Русские люди в рассказах В. М. Шукшина

Русские люди в рассказах В. М. Шукшина

Лицо Василия Шукшина совершенно не похоже на тысячи других лиц, как не похожи его судьба, жизнь, творчество. Перед нами человек, который верит в силу добра, силу правды — и просит, упрашивает, требует от людей нравственной чистоты. Стремление к этической одухотворенности — основа творчества Шукшина. В традициях русской литературы главной задачей художника он считал познание души челове­ческой. В традициях русской литературы, он стре­мился увидеть в этой душе «ростки» хорошего, про­стого, вечного. Но при этом Шукшин сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир человека эпохи застоя.

Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, до­броту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в кото­ром лучшее вынуждено бороться за свое существова­ние в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, мещанства, равнодушия, лжи. Да, Шук­шин исследует мир. Он пишет о России и о людях, которые живут на русской земле. Его самобытность — в особой манере мышления, восприятия мира, особом «угле зрения» на русского человека.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психо­логическая глубина, внутренний накал душевного со­стояния героя. Они невелики по объему, напоминают обычные, всем знакомые житейские сцены, случайно подслушанные обычные разговоры. Но в этих неболь­ших рассказах затронуты важнейшие вопросы чело­веческих отношений. Рассказы Шукшина заставляют читателя подметить в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью. А в сущности ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность. Герои рассказов Шукшина — люди разные. Но в центре его творческого мира — тот, кто ищет правду в малом и большом, человек думающий, переживаю­щий. Сам Шукшин о своем творческом кредо говорил так: «Человек умный и талантливый как-нибудь да найдет способ выявить правду, хоть намеком, хоть полусловом, — иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую».

В рассказах Шукшина очень многое строится на анализе столкновения города и деревни, двух разных психологии, представлений о жизни. Писатель не противопоставляет деревню городу, он лишь выступа­ет против поглощения городом деревни, против утра­ты тех корней, без которых нельзя сохранить в себе нравственное начало. Мещанин, обыватель — это и есть человек без корней, не помнящий своего нрав­ственного родства, лишенный «доброты душевной», «интеллигентности духа». А в русской деревне еще сохранились и удаль, и чутье правды, и стремление к справедливости — то, что стерто, искажено в лю­дях городского склада. В рассказе «Мой зять украл машину дров» герой боится прокуратура, человека равнодушного к его судьбе; страх и унижение подав­ляют сначала чувство собственного достоинства героя Шукшина, Но врожденная внутренняя сила, корневое чувство правды заставляют героя рассказа преодо­леть страх, животную боязнь за себя, одержать над своим противником нравственную победу.

Взаимоотношения между городом и деревней всег­да были сложными, противоречивыми. На городскую «похвальбу» цивилизацией человек деревни часто от­вечает хамством, защищается резкостью. Но, по мысли Шукшина, настоящих людей объединяет не место жительства, не среда, а незыблемость понятий чести, смелости, благородства. Они родственны по духу, по стремлению в любой ситуации сохранить свое челове­ческое достоинство — и при этом помнить о достоин­стве окружающих. Так, герой рассказа «Чудик» все время стремится доставить радость людям, не пони­мает их отчужденности и жалеет их. Но Шукшин любит своего героя не только за это, а еще и за то, что в нем не стерлось личное, индивидуальное, то, что отличает одного человека от другого. «Чудаки» необходимы в жизни, потому что именно они делают ее добрее. И как важно это понимать, видеть в своем собеседнике личность!

В рассказе «Экзамен» случайно пересеклись пути двух незнакомых людей: Профессора и Студента. Но вопреки формальной ситуации экзамена они разгово­рились — и увидели друг в друге людей.

Шукшин — народный писатель. Дело не только в том, что его герои простые, незаметные и жизнь, которой они живут, обычна. Видеть, понимать боль другого человека, верить в себя и в правду — искон­ные народные качества. Человек имеет право отнести себя к народу, только если он обладает чувством духовной традиции, нравственной необходимости быть добрым. Иначе, будь он хоть «исконно» деревен­ский, все равно его душа безлика, а если таких лю­дей много, то нация перестает быть народом и пре­вращается в толпу. Такая угроза и нависла над нами в эпоху застоя. Но Шукшин всей душой любил Рос­сию. Он верил в неискоренимость в русской душе совести, доброты, чутья справедливости. Вопреки вре­мени, преодолевая его давление, герои Шукшина остаются людьми, остаются верными самим себе и нравственным традициям своего народа...

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru