Павел Афанасьевич Фамусов — «идеолог своего кружка»
Павел Афанасьевич Фамусов — «идеолог своего кружка»
Ну что ваш батюшка? все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
А. С. Грибоедов
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» не перестает удивлять и восхищать одновременно. Созданная более 180 лет назад, она по-прежнему актуальна и злободневна, потому что «выводит на сцену вечные характеры», не потерявшие своей яркости, правдивости и силы.
Одним из лучших в художественном отношении является образ Павла Афанасьевича Фамусова. Он своеобразный «идеолог» нравов общества. На все про все у него сложилось особое мнение, он невежда и гонитель просвещения, но при этом говорит так уверенно и обстоятельно, что имеет «уйму» сторонников и последователей. А сейчас особенно, когда принято ругать все русское, национальное, самобытное.
И в чтенъи прок-от не велик:
Ей, сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов «волей случая» оказался «наверху», он прекрасно осознает свое привилегированное положение, но чтобы его еще сделать спокойным и долгим, окружает себя болеерными, зависимыми людьми. Пои мне служащие чужие очень редки; Псе больше сестрины, свояченицы детки... А какую хвалебную речь произносит Фамусов Москве, ее хлебосольству, а «понимай» — низкопоклонству перед Западом.
Кто хочет к нам пожаловать,— изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных...
Причем людей принимают не по уму, а по «достоинству кошелька». Чем не современная, своевременная комедия! В этом обществе все продается и покупается, «у каждого своя цена», поэтому Фамусов так пугается мнимого сна дочери, бедность, по его мнению, самый страшный грех.
Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
Вот Скалозуб — завидный жених: «И золотой мешок, и метит в генералы». Павел Афанасьевич везде успевает заглянуть, все видит и слышит, но, как обычно бывает, становится жертвой обмана дочери и «преданнейшего» Молчалина. Уж от кого, а от них не ожидал! Это «удар в спину», поэтому так «расходился» Фамусов, всем досталась «порция» его гнева.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего...
В работу вас, на поселенье вас...
Ты, быстроглазая, все от твоих проказ...
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю...
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов...
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Разве мог он допустить, чтобы в доме совершалось что-то без его благословения. Все бы ничего, если бы чинно и тихо, но огласка произошла на всю Москву — это уж слишком, трудно пережить Павлу Афанасьевичу.
А ты меня решилась уморить?
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна.
В современном прочтении комедии «Горе от ума» Фамусов це столько смешон, сколько зловещ, такие люди вечно «у власти» они «правят бал» и задают тон жизни довольно неприятный.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа