Чарльз Рид
Чарльз Рид
Рид Чарльз (Charles Reade, 1814—1884) — английский романист и драматург. Начал свою литературную деятельность как драматург.
Пьесы Рида — «Ladies Battle» (Женская война, 1851), «Angelo» (Анджело, 1851), «Masks and faces» (Маски и лица, 1852 (впоследствии переделанная в роман под названием «Peg Woffington», 1853)) и «Gold» (Золото, 1853) — не имели успеха (за исключением «Масок и лиц», считавшейся одним из его лучших произведений), и Рид, перейдя к прозе, приобрел известность социальным романом «It’s never too late to mend» (Никогда не поздно исправиться, 1856), изображающим злоупотребления в тюрьмах. За ним последовала серия авантюрно-плутовских и уголовных «сенсационных» романов: «The course of true love never did run smooth» (Любовь никогда не протекает гладко, 1857), «Jack of all trades» (На все руки от скуки, 1858), «The autobiography of a thief» (Автобиография вора, 1858), «White lies» (Ложь, 1860) и бытовой роман из жизни шотландских рыбаков «Christie Johnstone» (Христи Джонстон, 1853). В 1861 вышел исторический роман Р. «The cloister and the hearth» (Монастырь и дом), изображающий Голландию XV в. и выдержанный в тонах романтической традиции Скотта-Бульвера. В дальнейшем Рид вернулся к актуальной социальной тематике и после романа «Никогда не поздно исправиться» выпустил «Hard cash» (Наличные, 1863), где изобразил вопиющие условия в домах для умалишенных; в 1869 вышел «Foul play» (Преступные дела), описывающий преступные махинации судовладельцев, а затем Р. выпустил реформистские романы «Put yourself in his place» (Поставьте себя на его место, 1870) и «A woman-hater» (Женоненавистник, 1877), изображающие нищету деревенского населения. Из сенсационных романов последнего периода интересны: «Griffith Gaunt» (Гриффит Гонт, 1866), «The wandering heir» (Наследник-скиталец, 1875; действие этих двух романов происходит в XVIII в.), «A simpleton» (Простофиля, 1873) и «A perilous secret» (Опасная тайна, 1884); несколько особняком стоит роман «Drink» (Пьянство, 1879), написанный под влиянием романа Золя «L’assommoir» (Западня).
Р., дворянин по происхождению (сын оксфордского сквайра), смыкается с реформистской мелкой буржуазией, отражает в своем творчестве типичные для нее противоречия — отрицательное отношение к крупной промышленной буржуазии и симпатию к пролетариату, но наряду с этим боязнь социальной революции. Отсюда частичная критика существующего общественного строя, требование реформ и примиренчество к системе в целом. В творчестве Рида, как и в социальной литературе, порожденной чартистским движением, вообще нет попытки сокрушить капитализм, а лишь стремление внести в него поправки для предотвращения революции. Отметим однако противоречия между актуальной социально-политической тематикой и методом, которым Р. трактует свой материал.
Р. доводит распространенные в его время принципы сенсационного романа (гиперболизация, риторичность и мелодраматичность) до абсурда. Психологический анализ (за исключением «Монастыря и дома» и «Гриффита Гонта») у него почти отсутствует. Р. широко применяет приемы сенсационной романтики Радклифф, применяя их к новой конкретно-исторической обстановке. Полуразрушенные замки заменяются урбанистическим фоном зловонных улиц, чердаков и подвалов, долговых тюрем и пр.; жестокий граф, герой готического романа, превращается в бесчестного коммерсанта, судовладельца, судебного инспектора и т. п., сохраняя однако черты традиционного злодея. В настоящее время социальные романы Рида представляют интерес лишь для изучающего историю Англии, так как содержат богатый документальный материал.
Список литературы
I. На русск. яз. перев.: Лучше поздно, чем никогда, «Биб-ка для чтения», 1857, IX—XII
отд. изд., СПБ, 1863
Никогда не поздно исправиться, СПБ, 1857
Любит — не любит, М., 1860
Монастырь и любовь, «Отечественные записки», 1862, III, VII—XII
отд. изд., СПБ, 1865
Тяжелые деньги, «Отечественные записки», 1864, I—VI
отд. изд., СПБ, 1865
Ревность, «Отечественные записки», 1866, XXII—XXIV
1867, I—III
Север и юг, М., 1867
Подлог, «Дело», 1868, X—XII
Поставьте себя на его место, СПБ, 1869
Приключение Жерарда, СПБ, 1871
Страшное искушение, СПБ, 1871
Простушка, СПБ, 1874
Вельможный бродяга, СПБ, 1875
Ненавистник женщин, «Отечественные записки», 1877, VI—XII
отд. изд., СПБ, 1877
Простая история, «Вестник Европы», 1884, XI—XII.
II. Coleman J., Ch. Reade as I knew him, L., 1903
Phillips W. E., Dickens, Reade and Collins, L., 1920
Hruby A., Zur Darstellungstechnik des englischen Romans. Die Personen in Charles Reades «Matter of Fact» Romanen, Wien, 1928
Elwin M., Ch. Reade, A biography, L., 1931.
Н. Егорова
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа