Образ "голоса" в творчестве Анны Ахматовой
Отдел образования администрации Центрального района
МОУ СОШ №4
Секция: литературоведения
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: Образ «голоса» в творчестве Анны Ахматовой
Антипьева Александра Сергеевна
Ученица 11Б класса МОУ СОШ №4
Центрального района
Руководитель
Платонова Юлия Владимировна
Новосибирск 2008
Содержание
Введение
1. Образ «голоса» в раннем творчестве Анны Ахматовой
2. Образ «голоса» в позднем творчестве Анны Ахматовой
Заключение
Список литературы
Введение
Издревле человек придавал голосу тайный смысл, наделяя его неведомой силой, которую не мог понять и объяснить полностью, а людей, которым было дано слышать «неслышимые голоса», называли ведьмами, колдунами, волшебниками. Им верили, к ним обращались за помощью и исцелением, а их чудесного дара опасались. Однако человек находил, что и тишина хранит тайну, недосказанность, хотя кажется абсолютно пустой. Поэтому, например, в церквях люди замолкают, прислушиваясь к «голосам», пытаясь разгадать загадку, найти ответы, понять себя и свою жизнь.
Анна Ахматова вводит в свою поэзию образ «голоса», наделяет его поразительными качествами, показывает в парадоксальных комбинациях его многогранность и неоднозначность. Этот образ приобретает новые звучания, меняет силу и глубину на протяжении всего творческого пути поэта.
Данную тему в своих трудах по исследованию поэтического творчества Ахматовой освещали В. Жирмунский, Е. Добин, Б. Эйхенбаум, С. Кормилов и другие. Они писали о силе и значении данного образа в творчестве, его связи с событиями эпохи, в которой жила поэтесса. Например, Сергей Иванович Кормилов в своей книге «Поэтическое творчество Анны Ахматовой» говорит о мнимом молчании поэта в период нападок революционной критики и запрета ее творчества в России.
В рамках нашего исследования мы хотим проанализировать то, как изменяется образ «голоса» в творчестве Анны Ахматовой, его глубину и значение в ее поэзии, увидеть парадоксальность «голоса» в сравнении с тишиной и молчанием, попытаться понять и показать, что же поэт хотел передать в этом неоднозначном образе.
1. Образ «голоса» в раннем творчестве Анны Ахматовой
Неотъемлемой частью человеческой жизни являются звуки: голоса, речь, шорохи. Некоторые из них находят отклик и понимание в душах людей, другие уходят, не оставляя после себя ничего. И часто забывая что-либо, человек помнит лишь голос, который хранит в себе все чувства и воспоминания.
Голос, чаще всего не показной, не подготовленный – это чувства, мысли, воспоминания, отражение внутреннего «я» человека. И поэтому все личное, тайное, сокровенное хранит «голос души», «голос памяти». Разница между голосом и речью заключается, прежде всего, в том, что голос несет более глубокие душевные переживания, а речь – это набор слов, являющийся средством передачи информации. На первый взгляд, речь бесчувственна, отчетлива, чаще всего подготовлена и продумана. Она становится маской, скрывающей внутренние переживания, потому что не способна полностью выразить чувства так, как может передать их голос.
Каждый поэт обладает особенным голосом, и с помощью него передает переживания, страдания, мысли. Например, Александр Блок вводит образ «голоса» в свои стихотворения, с помощью его различных оттенков передает любовные переживания лирического героя, показывает контраст реального и неземного миров в своих произведениях. Анна Ахматова же наделяет голос как теплотой, нежностью, любовью, так и болью, ненавистью, демонстрируя в своих произведениях множество его оттенков, полутонов, тембров: «лебединый», «голос ветра», «нежный» «слабый», «ломкий». В ее стихах потрясающее многоголосие: звучат голоса поэта, лирических героев, природы. Вводя речь других людей, Ахматова создает «говорящее» произведение. Б.М. Эйхенбаум писал: «Очень часто мы находим у Ахматовой ритмическую и интонационную нецельность строки, но именно поэтому ощущается сжатость и разговорная выразительность речи». Эта речь обычно отрывочна, прерывается восклицаниями и вопросами, и, может быть это, создает ту неповторимую жизненность стихов Ахматовой.
В ее лирике молчание парадоксально сплетается с голосом, а тишина способна говорить: «запела тишина», «тот голос с тишиной великой споря», возможно, в этом и заключается парадоксальность, глубина ахматовского образа «тишины». В ней можно явственнее ощутить, услышать что-либо, она часто оживляет, заставляет глубже погружаться в себя, прислушиваться к «внутреннему голосу», позволяет острее чувствовать происходящее, передает и усиливает чувства героев. Молчание же не имеет голоса и не способно «говорить», в отличие от тишины, здесь ничего услышать нельзя. А на границе тишины и молчания находится безмолвие, вобравшее в себя их черты, поэтому оно имеет «голос», но «молчит». Однако это не значит, что люди, лишенные способности говорить, молчат. Наоборот, если нет возможности говорить, «внутренние голоса» кричат. Часто немота обостряет чувства, усиливает ощущения, пробуждает эмоции.
Говоря о безмолвии человеческом невозможно не упомянуть о безмолвии творческом – поэт ничего не создает, но это не говорит о том, что он молчит, потому что молчание для него равно смерти. Голос для поэта – это жизнь, а «петь» – жизненная необходимость, он не может молчать, ему необходимо ощущать и передавать чувства голосом. Если же стихи запрещают, цензурный гнет становится невыносим, – молчание становится убийственным. Поэта мучают чувства, переживания, мысли и голоса, посланные Богом. Поэт не может жить в молчании, его дар и сила – голос, что раскрывает чувства, заставляет мыслить, позволяет жить.
Ранние стихотворения Анны Ахматовой – это, прежде всего, любовная лирика. В ней переданы переживания лирической героини, любовь для которой трагедия, страдание, пытка, мучительный излом души, поэтому за кажущейся простотой скрываются глубокие переживания и чувства. Уже в ранних произведениях видна многогранность образов поэта, так «голос» – это одновременно и страдания, и нежные теплые чувства. Молчание же противопоставлено «голосу» и показано как нечто темное, убивающее. С помощью этих противоположных образов Ахматова передает неоднозначные чувства лирических героев.
Любовь представлена через призму пережитых событий, которые были болезненны и страшны. Образ такой «больной» любви в ранних произведениях Ахматовой был образом больного времени, в котором жил поэт, и образом больного мира, наполненного революциями и войнами, несущими с собой смерть и горе, что оказывает влияние на поэта и находит отклик в его творчестве. Также в ранней лирике зарождаются, например, образы «слова», «говорящей тишины», которые будут развиваться на протяжении всего творческого пути поэта и достигнут своего апогея в поздних произведениях.
Одно из первых стихотворений в сборнике «Вечер» – «Читая Гамлета» (1909г.):
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака».
В этом стихотворении мы встречаем диалог между лирической героиней и ее возлюбленным, речь которого несет ей страдание. Однако нет ничего прекраснее для нее, чем эти слова и героиня Ахматовой бережно хранит их:
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
Эти строки говорят о потрясающей способности «голоса памяти» сохранять чувства, и для лирической героини нет ничего дороже слов, ставших самым чудным в ее жизни, несмотря на то, что они принесли боль и мучения.
«Белой ночью» (1911г.) – стихотворение о страданиях покинутой женщины. Она, словно в бреду, и ей кажется, что вокруг звучит лишь пьянящий голос ее возлюбленного:
Пьянея звуком голоса
Похожего на твой.
Этот голос и несет переживания и боль, но для любящего сердца героини стихотворения он – счастье и надежда.
В стихотворении «Я пришла сюда, бездельница…» (1911г.) представлен образ молчания, в котором безразличие, одиночество, душевная пустота, ужас смерти:
Все равно мне, где скучать,
Годы можно здесь молчать.
Словно итог, последние строки стихотворения:
Влажно пахнут тополя
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой земля.
Они рисуют конец жизни, смерть, которую олицетворяет молчание. В данном стихотворении Анна Ахматова противопоставляет движение, радость, новизну жизни и боль, пустоту, молчание смерти, еще раз подчеркивая, что все начало всему – жизнь, которой равен голос, а итог – смерть, выраженная молчанием.
Читая стихотворение «Ты поверь, не змеиное жало…» (1912г.), мы видим, что грусть и тоска лирической героини, проявляются в ее голосе, который превратился в «птичий»:
В белом поле я тихою девушкой стала
Птичьим голосом кличу любовь.
Слово «птичий» в русском народном творчестве выражает страдания, переживания, это словно стоны и плач. Лирическая героиня мечется, ищет, зовет своего любимого. В стихотворении мы находим противопоставление тишины, рожденной грустью, которая наполняет сердце лирической героини, и голоса – стона, тихого, тонкого, выражающего любовные страдания. Но героиня Ахматовой гордо смиряется с этой болью, принимает ее как неизбежное, храня все в сердце: «Я не плакала; это судьба». Она старается скрыть эмоции, переполняющие ее, остается гордой и внешне спокойной, и только голос выдает ее внутреннее состояние – она переживает и страдает без своего любимого.
Строки произведения «Все мне видится Павловск холмистый» (1915г.), наполнены грустью, муками разлуки. В его строках воспоминания о страстных чувствах, которые хранит голос:
И, исполненный жгучего бреда,
Милый голос как песня звучит.
Для лирической героини важно слышать голос ее возлюбленного, несущий ей счастье и спокойствие. Всю нежность и теплоту светлого чувства лирической героини передает эпитет «милый».
Стихотворение «В ремешках пенал и книги» (1912г.) передает несчастную любовь героини, которую забыл возлюбленный, она страдает, вспоминая былые встречи и чувства, однако ничто не может сделать ее счастливой:
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
Ей теперь все безразлично: жизнь стала безысходной, тягостной, поэтому и голос, несущий в себе жизнь – затихает, создавая грустную картину любовной трагедии. В данном стихотворении едва слышимый голос передает самые тайные переживания лирической героини, которая страдает, внутренне умирает без своего возлюбленного, а смена оттенка голоса демонстрирует многогранность и неоднозначность поэтических образов.
«Слаб голос мой, но воля не слабеет» – стихотворение о чувствах женщины, которую разлюбили, и она, словно хочет начать жить вновь:
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
В строках этого стихотворения голос выдает все эмоции, что бушуют внутри героини, автор говорит о внутренней борьбе лирической героини с чувствами, ее желании снова начать жить.
Ушла к другим бессонница-сиделка…
Как прошлое над сердцем власть теряет…
Освобожденье близко…
Последние строфы выражают веру в новую жизнь без любимого и надежду на счастье. Внешне ничто не указывает на происходящее внутри героини, и только едва слышимый голос передает истинное состояние ее, она унижена своим возлюбленным и, как в болезни, слаба, бесчувственна.
В стихотворении «Я так молилась…» (1913г.) Анна Ахматова приравнивает голос к жизни и раскрывает его значение для поэта:
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!».
Ничего нет страшнее для поэта, чем потеря чудесного голоса свыше, который диктует стихи. Если же этот голос исчезает, то поэт засыпает, умирает душевно, не имея возможности раскрывать и выражать свои мысли и чувства:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной.
Данное поэтическое произведение показывает, насколько важен для поэта голос, поющий стихи, если же его нет, то поэт, становится немым, медленно умирает в молчании, ведь этот неизвестный голос несет ему жизнь, радость и счастье. Это одно из первых стихотворений, где мы находим образ «голоса, диктующего строки», который проходит через все ее творчество, изменяясь и набирая силу.
В стихотворении «Был он ревнивым, тревожным и нежным» (1914г.) Ахматова рисует образ «белой птицы», голос которой звучит внутри поэта. Вообще, «белая птица» – это символ чистоты, святости, божественности, вызывающий ассоциации с ангелами и Иисусом Христом. По мнению исследователей творчества Ахматовой, для нее этот образ – само поэтическое творчество и его муки. Лишенная возможности петь, то есть творить, лирическая героиня становится «прирученной и бескрылой», а любовь, кажущаяся счастливой, представляется для нее трагедией, ведь возлюбленный лирической героини убивает самое ценное в ее жизни:
Как Божье солнце меня любил
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.
Она страдает и незаметно теряет способность ощущать, потому что голос «белой птицы» – жизнь для поэта: «Но каменным сделалось сердце мое». А слова: «Услышу я сладостный голос ее» говорят об особенной способности поэта ощущать мир, чувствовать его через необъяснимый голос и передавать в своих стихах. В этом произведении Ахматова пишет о голосе музы, представляя ее в образе «белой птицы», который она будет использовать в последующих стихах, и показывает, что, только слыша этот чудесный голос, поэт, действительно, чувствует, любит, живет.
Строки стихотворения «Все отнято и сила, и любовь» (1916г.) передают состояние поэта, которому перестал слышаться тот волшебный голос, диктующий строки:
Веселой Музы нрав не узнаю,
Она глядит и слова не проронит.
В его отсутствии поэт чувствует себя обессиленным, ненужным, все кажется пустым, потерявшим краски:
Все отнято: и сила, и любовь
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.
Это стихотворение рисует нам состояние поэта, которому больше не поет муза. Он не понимает, зачем существует в мире, ведь этот особый голос был для него всем: силой, любовью, жизнью. Поэт ждет возвращения таинственного голоса, потому что иначе он умрет – погибнет его душа, неспособная жить в молчании.
В произведении «И мнится голос человека…» (1917г.) Анна Ахматова противопоставляет голос, несущий с собой радость, счастье и молчание, которое хранит в себе пустоту, одиночество:
И мнится – голос человека
Здесь никогда не прозвучит.
Поэт создает тяжелую, мрачную атмосферу, где отсутствует вера в возвращение к жизни. Ахматова передает в стихотворении боль и тоску одиночества в образе молчания, который рисует с помощью темных красок, а «голос» хранит надежду на новую жизнь. Смешивание этих двух противоположных образов, показывает неповторимую способность Ахматовой передавать и раскрывать в своих стихах необъяснимую жизнь.
Горе и грусть находим мы в стихотворении «За озером луна остановилась…» (1922г.): «(…) луна остановилась//(…)притихший дом // Где что-то нехорошее случилось». Уже в первых строках прекращение действия, которое является жизнью, пугающая настороженность, которая объясняется во второй строфе:
Хозяина ли мертвым привезли
Иль маленькая девочка пропала.
В этих строках молчание передает ужас и холод смерти, несущей с собой слезы, тоску:
(…)Страшную беду
Почувствовав, мы сразу замолчали
Заупокойно филины кричали.
Далекий, едва слышимый звук, как предчувствие какого-то страшного и неизбежного события, которое поэт предопределяет. В этом стихотворении, пронизанном далекими, словно случайными шорохами, почти неслышимыми в мертвом молчании стонами и голосами, Ахматова показывает, что «молчание» в ее творчестве – предвестник страданий, боли, смерти, ведь оно рождается из тоски, одиночества, боли и хранит в себе ужас, холод. Также она напоминает об особой чувствительности поэта, способного ощущать то, что неподвластно остальным людям.
В ранней лирике доминирует тема любви, изображенная как боль, страдание, трагедия. Как отметил К. И. Чуковский в 1921 году: «Она первая обнаружила, что нелюбимой быть поэтично…». В «детских стихах», как называла их сама Ахматова, «отражен сложный внутренний мир женщины переломной эпохи, натуры, не терпящей компромиссов в любви, стремящейся к полноте жизни», а внутри нее – борьба, слом. Именно их отражает голос, что является хранителем чувств. Уже в первых стихотворениях видно, что поэт воспринимает мир несколько по-иному, чем все остальные люди, раскрывая эту особенную способность чувствовать в своих произведениях парадоксальностью образов. В ранней лирике ярко проявляется тема смерти, начинают зарождаться образы «голоса», «тишины», «молчания», проявляется их многогранность и яркость, осознается особенность поэта и значение его творчества – все это в поздних произведениях достигает наивысшей точки своего развития, приобретая новую силу и значение.
2. Образ «голоса» в поздних произведениях Анны Ахматовой
Поздние произведения Анны Ахматовой – это своеобразный итог ее творчества. В них пика своего развития достигли темы и образы, проходящие через все ее творчество, так, например, образ «голоса», появившийся в ранних стихотворениях и изменяющий свою силу и глубину на протяжении всего поэтического пути по–новому раскрывается в поздних стихотворениях и поэмах. Молчание передает тяжелые, мрачные чувства, а тишина приобретает голос и способна петь, наполняясь эмоциями лирических героев. В произведениях появляются более глубокие выразительные средства, которые раскрывают особенную силу поэтических строк и, можно заметить, что Ахматова стала еще чувствительней и мудрее. Сама Анна Андреевна писала: «... в 1936–м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. (...) Возврата к первой манере не может быть». Все другое: восприятие, ощущение, жизнь, а значит и творчество.
Стихотворения цикла «Тайны ремесла» (1936–1959гг.) посвящены созданию стихов, которое является необъяснимым, возвышенным, божественным. Первое в цикле стихотворение «Творчество» (1936г.), в нем Анна Ахматова говорит о возвышенности и необъяснимости написания стихов:
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
«Белоснежная тетрадь» – символ чистоты, даже святости поэтического творчества, его нетронутости и божественности. В этом стихотворении Ахматова показывает способность поэта по-особому слышать и передавать ощущения своим голосом – «голосом поэта» – через «просто продиктованные» строки. Однако второе стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» (1940г.) полностью меняет представление о поэтическом творчестве, здесь поэт представляет его как нечто темное и приземленное:
Когда б вы знали из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда
Как желтый одуванчик у забора.
В этих строках уже нет красоты и таинственности, нет светлого голоса, что диктует стихи, они появляются из «сора». Таким образом, поэт показывает, что создание стихов – это сочетание несочетаемого. Используя такие противоположности, поэт показывает двойственность и неоднозначность таинственного процесса рождения произведения. В других стихотворениях цикла Анна Ахматова также то превозносит творчество и способность поэта чувствовать, передавать: «Другое, в полночной родясь тишине, // Не знаю откуда крадется ко мне(…) // Как будто почти что не видя меня, // Струятся по белой бумаге(…) // Ушло, и его протянулись следы // К какому-то крайнему краю // А я без него …умираю», то принижает, лишает необычности: «Это – выжимки бессонниц, // Это – свеч кривых нагар //(…) Это пыль, и мрак, и зной». Можно заметить, что Анна Ахматова, говоря о светлости поэтического творчества, создает как особое возвышенное пространство, где и рождается «голос», просто диктующий строки, которые она записывает в «белоснежную тетрадь», так и пространство реальное, где в пыли растут лопухи и вместе с тем – вдохновение. Из этого видно, что для поэта «голос» – это противоречивый образ, хранящий в себе и небесную святость, и грязь реального мира.
В цикле «Тайны ремесла» Ахматова говорит о противоречивости и многогранности поэтического творчества, демонстрируя, что стихи могут рождаться как в возвышенном, светлом пространстве и спускаться к поэту в виде голоса, диктующего строки, так и появляться в душе поэта, как отклик на жестокость и боль земной жизни.
Несколько по–другому раскрывается значение голоса для поэта в стихотворении «Ива» (1940г.). В нем Анна Ахматова восхищается голосом, рождающим образы, и передает поэтическую звучность тишины, ее таинственность и глубину. «А я росла в узорной тишине» – прочитав первую строку этого стихотворения, словно переносишься в мир поэта–творца, где все живет особенной жизнью, а тишина обостряет чувства, позволяет остаться наедине с собой и услышать «голоса»:
И не был мил мне голос человека
А голос ветра был понятен мне.
В этом стихотворении голос человека не несет поэту ничего, он пуст, «не мил», мертв, а «голос ветра», напротив, – «живой», рождает образы, мысли, чувства – словно диалог возникает между поэтом и природой.
Там пень торчит, чужими голосами
Другие ивы говорят.
Когда же этот неведомый голос исчезает, поэт чувствует боль, страдание, замолкает, творчески умирает, потому что этот голос для него есть жизнь: «И я молчу… Как будто умер брат». Здесь чувствуется, что автор живет лишь голосом, который рождает произведения, а он еще ярче и возвышеннее звучит на чистом фоне тишины. Она, в свою очередь, создает особую атмосферу пустоты, но не безжизненности, подчеркивая силу и жизнь голоса, его значение для поэта.
Поэт в стихотворении «Подвал памяти» (1940г.) говорит о том, что значат для него воспоминания и раскрывает красоту, необычность «голоса памяти», который сохраняет все самое лучшее, а, значит, не позволяет этому исчезнуть:
Чадит фонарь, вернуться не могу
А знаю, что иду туда, к врагу.
Но я касаюсь живописи стен
И у камина греюсь. Что за чудо?
«Голос памяти» оживляет все былое и позволяет лирической героине стихотворения насладиться прошедшими чувствами и переживаниями. Видно, что для Ахматовой очень важны воспоминания, ведь они согревают душу и помогают жить.
Уже название стихотворения «Мужество» (1942г.) говорит о мощи, способности бороться, а его строки передают неведомую спасительную силу Слова, помогающую там, где все становится бессильным. Действительно, стихотворение написано в блокадном Ленинграде, где погибло очень много людей. Возможно, именно оно помогло Анне Ахматовой выжить в то ужасное время, оно не позволило ей сломаться. Она не могла уйти в этот переломный момент для страны, потому что всегда была со своей страной и говорила голосом народа.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
В двух строках слово «мужество» повторяется два раза, говоря о сложности, тяжести событий того времени и о внутреннем состоянии лирической героини, которая готова бороться:
Не страшно под пулями мертвыми лечь
Не горько остаться без крова.
Уважение и восхищение Словом, несущим в себе спасение и жизнь, передают строки:
И мы сохраним тебя русская речь
Великое русское слово.
Они, словно призыв и поддержка для миллионов страдающих людей в мире.
В стихотворении «Мужество» мы видим, что Анна Ахматова, словно окрепла, стали глубже ее творческие образы, даже тембр ее изменился - теперь уже редко встречается прежний голос, на его месте сильное, мощное слово. Строки данного произведения несут поддержку всему русскому народу.
В стихотворении «Тринадцать строчек» (1963г.) Ахматова возвращается к теме любви, однако здесь она представлена преображенной и более глубокой, нежели в ранних стихотворениях.
И наконец ты слово произнес(…)
А так, как тот, что вырвался из плена.
Для лирического героя эти слова счастье и радость. В этом произведении голос приравнивается к солнцу – светлому, теплому, яркому и создается особый ахматовский образ «говорящей» тишины, которая передает все те эмоции, что вызывает у лирической героини слова ее возлюбленного. По мнению голландского ученого Кейса Верхейла, «тишина в смысле сосредоточенности, ожидания, – может быть, самая характерная черта поэзии Ахматовой. Такая тишина не отрицательное качество: она – не отсутствие значение, а присутствие напряженного внимания ко всякому бессловесному внешнему и внутреннему бытию».
И вкруг тебя запела тишина
И чистым солнцем сумрак озарился.
Эти строки передают силу чувства героя, ведь после признания, тишина, наполненная любовью, начинает петь, усиливая его эмоции, ведь он так долго хотел сказать эти слова.
И мир на миг преобразился
(…) И даже я(…)
Почти благоговейно замолчала
Чтоб жизнь благословенную продлить.
Здесь чувства лирической героини, она называет эти слова «божественными» и сама замолкает, чтобы насладиться недолгим, но восхитительным моментом любви, запечатленным тишиной. В данном стихотворении Ахматова рисует противостояние голоса и тишины, которых соединяет всепоглощающее чувство любви.
Если в ранней лирике «голосом» обладали лишь живые, то здесь мы находим уже «голос» тишины, передающий и усиливающий переживания героев. И теперь чувства героев передает слово. С помощью диалогов и различных по звучанию голосов расширяется поэтическое пространство и создается жизненность ахматовских стихотворений. Видно, что позднее творчество наполнено глубокими, осмысленными образами и более сильными выразительными средствами.
Заключение
Мы рассмотрели образ «голоса» в поэзии Анны Ахматовой и пришли к выводу, что поэт наделяет его противоречивостью и многогранностью, раскрывая в своих произведениях различные стороны голоса, а также тишины и молчания, тем самым, говоря о неоднозначности своих произведений.
Проанализировав лирические стихотворения Ахматовой, видно, что данный образ растет, изменяется, приобретает глубокое философское значение. В ранней лирике образ «голоса» чаще всего передает чувства, переживания героини, ее боль и страдания из–за несчастной любви, а позже он приобретает несколько иное значение «голоса, диктующего строки», который имеет огромную ценность для поэта. «Молчание» рисует нам неприятную, холодную картину одиночества, смерти, а «тишина» представляется, как особое пространство, позволяющее явственнее ощутить и почувствовать что–либо. В поздних же произведениях образы достигают пика своего развития, становятся мощнее. Так голос становится словом – более сильным и глубоким, теперь оно передает уже чувства целого народа, молчание представляет собой нечто темное и страшное, способное убивать, а тишина наделяется Ахматовой голосом и может говорить, передавая и усиливая чувства героев. Образы, которыми наполнены стихотворения, поражают своей неоднозначностью, многогранностью и глубиной, которые лишь приобретают все новую силу и значения на протяжении всего творческого пути поэта.
В нашей работе мы попытались раскрыть лишь некоторые тайны «голоса», который хранит в себе еще немало загадок, но именно в этом и заключается красота этого образа Ахматовой.
Список литературы
Ахматова А. Примите этот дар…: Стихотворения. – М.: Летопись, 1998.
Ахматова А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – 2-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
Мицумаса Тамура О чужом голосе в ранних стихах Анны Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Выпуск 1. – М.: Наследие, 1992. – С. 119–125.
Невинская И. В то время я гостила на земле… (поэзия Анны Ахматовой): монография. – М.: Прометей, 1999.
Черашняя Д. И. Ситуации встречи в стихах О. Мандельштама 1932–33 годов: типологическая общность и семантические возможности // Текст и интерпретация. – Новосибирск, 2006.