Сенека (работа 1)

Сенека

Н. Дератани

Сенека Люций Анней [Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н. э. — 65] — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям «всадников». В Риме С. получил философское и риторическое образование; в 41 был сослан на остров Корсику по обвинению в связи с одной особой императорского дома; после 8-летней ссылки был назначен воспитателем будущего императора Нерона. При Нероне С. делается консулом и первым лицом при дворе императора. Однако в 62 зависть и происки придворных заставили его удалиться от двора, и в 65 обвиненный в участии в военном заговоре Пизона, он принужден был покончить самоубийством. С. — яркий идеолог рабовладельческой плутократии Рима; в своих сочинениях он воспитывает ее в духе стоической (частично и эпикурейской) морали. Свою лит-ую деятельность С. начал с написания в угоду Нерону едкой сатиры по случаю несостоявшегося обожествления императора Клавдия (дошли отрывки); пародийно он назвал эту сатиру «Apocolocynthosis» (Отыквление), хотя, описывая различные приключения Клавдия на небе, повидимому не изобразил обращения его в тыкву. Далее С. пишет ряд философских трактатов, большей частью в форме диатрибы (философского диалога): «De ira» (О гневе), «De vita beata» (О счастливой жизни), «De brevitate vitae» (О кратковременности жизни), «De tranquillitate animi» (О душевном спокойствии), «De beneficiis» (О добрых делах), «De Previdentia» (О провидении) и др.; в «Epistulae morales ad Lucilium» (Письма к Луцилию) он старается обратить в стоицизм своего друга эпикурейца Луцилия. Стоическая мораль была популярна в среде общественных верхов императорского Рима; будучи «по отношению к государству, т. е. к императору, так же бесправны, как и рабы по отношению к их господам» (Энгельс, О происхождении христианства), представители римской плутократии пользовались этой философией в качестве моральной самозащиты против императорского деспотизма; вместе с тем эта философия некоторым образом возвышала их паразитическое бытие, наполняя его этическим содержанием. Характерно, что стоическая философия у С. служит апологией богатства, к-рое, по С., дает возможность проявлять высокие качества духа и т. д., — сам С., богатейший человек своего времени, не отказывается от ценных подарков Нерона.

В трактатах С. сухая философская доктрина оживлена картинными примерами из современной ему жизни; он вводит разнообразные сравнения; у него, по определению античной теории, «нанизывающая» речь, построенная из риторически заостренных изысканных сентенций, в к-рых С. проявляет себя великим мастером. Философия приводит С. и к вопросам «физики»; сохранился его трактат «Naturales questiones» (Натурфилософские вопросы, в VII книгах), посвященный рассуждению по метеорологии, астрономии, геологии и др. В назидание Нерону С. пишет трактат «О гуманности», где рисует стоический идеал «справедливого царя», к-рый не руководится принципом «пусть ненавидят, лишь бы боялись», но опирается на доверие граждан. Мотивами стоической философии пронизаны и трагедии С., написанные им повидимому после удаления от двора. Под именем С. сохранилось 10 трагедий: «Medea» (Медея), «Phaedra» (Федра), «Oedipus» (Эдип), «Agamemnon» (Агамемнон), «Thyestes» (Тиэст), «Hercules Otaeus» (Геркулес Этейский), «Hercules furens» (Неистовый Геркулес), «Troades» (Троянки), «Phoenissae» (Финикиянки) и «Octavia» (Октавия). За исключением «Октавии» все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида (см.) и их римских подражателей. С. обильно насыщает свои трагедии стоическими мыслями и тезами; в них проповедуется бегство от городской культуры, идеализируется «золотой век». Ущемленность, отчаяние верхов общества в условиях деспотии Нерона выливаются здесь в призыве не дорожить жизнью («Агамемнон»). Очевидно в назидание богачам и самому Нерону С. показывает пагубное действие сильной страсти (Медея, Федра, Атрей); и вместе с тем рисует идеалы стоического мужества (Геркулес, сгорающий на горе Эте, Поликсена в «Троянках»).

