Роман Д. Дидро "Монахиня" как разоблачение

Содержание

Вступление

    Биография Д. Дидро

    История Маргариты Деламар как основа сюжета произведения

    Планы романа

      Монастырский план

      Общественный план

      Индивидуальный план

    Основа разоблачительного содержания романа

    «Монахиня» как первый роман о правах человека и общественные права женщины

    Особенности стиля написания

Выводы

Ссылки

Список использованной литературы



Вступление

Темой данной работы является раскрытие преступления, совершенного обществом и церковью, против Сюзанны Симонен и подобных ей монахинь, в романе Дени Дидро «Монахиня».

Целью является раскрытие идейно-художественного смысла романа. Изображения его содержания, в контексте времени, как способа протеста против социальных «законов» XVIII века.

Актуальность темы состоит в необходимости изучения роли романа «Монахиня» в жизни Франции тех времен. Данная тема актуальна, поскольку в ней затрагиваются правовые аспекты жизни человека и его эмоциональное состояние ввиду тяжелых обстоятельств. Такая тема близка любому человеку, сталкивавшегося с несправедливостью.

Наше задание состоит в определении факторов, влияющих на становление личности в условиях неволи и деспотичного обращения, который применен к главной героине романа «Монахиня». Так же нам предстоит узнать основу сюжетной линии и подробности разоблачения монашества в даном произведении.

Роман Дени Дидро «Монахиня» поражает читателя своей откровенностью и честностью. И это сейчас – в те времена, когда кто угодно может говорить что угодно. Но тогда, во второй половине XVIII века, роман являлся кричащей сенсацией о разоблачении тайн монастырских стен. Чтобы написать такое произведение и дать ему огласку, нужно было обладать, как мне кажется, крепкой волей и духом.

Когда Дидро писал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени у писателя сложилась своя система эстетических взглядов. У него была собственная концепция жанра романа, причем лежала она в русле реалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не «химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем», рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная «правдивыми деталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечает полностью.



    Биография Д. Дидро (1713-1784)

Дени Дидро (1713 - 1784) - французский философ-энциклопедист. Главным делом его жизни было создание французской энциклопедии, которая по его мысли должна была охватить все завоевания разума, дать обзор всех итогов науки, свод всех полезных для народа открытий в мире искусства, ремесла, сельского хозяйства. Дидро отдал энциклопедии слишком тридцать лет своей жизни, в течение которых ему пришлось вести неустанную борьбу с духовенством, полицией, цензурой, ополчившимися против энциклопедии, как против рассадника рационализма и безбожия. Ему удалось объединить вокруг энциклопедии наиболее выдающихся ученых и философов, связанных между собой единством мировоззрения и бывших идейными предшественниками Французской революции.

В вопросах религии Дидро проделал эволюцию от деизма к чистому атеизму и материализму. В "Размышлениях об истолковании природы" он превозносит опыт, как единственный источник знания. Наиболее известное из его литературных произведений, "Племянник Рамо", дает глубоко верную картину общественных условий того времени, талантливую характеристику действующих лиц и образец прекрасного разговорного языка. Но главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), в котором он очерчивает духовное состояние страны, сквозь призму истории одного человека и осуждает, столь популярные в то время, монастыри.

В 1773 г. Дидро приехал в Россию по приглашению Екатерины II, которая в письмах уверяла его, что в России существует полная свобода слова. По ее поручению он составил проект о народном просвещении, в который вошли положения о всеобщем обязательном и бесплатном обучении, о полной свободе научного исследования и свободе совести. Проект Дидро не был, разумеется, осуществлен Екатериной [1].



    История Маргариты Деламар как основа сюжета произведения

В романе «Монахиня» сюжет разворачивается вокруг главной героини Сюзанны Симонен. Девушку в возрасте шестнадцати лет родители заставили принять монашество, к которому она испытывала отвращение спустя все года пребывания в разных монастырях. Сюзанна всеми способами пыталась отречься от столь ненавистного ей звания, и даже подала прошение в суд, в надежде, что справедливость восторжествует над насилием духа. Но так и не получила этого.

Зачастую, авторы литературных произведений придумывают образ главной героини сами. Они приписываю ей те или иные качества характера и отправляют, иногда в легкую, иногда тяжелую, прогулку по страницам своего литературного детища. А бывает и так, что автор находит прототип своей героини «в миру» и переносит его на бумагу, добавляя детали мелочи, которые раскрашивают взятый образ.

