”, “возиться со старыми журналами соседа” (“Евгений Онегин”) или проверять “расход” (“Зима”), кататься на коньках, сесть “на коня” (“Зима”) и “скакать верхом” (“Евгений Онегин”) и, наконец, читать. В стихотворении “Зима” Пушкин дополняет этот список “разговором”, “встречами” с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).
Осенняя природа напоминает Пушкину “чахоточную деву” (“Осень”), она “трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана” (седьмая глава, строфа XXIX “Евгения Онегина”). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении “19 октября” есть строчки о том, как лес роняет “багряный свой убор”, а в седьмой главе “Евгения Онегина” употреблен эпитет “осень золотая”.
Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.