Бернардэн де Сен Пьер
Бернардэн де Сен Пьер
А. Шабад
Бернардэн де Сен Пьер (Jacques-Henri-Bernardin de Saint Pierre, 19/I 1737–21/I 1814) — французский писатель. Происходил из среднего чиновничества (сын почтмейстера, претендовавшего на аристократическое происхождение). По образованию — инженер.
Вся жизнь писателя полна утопических затей переустройства человеческого общества, разбившихся при столкновении с действительностью: в поисках осуществления своих идеалов Б. ездил в Россию (1762–1766) и на остр. Иль-де-Франс в Индийском океане. «Voyage à l’Ile-de-France» (Путешествие на Иль-де-Франс, 1773) было литературным дебютом Б. Популярность он приобрел в 80-х гг. после выхода в свет «Études de la Nature» (Этюды природы, 1784), а особенно двух «приложений» к ним: романа «Paul et Virginie» (1787) и философского романа «La Chaumière Indienne» (Индийская хижина, 1790); громадной популярностью пользовалась также прозаическая пастораль «Arcadie» (1781).
С 1795 был членом Академии. Основой мировоззрения Б. является утрированное возвеличение человека (антропоцентризм). Отсюда проистекают: телеологический подход к самой природе, «созданной для нужд человека» (доходящий до анекдотических изречений, вроде того, что дыня разделяется на дольки, чтобы ее можно было легко делить за завтраком и т. п.); культ самой природы; требования «возврата человека к природе», в смысле отказа от достижений городской культуры и цивилизации, являющихся причиною извращения подлинной натуры человека, и стремления к жизни на лоне природы, к труду земледельца. Б. восстает и против собственности на землю.
Его религия — проповедь эмоциональности (примат непосредственной веры над рассудком в духе Руссо); восставая против официальной церковности, Б. стремится к религии универсальной для всего человечества, храмом которой является та же природа, а обрядами — помощь людей своим ближним (особенно ярко выражена эта мысль в философском рассказе «Le Café de Surate» (Суратская кофейня, 1791, русск. пер. Л. Н. Толстого).
Именно как последователь деизма Руссо Б. снискал себе громадную популярность в среде буржуазной интеллигенции, боровшейся в эпоху революции против католицизма и церкви. Не придавая значения политическим формам в деле осуществления своих мечтаний, Б. был политически индифферентен; он «принял» революцию, а затем Бонапарта, как «принимал» и абсолютизм. Подобно Руссо, Б. явился фактически идеологом мелкой буржуазии. Развитие мануфактуры и разложение мелкого и натурального хозяйства, усиление значения города, стеснения, которые испытывало «третье сословие» при абсолютной монархии в XVIII в., — все это наиболее болезненно отражалось на мелкой буржуазии; и конечно эта социальная группировка, составившая основной кадр бойцов 1789, и была особенно восприимчива к учению, зовущему назад к примитивному укладу и мелкому хозяйству (однако Б. зовет «назад» и в ином смысле: он восхваляет героическое прошлое Франции средних веков и Возрождения).
В творчестве Б. сливаются воедино «художественный» и «внехудожественный» планы; все без исключения произведения его проникнуты декламационным пафосом, а дидактическая традиция прозы XVIII в. отражается и на чисто художественных произведениях Б. Основные черты его стиля вытекают из того же антропоцентризма и культа природы. Он внес во французскую прозу яркую декоративность и живописность (pittoresque); Б. — большой мастер пейзажей и описаний бури, грозы и т. п. Характерно для него скопление предметов и их эпитетов (черта, заимствованная у Б. Шатобрианом , отцом романтизма); экзотика, как и у Шатобриана, — основной стержень декоративности Б.; в его «Voyage en Russie» (Путешествие в Россию), несмотря на крайне фантастические данные в области этнографии, Б. дал прекрасные картины природы и пейзажей России. Большое мастерство обнаружил Б. в области цветовых эффектов, введя много новых нюансов в свои декорации, на фоне которых он дает мотивы одиночества, меланхолии, влечения к таинственному, прочно вошедшие в репертуар преромантизма, вдохновитель которого — Руссо, а первый большой художник — Б.
Культ чувства и любви создает декламационный пафос Б. Композиция его лучшей вещи — «Paul et Virginie» — несложна. Это — простой рассказ, влагаемый в уста чувствительного (sensible — любимое слово Б. как писателя, родственного сентиментализму ) наблюдателя, о любви двух молодых людей, выросших вместе в обстановке тропической природы Иль-де-Франса (отражение мечтаний Б. о возврате к природе). Счастье их нарушается вмешательством их прошлого — цивилизации, от которой, казалось, избавились эти люди и которая, в лице родственников героини, вторгается в жизнь любящих и, разрушив счастье, ведет их к трагической гибели. Приемы пасторального жанра, развернутые Б. в «Arcadie», заметны и здесь; трагедия героев как бы отражает крушение утопических идеалов самого Б. Значение Б. во французской литературе огромно: велико его влияние и на русскую, а его философия, наряду с Руссо, нашла отклик в философских произведениях Л. Толстого.
Список литературы
I. На русск. яз. перев. Paul et Virginie, M., 1801, M., 1890, M., 1913
La Chaumière Indienne, M., 1805, 1913
Le Café de Surate, пер. Л. Н. Толстого, М., 1891.
II. Розанов М. Н., Ж.-Ж Руссо и литературное движение конца XVII и начала XIX в. (Очерки по истории руссоизма на Западе и в России), т. I, М., 1910
Barine Arvède, B., P., 1891
Maury F., Étude sur la vie et les oeuvres de B., P., 1892
Sainte-Beuve, Ch., Causeries du Lundi, т. VI, 1894
на русск. яз. перев. Lanson G., Histoire de la littérature française, где Б. посвящена большая глава
Его же, Un manuscrit de «Paul et Virginie», «Revue du mois», avril, 1908
Aimé-Martin, Собр. сочин. с комментариями, 2 тома, 1836 (II т., посмертные произведения) о вариантах и рукописях: Souriau M., B. d’après ses manuscrits, P., 1905. Mornet D., Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau á St. P. I. H. B., 1907.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа