Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
Откровением автора и откровением новых страниц истории стала повесть Василя Быкова "Облава", а гибель Хведора Ровбы, одного из главных героев, - открытым протестом миру беспредела, безнравственности, поднявшей меч на родную кровь.
Перед читателем белорусская деревня тридцатых годов. Мирная жизнь, не слышны выстрелы, но и покоя в ней нет. Нет счастья в жизни главного героя Хведора Ровбы. Жестокой стала его судьба. Отняла все, но не душу, не сердце его. До рокового конца Хведор верит в то, что его преследователи – честные люди. Хведор не сделал им ничего дурного. Всю жизнь работал он, не разгибая спины, кормил большую семью: "Наживал годами …за немалую копейку… кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, трясся над каждой соткой земли, над каждой соломинкой и щепкой…". При советской власти стал хозяином большого земельного надела. Хведор всегда "уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за щедрость к недавнему батраку". Денно и нощно работал он на земле, потом своим удобряя ее. Попробовал Хведор жить хорошо, приобрел молотилку. Но именно она и погубила его. "Недолго прогрохотала на току его красная молотилочка".
Один сосед позавидовал, другой задолжал… И вот! Хведор Ровба объявлен "кулаком". Никому же нельзя доказать, что молотилка в кредит куплена, что денег за работу хозяин не берет, что по-братски люди дают. Но это квалифицируется новой властью как "нетрудовые доходы", как "эксплуатация крестьян". Место "кулака" Ровбы в ссылке, на Печоре. "Молотилка была последним довеском, который опрокинул и без того накренившийся воз жизни Ровбы".
Все лишения и "нелепые выверты своей несчастной судьбы" научился Хведор переносить молча. Захлебываясь слезами, но молча похоронил он умершую на чужбине жену свою Ганупю. Умерла она от непосильной работы и голода, которые в переселении были особо ощутимы. Умер бы и Хведор, если бы не дочка Оля. Всю оставшуюся заботу и ласку отдал он не по годам умной и понятливой, работящей дочери. Хотел отец лучшей жизни для нее. "Да не сбылось – видно, не суждена была и Олечке лучшая доля".
Похоронив дочку, Хведор не стал злым на людей. "Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно за годы собственных мук, никому он не желал зла, как и себе тоже". Сердце Хведора было наполнено нестерпимой тоской по родному краю. Хотел он "на брюхе доползти", но хоть одним глазом увидеть родное пепелище, поклониться "отеческим гробам".
А чем встретила его родина? Жестокостью, враждой… "Беглецу на чужой стороне сподручнее, чем в родной", - скажет Хведор. Получается, что Ровба - беглец, опасный преступник. Его ловят власти, ловят свои же деревенские. Разве же он шпион, нарушитель границы? За какое преступление он расплачивается? Ответ на это ищет Хведор в родной деревне, там, где родился и вырос. А здесь травят его, как волка, и сам герой понимает: раз он бежит от людей, раз боится их, значит, он уже не человек. Сделали его таким "свои". Они лишили его всего, чем он жил, что было дорого для него, в чем был смысл его существования. Свои разрушили само естество жизни, не оставив никакой надежды. Больше не с чем бороться Хведору Ровбе, нет дальнейшего смысла его жизни. Уж если собственный сын отказался от отца, фамилию сменил, то, что же можно ожидать от чужих. Душу Хведора наполняет боль за "своих", которые в трудное время утратили человечность, гуманность. Да и как жаль, что не послушался!
Хведор дружеского совета еврея Ноэма: "…бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят. Потом поздно будет…". Но как все бросить? Здесь родовые корни, односельчане, свои! Что получил Хведор в ответ на свою доброту и веру в людей! Подлость, обман…
Не должен он был подняться до вершин духа, по мнению "своих", а вот поднялся! Не расчеловечил его "век – волкодав", не стал он "волком по крови своей". Кому? Своим односельчанам и своему сыну. Да "свой" ли он им? Нет! Он и умер как не "свой": молча ушел в трясину, унес грустную тайну сына: "Сын за отца не отвечает".
Разрушено родовое дерево, утверждает всем ходом повествования Василь Быков, уничтожена российская соборность, издавна помогавшая в светлые и хмурые времена.
Казалось бы, в повести показаны очень далекие от моей современности дни. Но и сегодня рушатся нравственные нормы поведения, меняются люди, их духовный мир. И возникает ностальгия по таким героям, как Хведор Ровба, несгибаемым перед бедой, любящим жизнь такой, какая есть.
Пишу час, другой, а мысли: "В чем смысл жизни Хведора? Зачем так несправедлива к нему судьба? Стоило ли рисковать ему собственной жизнью ради того, чтобы взглянуть на родное пепелище? Прав он, когда молча сводит расчет с жизнью? Прав ли, потворствуя амбициям сына – предателя?" – волнуют меня. Неужели смысл жизни будет наполнен подчинению силам зла от политиков, от меркантильных людей! Неужели отрекусь когда-то от собственных убеждений и жизнь свою подчиню власти деспотов?
Семья, дом, дети, земля – все то, что отняли в один миг у Хведора Ровбы, есть смысл и моей жизни. Ради этого я пройду не тысячу километров, а земной шар, лишь бы спасти мечту, любовь и красоту жизни. Ради себя? Не только.
Ради будущих детей, а значит, "…ради жизни на Земле".
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа