Герой времени в «Горе от ума» Грибоедова
Герой времени в «Горе от ума» Грибоедова
Именем Грибоедова открывается одна из блистательных cтраниц в истории русской литературы. По выражению В.Г. Белинского, А.С. Грибоедов принадлежит к числу «самых сильных проявлений русского духа». Его комедия «Горе от ума» заняла свое достойное место в ряду выдающихся произведений русской литературы. Комедия написана в 20-х годах Х1Х века. После победоносной войны 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего. В стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли смириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревал протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и показал в своей комедии А.С. Грибоедов, столкнув лицом к лицу «век нынешний и век минувший».
Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел pазвернуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются – это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
Чацкий – человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить, человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом). Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Это подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняющий завет отца «угождать всем людям без изъятья», даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Молчалин – «низкопоклонник и делец», как характеризует его Чацкий.
Высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей Фамусов, тупой солдафон и мракобес Скалозуб – вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени. В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни лишь в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы своей деятельностью принести пользу народу, который он уважает и считает «умным и бодрым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он: Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве… Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова : «Собрать все книги бы да сжечь», ибо «ученость – вот причина», «что безумных развелось людей, и дел, и мнений». Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познаний», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубов, молчалиных. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой , где на гонение обречены любовь, дружба, всякое чистое чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. «С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! Все клянут!» «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!» – горестно восклицает Чацкий. В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому «чин следовал», а «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», или племянника княгини Тугоуховской – «химика и ботаника»). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно-освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободится от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/