В начале второй половины восемнадцатого века во Франции, тогда еще вмещающей в себе сотни монастырей, бурлила, среди населения, громкая новость о некой Маргарите Деламар. Женщина была приставлена к высокодуховному, в глазах общества, чину монахини и, о ужас!, хотела отречься от него.

Как Вы уже догадались, дама эта и стала реальным прототипом героини романа Дидро Сюзанны Симонен. Далее мы с Вами попытаемся сличить эти две судьбы и провести между ними некую параллель.

Маргарита Деламар попала в монастырь по вине собственной матери. После смерти мужа, отца Маргариты, ее родительница жаждала получить в свои руки все то богатство, которое господин Деламар нажил за свой век.

Так или иначе девушка очутилась в святых стенах, будучи совсем юным, малоопытным и совершенно не искушенным созданием. Здесь, в обители ненависти, лжи и лицемерия, Маргарита Деламар провела большую часть жизни, потратив в пустую полвека(60 лет) на то, во что не верила и что призирала [2].

История этой женщины рассказана в монографии: George May. Diderot et “Lareligieuse” (New – Haven - Paris, 1954)[3]. Ее иск, поданный в суд Франции, в котором женщина просила освободить ее от уз монашества, был отклонен, а лучше сказать, отвергнут. Ведь это дело могло бы служить прецедентом к другим прошениям монахинь об освобождении и их от оков клятвы, данной по глупости, или нерассудительности. Удовлетворение иска могло бы открыть двери монастырей и выпустить оттуда «узников», запрятанных обществом.

Эта история, видимо, потрясла и самого автора романа Дени Дидро. Писатель был бунтарски настроен против насильного служение Богу. И этот роман – его личный, как мне кажется, голос восстания и мятежа против такого поведения церкви.

Героиня романа Сюзанна Симонен, практически, в мелочах копирует судьбу Маргариты Деламар. Единственное отличие – это, что Маргариту в монастырь отправила мать, а Сюзанну – оба родителя.

Жизнь Сюзанны Симонен наводит ужас на читателя своей безвыходностью и обреченностью. Сейчас, во времена, когда любой человек волен выбирать свой путь сам, читая это произведение с трудом вериться в правдивость происходящего с главной героиней. Но, когда читатель знакомиться с историей Маргариты Деламар, в сознании переворачивается весь сюжет романа. С неимоверными стараниями вы принимаете, это косчунское отношение к человеческой судьбе, во внимание и от этого хочется взвыть. Бессильность и подневольное состояние главной героини становится на столько животрепещущими для читателя, что просто сочувствие превращается истинное сострадание и мучение совести за то, что общество сделало с Маргаритой Деламар.



    Планы романа «Монахиня»

Роман «Монахиня» построен так, что при его прочтении, читатель может выделить три характерных плана, в которых Сюзанна Симонен предстает перед ним.

Прежде всего, читатель видит простого человека - ранимую, но сильную женщину. Эта ее грань становиться первым планом – переживания, как личности; второй гранью Сюзанна Симонен делится с нами, как монахиня. И здесь мы видим еще один, не менее важный, план – монастырский; третьим планом является общественный, где мы отождествляем девушку, как часть общества.

Каждый из предложенных нами планов является в равной степени важной частью романа. И в каждом из них мы видим Сюзанну другой. Эта многоплановость данного произведения создает целостную картину многогранности главной героини как устоявшейся личности.

      Монастырский план

Практически, весь роман происходит на фоне монастырского плана. Главная героиня – Сюзанна Симонен, является монахиней, что ей, как мы можем заметить, судя из ее эмоционального состояния, совершенно не по душе.

Весь роман укутан шлейфом сочувствия читателя к трагической доле героини. В большей степени это проявляется именно в те моменты, когда Сюзанна рассказывает о своей монашеской жизни и том, как сильно она ее ненавидит. На фоне это плана читатель знакомиться с порядками и законами в монастыре.

Впервые Сюзанна попала в монастырь в возрасте шестнадцати лет[4].

Это был монастырь св. Марии, где девушка стала послушницей. Но монахиней быть отказалась, сказав «нет!» на вопрос священнослужителя о том желает ли она стать таковой, перед многочисленной публикой. Пребывание главной героини здесь можно описать двояко.

