Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Тургенев — скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров — главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (воз­можно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, про­жившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тур­генев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже База­ров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

Базаров внешне похож на лягушку, и он говорит, что “мы с тобой те же лягушки”. Возможно, он режет лягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать, что у него внутри. Базаров — лягушка, а лягушка может напря­мую общаться со своим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что “смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть”. Чичиков тоже громко чихает и сморка­ется. Базаров также говорит, что “человек может понять все, но не может понять, почему другой человек сморкается не так, как он”. Сморкание, чихание — трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине (и его отец, Василий Ивано­вич, все время рассказывал об эпизоде чумы в Бессарабии). Павел Петрович и Базаров — чужаки в Марьине, они оба похожи на Эдипа.

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставив­шего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаров изме­нился, так же как и Павел Петрович. После пережитых ими лю­бовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Пет­ровича. Мы понимаем, что Базаров — романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце, перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): “Дуньте на умирающую лампаду, и она по­гаснет... Теперь... темнота...” (А Эдип ослепляет себя.) До встречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А Павел Петрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Пет­рович — самый загадочный герой, и он сохраняет свою загадоч­ность до конца. Вообще все Павлы переживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова Павел Петрович — это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, как котенка.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базаро­ва — это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Как бы в противопоставление Базарову ставится Аркадий. Сна­чала Аркадий во всем подчинялся Базарову, но потом он постепен­но становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петро­вича и Базарова, Аркадий — не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничего не делающий человек. Аркадий — зяб­лик, а Базаров советует ему быть галкой и ставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне (“Лорелею”, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Арка­дий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Ему жалко бедных мужиков, жалко родителей Базаро­ва, его мать: “Ты матери своей не знаешь, Евгений...” Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.

Еще две загадочные фигуры романа — это княгиня Р. и Один­цова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петрови­ча. Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перс­тень и не сказал, что она — сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Княгиня Р. поставила крест на сфинксе, то есть на себе. Она уз­нала свою загадку, постигла тайну любви и жизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович — Воланд: у него трость, усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, “свет из окна освещал лицо мертвеца”, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он не оставил княгине Р. выбора, подарив перстень.

Одинцова тоже сфинкс, Лорелея. Она чувствовала за собой пус­тоту, бездну. Она больше похожа на Веру Николаевну. (В “Фаусте” оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой — статуя Мол­чания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говорит Аркадию: “Ведь ты любишь мороженое?” Она всегда спокойно и ровно дышит, она словно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала с Базаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга и Обломов; Ася). Дом Одинцо­вой похож на замок, везде порядок, а ее имя — намек на одиноче­ство.

Николай Петрович более всех близок к Тургеневу. Он восхища­ется природой, он — добряк, “божья коровка”. У Фенечки в комна­те висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизни тоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбить Фенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит Николая Петровича, она собирает ему к завтраку “бездну красных и белых роз”.

Катя — это ясень. Аркадий и Катя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Давая психологический портрет героев, Тургенев перегруппиро­вал их. В одном письме он написал: “...в судьбе почти каждого че­ловека есть трагическое, но оно закрыто от самого человека пошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и не подозревают, что они — герои трагедии. Каково еще хотеть траги­ческого”. То есть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцо­ва — герои трагедии и они все были одиноки. С помощью психоло­гического анализа Тургенев открывает нам внутренний мир своих героев.