В уста своих героев С. влагает пространные тирады и инвективы против тиранов, отражавшие оппозиционное настроение салонов римского большого света. Даже в самом выборе некоторых трагедий возможно видеть намеки на «скандальную хронику» императорского дома. Характерной чертой стиля С. является его пристрастие к эффектам. Он показывает и усиливает все сверхмерное, необычное, ненормальное. Медея напр. (в одноименной трагедии) — какое-то чудовище мести, вызывающее на бой всех богов С. вплетает в свои трагедии мотивы сверхъестественного, таинственного, мистического; стремится поразить читателя детальными и наглядными картинами кошмара и ужаса, прибегая иногда для большего эффекта к градации. Пристрастие к выспреннему, необыкновенному проявляется и в области формы — его трагедии пронизаны риторическим патетизмом: пересыпанные вопросами и восклицаниями монологи героев не что иное, как риторические декламации. Характерная для С. погоня за изысканными сентенциями лишь подчеркивает искусственность его стиля. Единственная дошедшая до нас в лит-ре Рима «претекста» (трагедия с римским сюжетом) «Октавия», рисующая изгнание первой жены Нерона и изображающая Нерона тираном в его столкновении с народом, возможно написана не самим С.; он сам выводится в ней действующим лицом. По всей вероятности трагедии С. не ставились на сцене (Против этого говорят слишком прозрачные намеки на Нерона, технические трудности в представлении некоторых сцен и действий и т. д.), а предназначались для читки в интимном кругу представителей высшего света. Как философ Сенека был особенно популярен в средние века; «отцы церкви» признали его христианином, списавшим все из «Нового завета»; на самом же деле христиане сами воспользовались его стоической философией для своей морали; Энгельс метко называет С. «дядей христианства» («О происхождении христианства»). Данте (см.) помещает С. среди «прославленных душ» античности («Божественная комедия. Ад», 4). Особенно важны его трагедии; именно через них зап.-европейские драматурги знакомились с греческой трагедией. Их хорошо знали уже в средние века; им подражали в эпоху Возрождения; их влияние сказывается на шекспировских драмах; их патетика, изысканность формы, все их блестящие сентенции были родссвенны французским «классикам» XVI—XVII вв. (Скалигер считал трагедии С. даже выше греческих); С. подражали Корнель (см.) и Расин (см.). В XVIII в. Лессинг находил в драмах С. черты высокого трагизма.

Список литературы

I. Новое издание трагедий с французским переводом Léon Hermann, Le théâtre de Sénèque, 2 vv., P., 1924—1926. Русский перевод шести трагедий — Сергея Соловьева, под ред. и с вступ. ст. Н. Ф. Дератани, изд. «Academia», М. — Л., 1933

Сатира на смерть, император а Клавдия, перев., введение и примеч. В. Алексеева, СПБ, 1891

Избранные письма к Луцилию, перев. П. Краснова, СПБ, 1893

перевод сатиры на обожествление Клавдия: Псевдо-апофеоз имп. Клавдия, перев. И. И. Холодняка в «Филологическом обозрении», 1899, т. XVI, прилож.

II. Ranke L., v., Abhandlungen und Versuche, Lpz., 1888

Lessing G. E., Sämtliche Schriften, hrsg. v. K. Lachmann, Bd. VI, Stuttg., 1890, S. 167—242

Марта, Философы и поэты моралисты во времена римской империи, перев. с франц. М. Корсак, М., 1879

Буассье Гастон, Римская религия от времен Августа до Антониев, с франц., М., 1914

Его же, Общественное настроение времен римских цезарей, с франц., П., 1915

Пиотровский А. И., Трагедии Сенеки, как театральный жанр. «Временник Г. И. И. И.», II, Л., 1927.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа