Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Александр Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.
Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.
Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, — признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.
Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под платка...”.
Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”): Русь, опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна...
...Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на поляк, ]Л ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.
Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.: Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней — Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? “Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут: И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролет...
Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия — великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени: Кругом тонула Россия Блока... Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки консервов.
Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.
В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения: Землю, где воздух, как сладкий морс, Бросишь и мчишь, колеся, — но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя... Я землю эту люблю.
Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть.
Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва.
Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.
В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа