Родина в поэзии Есенина
Родина в поэзии Есенина
Я
буду воспевать
Всем существом в
поэте
Шестую часть земли
С названьем
кратким “Русы.
С. Есенин
Имя Сергея
Есенина хорошо известно в нашей стране.
Его лирика никого не оставляет равнодушным.
Она проникнута горячей любовью к Родине,
к русской природе. Поэт говорит: “Моя
лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине. Чувство Родины —
основное в моем творчестве”. Искренняя
любовь к родной земле, выраженная в
своеобразных переживаниях и настроениях,
придала его произведениям особое,
есенинское, неповторимое звучание,
которое можно всегда различить в русской
лирике.
Лучшие свои произведения
Есенин посвятил России. Мы видим, слышим
и чувствуем в его стихах краски, звуки,
запахи лесов, полей и лугов. В поэзии
Есенина подлинно отражены русские
образы и картины, живая народная речь,
поистине здесь “русский дух” и “Русью
пахнет”. Нет ни единого стихотворения
о России, в котором он не воспевал бы ее
природу. Образ Родины появляется у
Есенина уже в первых его стихах. Поэт
воспевает неброскую красоту и удивительную
прелесть природы средней полосы России.
Радостный и многоцветный мир буквально
завораживает нас, когда мы читаем
есенинские стихи. Я вижу, как “роса
блестит на траве”, как “сыплет черемуха
снегом”.
Там, где капустные
грядки
Красной водой поливает
восход,
Клененочек маленький
матки
Зеленое вымя сосет.
Я вижу,
как, “отражаясь, березы ломались в
пруду”, как “ели, словно копья, уперлись
в небо”. Просторы полей, синь родного
неба с плывущими облаками, гладь озер
и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые
красавицы березы”, “топи да болота”,
“алый свет зари” — во всем этом Есенин
видел красоту родной стороны. В ранней
поэзии Есенина запечатлен образ
крестьянской Руси кануна Великой
Октябрьской революции. Поэт видел Русь
кроткой, печальной, и тяжелая жизнь
Родины отразилась в его творчестве:
Край
ты мой заброшенный.
Край ты мой,
пустырь,
Сенокос нескошенный,
Лес
да монастырь.
Но чем печальнее были
эти картины, тем сильнее в стихах поэта
звучала беспредельная привязанность
к Родине:
Холодной скорби не
измерить.
Ты на туманном берегу,
Но
не любить тебя, не верить
Я научиться
не могу.
К вершинам поэзии Есенин
поднялся из глубины народной жизни.
Рязанская земля, “где мужики косили,
где сеяли свой хлеб”, была его домом,
где прошло детство маленького Есенина.
Мир народно-поэтических образов окружает
Есенина с первых дней его жизни. И костер
зари, и плеск волн, и голубая гладь озера
— вся красота родного края с годами
превращается в стихи, полные любви к
родной земле.
Ой ты, Русь, моя родина
кроткая,
Лишь к тебе я любовь
берегу.
Весела твоя радость короткая
С
громкой песней весной на лугу.
В
сердце Есенина с юных лет запали “ветровые
слезы России”, ее грустные песни, светлая
печаль — картина родной стороны создана
в стихотворении “Гой ты, Русь, моя
родная”. Родина, которой не видать конца
и края — “только синь сосет глаза”,—
вызывает у поэта необычайную по силе
сыновнюю любовь. Ему приятно слышать
“звонкий, как сережки, девичий смех”,
видеть, как у низеньких хат “звонко
чахнут тополя”, а “на лугах веселый
пляс”. Радостно ощущать, как “пахнет
яблоком и медом”, и поэтому поэт
признается в любви Родине.
Если
крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь,
живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая.
Дайте
Родину мою”.
Есенин, как он писал
сам, воспринял революцию по-своему, “с
крестьянским уклоном”, больше стихийно,
чем сознательно. Есенин колебался в
оценке нового советского уклада жизни.
Он знал и любил старую Русь, ее печальный
образ по-прежнему владел его поэтическим
воображением:
Спит ковыль. Равнина
дорогая,
И свинцовой, свежести
полынь.
Никакая Родина другая
Не
вольет мне в грудь мою теплынь.
И
теперь, когда вот новым светом
И моей
коснулась жизнь судьбы.
Все равно
остался я поэтом
Золотой бревенчатой
избы.
Поэт чувствовал, как в лучшую
сторону меняется жизнь его Родины.
Мне
теперь по душе иное,
И чахоточном свете
луны
Через каменное и стальное
Вижу
мощь я родной стороны.
Но поэт был
далек от реального понимания социализма
и революций. Отсюда почти неизбежный
для него переход от восторга к
разочарованию, от радости к отчаянию,
от приветствия к обвинению. Есенин
начинает проклинать “железного гостя”,
несущего гибель патриархальной деревне
и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту
казалось, что “железный город” враждебен,
что он угрожает разрушением крестьянскому
миру, овеянному патриархальной романтикой.
Есенинская лирика этого времени окрашена
в печальные тона.
Есенин был на Кавказе,
где написал цикл лирических стихотворений.
Пленительна красота восточной природы,
ласков ветер, легко сердцу поэта с
любимой, но думы о Родине и здесь не
покидают его. Они все время влекут его
домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных
равнин, знакомую ему с юношеских лет,
песню железных колес, вербы вдоль дорог,
бесплодные поля и жалкие лачуги. Так
возникает картина старой деревни,
которая не радует взгляда, теперь она
вызывает у поэта; горячее чувство
протеста и жажду обновления Родины:
Полевая
Россия! Довольно
Волочиться сохой по
полям!
Нищету твою видеть больно
И
березам, и тополям.
Сила и обаяние
лирики Есенина в ее правдивости,
искренности и Задушевности. В его
проникновенных стихах запечатлелись
картины родной природы, его русская
душа и глубокая любовь к Родине