Разделение поэзии на роды и виды

Конспект

В.Г. Белинский, разделение поэзии на роды и виды (1841)

выполнила студентка

217 группы

Треногина Дарья

Поэзия – высший род искусства. Всякое другое искусство стеснено и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Произведения архитектуры – это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль. Сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешними формами его тела. Живописи доступен и внутренний мир человека, но и живопись ограничивается схватыванием одного момента явления. Выражаемые музыкой идеи неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму. Поэзия выражается в свободном человеком слове, которое и есть звук, и картина, и ясное представление. Поэзия представляет собой целость искусства, всю его организацию. поэтический сочинение эпос лирика драма

    Эпическая поэзия.

Всё внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны - внутреннее и внешнее - не видны отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности представляют замкнутую в самой себе реальность - событие. Здесь не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только простым повествователем.

    Лирическая поэзия

Поэзия проникает во внутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается внешняя реальность, события и действие. Это царство субъективности, мир внутренний. Здесь личность поэта на первом плане и мы через нее все понимаем.

    Драматическая поэзия

Высший род поэзии и венец искусства.

    Внутреннее (субъективное) становится внешним, реальным (объективным).

    Развивается определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и объективных сил.

    Здесь мы видим самый процесс начала и возникновения действия из индивидуальных воль и характеров.

Эпическая и лирическая поэзия – две отвлеченные крайности мира, одна другой противоположные. Драматическая поэзия – слияние этих крайностей в живое и самостоятельное третье.

Различия эпоса и лирики.

В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или читателю.

Лирическая поэзия, напротив, поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта.

В эпосе субъект поглощен предметом, в лирике он проникает его собою, но и изводит из внутренней глубины все те ощущения, которые пробудило в нем столкновение с предметом. Лирика дробна: отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием.

Различие эпоса и драмы.

Несмотря на то, что в драме, как и в эпосе есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположные друг другу. В эпопее господствует событие, а в драме – человек. Герой эпоса – происшествие; герой драмы – личность человека. В драме жизнь не только по себе, но и для себя. В драме сила и важность события дает себя знать, как "Коллизия", или та ошибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его понятием о долге.

Хотя все 3 рода поэзии существуют отдельно один от другого, но они не всегда отличаются резкими границами. Эпическое произведение не только ничего не теряет, когда в него входит драматический элемент, но еще и много выигрывает. (Повесть Гоголя "Тарас Бульба")

Точно так же, как бывает драма в эпосе, бывает и эпопея в драме. Герой греческой трагедии не человек, а событие. В своих героях греческие трагики олицетворяли общие силы и стихии народной и общественной жизни (Софокл "Антигона").

В новейшем искусстве эпическим характером отличаются иногда драмы исторического содержания, основная идея которых берется из сферы высшей государственной жизни ("Макбет" Шекспир).

Лирические произведения принимают иногда эпический характер. От драмы они заимствуют только форму, которая способствует сильнейшему выражению жизни ("Поэт и Чернь" Пушкина).

Эпическая поэзия .

Эпос, слово, сказание передает предмет в его внешней видимости и вообще развивает предмет, что он есть и как он есть. Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделившегося от индивидуального источника своей жизни. Народность – одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности.

Субстанциальная жизнь народа должна выразиться в событии, чтобы дать содержание для эпопеи. Троянская война дала богатый материал для "Илиады" и "Одиссеи". Действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа (Ахиллес Гомера).

Эпопея нашего времени – есть роман.

    Он возник из новейшей цивилизации христианских народов

    Содержанием романа может служить частная жизнь, которая никак не могла служить содержанием греческой эпопеи

    Для романа жизнь является в человеке, то есть не нужно, чтобы Ревека была царица, нужно только, чтобы она была женщина.

Повесть – тот же роман, только в меньшем объеме, который условливается сущностью и объемом самого содержания.

Хотя новейшие стихотворные поэмы, образцы которых представляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своего появления назывались романтическими поэмами, - хотя они, по явному присутствию в них лирического элемента, и должны называться лирическими поэмами, но, тем не менее, они принадлежат к эпическому роду, т.к. основание каждой из них – событие; эпическая форма.

Впрочем, это уже эпопея нашего времени, смешанная эпопея.

К эпическому роду относится еще идиллия или эклога, из которой XVIII век сделал особый род поэзии – поэзию пастушескую, или буколическую.

    Приторная, сладенькая сентиментальность, гнилое чувство любви, лишенное всякой энергии

    Ее выдумали, чтобы показать, как нелепа клевета на древних, и чтобы дать истинное понятие об идиллии.

Эпической поэзии принадлежат аполог и басня – практическая и обиходная мудрость житейская. Этот род поэзии достиг высшего развития только в двух новейших литературах: французской и русской.

Лирическая поэзия.

Виды лирической поэзии зависят от отношений субъекта и общему содержанию. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и теряет в нем свою индивидуальность, то являются: гимн, дифирамб, псальмы, пеаны.

Субъективность поэта, сознав уже себя, свободно берет и объемлет собою какой-либо интересующий ее предмет: тогда является ода.

Предмет оды сам по себе имеет субстанциальный интерес (различные сферы жизни, действительности, сознания). Ода – средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. В о де больше внешнего и объективного.

В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает над ощущением. Поэтому стихотворения этого рода могут превосходить объемом песню и другие лирические произведения.

Элегия – песня грустного содержания, но в нашей литературе возник особый род исторической или эпической элегии.

    Поэт вводит событие под формою воспоминания, проникнутого грустью.

    Объем обширнее обычных лирических произведений.

В балладе эпический поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение и дума, на которую оно наводит читателя.

Драматическая поэзия.

Драма представляет совершившееся событие как бы совершающееся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя.

Трагедия – высший род драмы. Ее сущность заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом. С идеею трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки. Немцы называют трагедию – печальным зрелищем. Случайность, не имеющая прямого отношения к основной идее произведения, не может иметь место в трагедии (смерть Дездемоны есть следствие ревности Отелло, а не дело случая).

Драматическая поэзия – высшая ступень развития поэзии и венец искусства, а трагедия есть высшая ступень драматической поэзии, трагедия заключает в себе всю сущность драматической поэзии в нее входит комический элемент.

Сущность комедии – противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни. В этом смысле жизнь является в комедии как отрицание самой себя. В основании комедии лежит глубочайший юмор. Личность поэта в ней не видно только по наружности, но его субъективное созерцание жизни непосредственно есть в ней ("Ревизор" Гоголь).

Драма - особый вид драматической поэзии, занимающий середину между трагедией и комедией.

    Ведет начало от мелодрамы, которая дала оппозицию надутой и неестественной тогдашней трагедии.

Эпические драмы

    Есть характеры и события

    Развязка почти всегда счастливая

    Герой драмы – это сама жизнь (Шекспир, Гете)

Низшая комедия

    Может возвышаться до художественности созданием оригинальных характеров, верным изображением нравов

    В основании не юмор, а комическая веселость

    Может относиться и к искусству, и к беллетристике

Например, "Недоросль" Фонвизина.

В литературе прошлого века существовало еще несколько родов поэзии, особую важность имел дидактический или поучительный. В огромных поэмах учили земледелию, скотоводству, астрономии, арифметике.…Этот род возник в упаде искусства. Образцом дидактической поэзии мы считаем поэтические афоризмы Жан-Поля Рихтера.