Перед тем, как ошарашить публику своим протестом, Сюзанна находилась в окружении милейших женщин. Они щебетали вокруг восхваляя ее саму и правильность решения, которое она собирается принять: «Посмотрите, посмотрите, сестрицы, как она хороша! Как это черное покрывало подчеркивает белизну ее кожи, как идет к ней эта повязка, как округляет щеки, как оттеняет лицо! Как красивы в этой одежде ее стан и руки!..[5]»

Но после отказа священнику в его предложении монашества, сестры перестали быть такими милыми, как прежде: «Монахини окружили меня, осыпая упреками. Меня отвели в келью и заперли там на ключ.

Довольно долгое время со мной никто не разговаривал. Женщины, приносившие мне еду, ставили ее на пол и молча уходили.[6]»

Все же Сюзанна склонила голову перед волей матери и постриглась уже в Лоншанском монастыре. Пребывание здесь, как и в первом монастыре, контрастно. Даже очень. В Лоншане все упиралось в сестер-настоятельниц – матушек. Светлой стороной здесь была госпожа де Мони, которая любила Сюзанну и оберегала от всего. Матушка обладала даром утешения, что так было нужно Сюзане. И все вокруг, в этот период, складывалось хорошо – лучшее время, проведенное в монастырях. Но вскоре госпожа де Мони умерда и на ее место пришла сестра Христина(темная сторона) – суеверная, мелочная, жестокая приверженка новых религиозных течений. Новая настоятельница сразу же не ополчилась против любимиц предшественницы, в числе которых была наша героиня.

Когда жизнь в роли монахини стала несносной, Сюзанна решила расторгнуть обет, подав в суд. В монастыре отыскалась единственная особа, сестра Урсула, которая помогала несчастной и нашла адвоката – господина Манури. В Лоншане узнали о намереньях Сюзанны и сделали все, чтобы той навредить – не давали еду, разбили всю посуду, забрали мебель, топтали ногами и заявили о том, что в девушку вселился бес. Проверить это приехал старший викарий господин Эбер, который хоть и был служителем церкви, но сохранил непредвзятость и еще был способен видеть ложь сестер. Настоятельница была наказана, а Сюзанну прировняли к остальным монахиням. Тем временем дело было проиграно, а девушку заставили снова принять сан и самобичеваться. Жизнь в Лоншанском монастыре уже не могла быть хоть немного приближенной к понятию «терпимо» и Сюзанну ждала новая обитель.

Третьим, последним, стал Арпажонский монастырь св. Евтропии, настоятельницей которого была особа с весьма противоречивым характером. Ее имя в переписке Сюзанной не указалось. Эта матушка относилась к новой монахине с большой любовью, делая все, чтобы Сюзанне было хорошо, освобождает ее от утренних служб и тяжелой работы. Наша героиня приятно удивлена и с благодарностью принимает всю любовь и снисхождения настоятельницы. Единственное, что смущает девушку – отношение к ней сестры Терезы, которая, судя по всему, ревнует к настоятельнице. И Сюзанна позже понимает почему. Матушка к ней относиться не просто с любовью, а со странным любовным фанатизмом, который больше похож не на духовную связь матушки и сестры, а на мирскую – плотскую любовь. Девушка рассказывает о поцелуях и касаниях настоятельницы своему духовнику и тот запрещает оставаться наедине с ней. Узнав о таком решении, матушка тут же меняет духовника, но Сюзанна непреклонно следует советам бывшего, теперь уже, духовника отца Лемуана. Настоятельница сходит с ума, просит всех сестер молиться о ней. Все вокруг ненавидят Сюзанну и она находит моральную поддержку в новом духовнике, у которого та же проблема – ненависть к своему сану. Они решают сбежать.

И здесь уже нет монастыря. Сюзанна на свободе. Но тот неисправимый отпечаток монашества и всей той жизни взаперти дает знать о себе. Весь Париж уже знает о побеге некой монахини из монастыря и даже хозяйка, у которой живет Сюзанна. Духовника поймали, ему грозит пожизненное заключение. Девушка боится, что раскроется и ее личность и посему жизнь становиться в опасности. «В монастыре я привыкла к некоторым обычаям, от которых не могу отучиться. Например, когда зазвонят в колокола, я крещусь или преклоняю колена; когда постучат в дверь, я откликаюсь: "Ave", когда меня спрашивают, мой ответ всегда кончается: "да, матушка", "нет, матушка", "нет, сестра". Если неожиданно приходит посторонний человек, я непроизвольно скрещиваю руки на груди и, вместо того чтобы сделать реверанс, низко кланяюсь. Мои товарки покатываются со смеху и думают, что я дурачусь, передразнивая монахинь. Однако невозможно, чтобы их заблуждение длилось без конца. Моя опрометчивость выдаст меня, и я погибну.» - так Сюзанна говорит маркизу де Круамара о своем бедственном положении. Она просит его найти какое-нибудь место служанки, где бы она могла скрыться от посторонних глаз.

