"Донские рассказы" Михаила Шолохова

Работа над рассказами

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема – революция, а также и место действия одинаково для всех – происшествия отыгрываются на просторах Дона.

Тематика рассказов и их герои

«Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит в описаний жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитый врагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной стороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев – наголо остриженная голова и выбритые щёки.

Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем к людям, даже самым близким и родным.

Сюжеты рассказов

Первый сюжет который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.

Другой мотив, который заступлен в рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» - смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой и теряется очень легко, попрут разменной монеты.

По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:

- Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.

- Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».

- Конфликт между любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько рассказов трудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок», и «Чужая кровь».

Классово-социальные сюжеты

Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороны представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны...» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мяса жеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того что та у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлые ранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель из Донпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Между тем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять его работой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезать два взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишку с гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он сам лёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать как особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председатель хуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышел на перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сцена душераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда! Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писатель подробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствует себя преступником, предателем, а сухая земля - это место его преступления. Но случается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно, узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк, который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечный итог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровость проявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными сюжетами

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.

Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Источники и литература

1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.