У девушки никого не осталось. Монастырь забрал всех, даже тех, кого даровал сам.

      Общественный план

С маркизом де Круамара Сюзанна познакомилась, когда ее личность стала предметом обсуждения общества и девушка была на пике популярности. Сюзанна рассказывает маркизу все о том, что с ней произошло. В этом рассказе несчастная говорит и о своем положении в обществе.

Изначально ее рождение уже стало аморальным и, соответственно, асоциальным. Ее мать была не верна мужу и родила на свет незаконное дитя. Сюзанна, конечно, догадывалась, что она не родная дочь господину Симонену, но узнала это только тогда, когда мать уговаривала ее стать монахиней, чтобы дочь могла замолить грехи матери перед Богом. «Если вы не задохнулись в моем чреве от тех мук, которые он причинил мне, тут нет его заслуги», - речь о настоящем отце девушки, - «но Бог сохранил нас обеих, чтобы дочь искупила грех матери. Дитя мое, у вас нет ничего и никогда не будет. Однако я надеюсь, что мне не в чем будет себя упрекнуть, когда я буду умирать. Я любила играть в карты - и не играю больше. Я любила театр - и лишила себя этого развлечения. Я любила общество - и живу затворницей. Я любила роскошь - и отказалась от нее. Если вы примете монашество, как того желаем мы с господином Симоненом, - ваш вклад будет плодом моих каждодневных лишений [7]», - говорит мать Сюзанны. Эта особа сравнивает свои «лишения» со свободой, от которой она просит отказаться родную дочь.

В семье Сюзанну не любили все, а не только мать. Отец, видимо, тоже догадывался об измене жены, а Сюзанна была постоянным напоминанием ему об этом. Он никогда не дарил ей тепла отцовской любви, словно это она виновата в проступке матери. Сестры – жадные, гадкие мелочные женщины, которые пытались столкнуть умирающую мать с кровати потому, что подозревали, что она прячет деньги под матрасом. Сюзанна всегда превосходила своих сестер красотой, умом и душевными качествами, за что те не любили ее. Тем паче, что наша героиня чуть не увела жениха старшей сестры.

Таким образом, мы видим, что в той социальной среде, где большинство людей находят убежище от своих проблем, Сюзанна – отшельник. Семья ее отвергает.

Второй раз мы видим социальный «бум» вокруг главной героини когда она подает иск в суд о расторжении данной ею клятвы. Она общается, в первую очередь со своим представителем в обществе – господином Манури, который является адвокатом, как и отец девушки. Возможно, в его поддержке Сюзанна находила то недостающее ей тепло, которого не дал отец.

Интересуясь делом «дерзкой монахини», люди приходят в монастырь к девушке, и та с радушием принимает их визиты: «У меня перебывало множество посетителей. Одни упрекали меня, другие давалисоветы, некоторые одобряли, иные порицали. У меня было лишь одно средство оправдаться в глазах всех - рассказать о поведении моих родителей; но вы понимаете, какую осторожность я должна была соблюдать в этом вопросе [8]?»

Но истинное свое отношение к поступку Сюзанны общество проявило, отказав ей в возможности обладать свободой. Суд отверг иск мисс Симонен, побоявшись, вероятно, создать прецедент. Обществу было легче жалеть, поддерживать или осуждать монахиню «на расстоянии вытянутой руки». Оно не могло позволить, чтобы окрылись ворота монастырей. Ведь тогда бы наружу вырвались все те несчастные женщины, от которых общество так искусно избавилось, заперев на замок и назвав это «благим делом» и «служением Господу».

В последний раз в романе затрагивается социальный аспект, когда Сюзанна сбегает из монастыря. Несколько дней она живет в каком-то притоне, который ужасает свое мерзостью да все лучше монастыря.

Сюзанна устраивается в услужение к прачке. Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятся не плохо. И, казалось бы, вот она – свобода…но Сюзанна не может выйти «из подполья» - обществу она не нужна.

      Индивидуальный план

Эту сторону романа и самой героини Сюзанны Симонен мы видим сразу. Это кроткая, добрая, не испорченная монашеством, стойкая девушка, которая готова на все, ради того, чтобы не отступать от голоса сердца.

Первые из ее качеств мы встречаем вначале романа, когда девушка, боясь повести себя неправильно, набирается смелости и говорит матери о суженом своей сестры, который уделяет Сюзанне знаки внимания. Это говорит о храбрости, доброте и честности девушки.

Характер Сюзанны можно восхвалять бесконечно, но лучше, чем матушка де Мони, этого не сделать: «Дитя мое, среди всех этих девушек, находящихся среди нас, таких послушных, невинных и кротких, нет почти ни одной, да, ни одной, из которой я не могла бы сделать дикого зверя. Странное превращение! И оно происходит тем легче, чем раньше девушка попадет в келью и чем меньше она знает жизнь. Эти слова удивляют вас, сестра Сюзанна? Упаси вас Господь испытать на себе, насколько они правдивы! [9]»

Дидро заставляет переживать читателя те же чувства, что и героиня романа – страх, отчаянье, горе, радость, боль… Личная судьба героини изображается с высокой позиции мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских стен, но нашла вне их оков, лишь свободу быть бесправной. Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле» позволила Дидро с большой впечатляющей силой выступить против мракобесия и фанатизма церковников, показать, что феодально-абсолютистское общество обрекает личность на духовное рабство.

преступление общество церковь женщина



    Основа разоблачительного содержания романа

Дидро создал книгу - исповедь, где героиня – не исключительная натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» - социально - психологический роман. Насилие над личностью бедной девушки - есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить. «Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из законов. Дать обет послушания – значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика и лицемера [10]».

В те времена, до XVIII века, монастыри были чрезвычайно распространены. В них попадали как по своей воле, так и насильно. Об этом было известно всем, но никто не принимал никаких действий дабы изменить такую обстановку в стране. В монастырь, насильно, попадали те, чье преданное было слишком мало для поиска удачной партии. Там оказывались так же и те, от кого попросту хотели избавиться по тем или иным причинам. Эти самые причины не интересовали никого ровным счетом – ни общество, ни монашескую чету. Первым выгодно избавляться от подобного отребья, а другим выгодно принимать это отребье у себя за небольшую плату с договором «на пожизненное».

История Маргариты Деламар, о которой говорилось раньше, всколыхнула всю Францию. Но это была лишь капля в море бунта против абсолютного режима монархии и церкви. Так вспыхнула Французская буржуазная революция конца XVIII века.

Французская революция явилась образцом всех других революций, свергших христианские монархии в XIX и XX веках. Начало её лежит в гуманистическом отходе запада от христианства. Так, в течение всего XVIII века подавляющее большинство писателей и философов дружно, в один голос, выступают против католической церкви и монархий. Такие "знаменитые" писатели, как Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и др. лили грязь и насмешки на церковь, в то же время требуя "свободы, равенства и братства" (официальный масонский лозунг, ставший лозунгом французской революции).

Разрушив уважение к церкви и веру в христианские моральные ценности, французская интеллигенция всё более настойчиво начинает требовать права участия в управлении страной. Следует отметить, что высшее духовенство французской католической церкви, также состоящей из представителей интеллигентного класса и подверженное влиянию безбожных писателей, в значительной мере помогло революции. Получая значительные доходы «церковники», всё больше отходило от заветов Христа о воздержании и служении духу. В то же время низшее духовенство буквально нищенствовало. Подавляющее же большинство французского дворянства с нетерпением и восторгом ждало наступления "свободы, равенства и братства.

Дидро в своем романе раскрывает читателю всю подноготную церковной жизни? О которой знает не по наслышке. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези[11].

Дидро был атеистом, он был привержен гуманистическим идеалам и высоким представлениям о человеческом долге. «Монахиня» - это своеобразный крик, попытка раскрыть глаза, протест против насилия над человеческой судьбой.



    «Монахиня» как первый роман о правах человека и общественные права женщины

В романе читатель видит, как ущемляются права человека…женщины. Сейчас это кажется вопиющей несправедливостью. «Да как? Как можно? Да я бы!», - эти слова проносятся в голове на протяжении всего романа у читателя. Но тогда это считалось нормой. И вот что ужасает – до того, как началась революция, люди терпели.

После революции была создана «Декларация прав человека и гражданина», которую утвердили 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации был сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека было направлено против деспотизма и сословного строя.

Что же касается женских прав, об этом позаботились гораздо позже.

Слово (фр.) «Homme» в названии документа может переводиться на русский язык как «человек» и как «мужчина». В 1789 году текст декларации относился исключительно к мужчинам. С самого начала это вызывало возражения со стороны феминисток. Так, в сентябре 1791Олимпия де Гуж опубликовала пародийную «Декларацию прав женщины и гражданки». После принятия Конституции Четвертой французской республики от 13 октября 1946 года, женщины были уравнены в правах с мужчинами, и Декларация стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола[12].

Роман «Монахиня» - это пример того, как ущемлялись в обществе права женщины. Если не было должной материальной опоры у юной девушки, ее никто не брал замуж. Более того, ее отправляли в монастырь и запирали там, словно в тюрьме. Не говоря уже, о правах духовных. Дети не должны искупать грехи своих родителей.



    Особенности стиля написания

Открыв первые страницы романа «Монахиня», читатель понимает, что произведение написано в эпистолярном жанре. Главная героиня ведет переписку с неким маркизом де Круомара, которому рассказывает все, что с ней произошло и просит помощи. Первые несколько глав мы помним о маркизе, но чем дальше углубляется автор в судьбу героини, тем тоньше становиться нить связи с адресатом, а иногда и вовсе теряется. Создается впечатление, будто Сюзанна Симонен пишет непосредственно вам. За счет этого приема, читатель пуще вникает в проблемы героини и с головой ныряет в переживания.

Эпистолярный роман или роман в письмах — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражается душевное состояние героев, муки, отражена их внутренняя эволюция[13].

В романе «Монахиня» Дидро проявляет рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. Автор пытается донести до читателя истинную Францию XVIII века, без мишуры и украшений, без попыток сделать ее лучше. «Монахиня» - роман – реальность того времени.



Выводы

В данной работе мы раскрыли тему преступления, совершенного обществом и церковью, против Сюзанны Симонен и подобных ей монахинь, в романе Дени Дидро «Монахиня».

Нами так же был раскрыт идейно-художественного смысл романа. Мы изобразили его содержания, в контексте времени, как способ протеста против социальных «законов» XVIII века.

Нам удалось изучить роль романа «Монахиня» в жизни Франции тех времен. Мы отследили то, как затрагиваются правовые аспекты жизни человека в романе и его эмоциональное состояние ввиду тяжелых обстоятельств.

Удалось так же определить факторы, влияющие на становление личности в условиях неволи и деспотичного обращения, которые применяли к главной героине романа «Монахиня». Так же нам удалось изучить основу сюжетной линии и подробности разоблачения монашества в даном произведении.

По своей разоблачительной силе трагическая повесть Дидро о монахине–невольнице не имеет себе равных в литературе 17 века. Проницательно раскрыв психологию религиозного аскетизма Дидро сумел показать процесс перерождения человеческого сознания под давлением религии, и этим повесть в значительной степени выходит за рамки просветительского мировоззрения – она вполне может занять место в реалистической литературе 19 века.



Ссылки

[1] - http://slovo.ws

[2], [3] - http://webcache.googleusercontent.com

[4], [5], [6], [7] - http://lib.ru

[8], [9], [10] - Дидро Д. Собрание сочинений, тт. 1–10. М. – Л., 1935–1947

[11] - Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713–1784. М. – Л., 1962

[12] - Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996

[13] - Рогинская О.О. Роман в письмах как тип художественного текста // Текст. Интертекст. Культура: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, 4-7 апр. 2001 г.). - М., 2001



Список литературы

    Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961

    Акимова А.А. Дидро. М., 1963

    Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980

    Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986

    Дидро Д. Мои Салоны. М., 1993

    Рогинская О.О. Роман в письмах как тип художественного текста // Текст. Интертекст. Культура: Материалы междунар. науч. конф. (Москва, 4-7 апр. 2001 г.). - М., 2001

    Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996

    Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713–1784. М. – Л., 1962

    Дидро Д. Собрание сочинений, тт. 1–10. М. – Л., 1935–1947

    http://slovo.ws

    http://webcache.googleusercontent.com

    http://lib.ru

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.radicalfree.org

    http://www.ex.ua/ru/audio