Литература, рожденная войной
Литература, рожденная войной
Урок-концерт к 65летию со Дня Победы
Екатеринбург 2009
Обучающие цели
показать панораму литературы в период военных лет;
познакомить с наиболее яркими творческими дарованиями в литературе изучаемого периода;
познакомить учеников с понятием пафоса произведений о войне;
дать представление об основных темах, мотивах, конфликтах, гамме чувств, эмоций в произведениях 1941-1945 годов;
показать спектр жанров в этот период;
познакомить с песнями периода ВОв и о ВОв;
познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны;
создав условия для наиболее полного эмоционального постижения атмосферы военных лет, помочь понять произведения, написанные в этот период;
учить самостоятельно добывать информацию по указанной теме.
Развивающие цели
развивать умение понимать творчество нескольких авторов через подготовку концертной программы;
развивать речь;
совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
развивать умения выступать на публике, высказывать свою точку зрения при большой аудитории;
развивать мышление, воображение, память, творческие способности при подготовке к концерту;
развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные цели
формирование у учащихся школы патриотического самосознания;
воспитание у детей и подростков любви и уважения к Родине и ее героическому прошлому;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Методическая форма: урок-концерт.
Описание
каждый ученик участвует в концертной программе: в танце, песне, инсценировке, чтении стихотворений; зрители – учащиеся других классов, родители, ветераны.
дети пишут сочинения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной, приглашают их, если это возможно, на концерт. Сочинения красиво оформляются на альбомном листе, развешиваются в классе;
отдельная группа занимается украшением класса, выпуском стенгазет на военную тематику, оформлением выставки с портретами писателей и их книгами (ее можно назвать словами В. Лебедева-Кумача «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне»).
выбираются ведущие: девочка и мальчик. Все выступающие должны быть аккуратно одеты (ведущие в черно-белой одежде, остальные в костюмах или тоже в черно-белом);
обязательно музыкальное сопровождение: аудиозаписи (см. диск-приложение), также могут исполнить какое-либо произведение сами дети (если есть учащиеся музыкальной школы).
Оборудование: компьютер, аудиозаписи (см. диск), лозунги и плакаты военных лет, портреты писателей (см. диск) и книги с художественными текстами (в составе выставки), костюмы.
Сценарий концерта
Заранее выбраны ученики, которые будут встречать и рассаживать ветеранов.
Стулья красиво расставлены: отделены сцена и зрительный зал. Учитель помогает детям в подготовке мероприятия: организует, подбирает материал. На доске тема урока:
Я – патриот. Я воздух русский
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать…
Павел Коган
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся! Сегодняшний урок - концерт мы посвящаем знаменательной дате в русской истории – 65летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне! Но так ли просто она далась нашей стране?.. Давайте представим, что было до этой долгожданной даты, что пережили наши с вами родственники. (Уходит).
Инсценировка: мирное время. На сцене появляются молодые девушки и юноши. Они радуются жизни, танцуют под «Случайный вальс» (Л. Утесов).
Танец обрывается следующим сообщением: речь диктора ВРК (Ю. Левитан «Из сообщения о вероломном нападении»):
Ведущие:
- Так внезапно прервалась мирная жизнь людей... Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Тогда еще никто не знал, что продлится она 4 года. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России… Исполняются первые два куплета песни «22 июня ровно в четыре часа» (сл.народные, муз. Е. Петербургского).
Выразительное чтение учениками стихотворения Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики»:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки, девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Уже на первых километрах нашей земли гитлеровская военная машина, хотя и казалось по-прежнему непобедимой, затормозила свое продвижение, у нее на пути встал советский народ: в бой шли мужчины, юноши, женщины. Все хотели свободы в стране, победы,мира и ради этого готовы были к любым испытаниям, даже жаждали подвига во имя Родины.
Ученики читают стихотворение Павла Когана «Из недописанной главы»
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
Они нас выдумают снова —
Косая сажень, твёрдый шаг —
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но мучась,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что путсь завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю, —
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох, как пёс, от ностальгии
В любом кокосовом раю...
Ведущие:
- Павел Коган ушел на войну добровольцем и погиб под Новороссийском в 1942 году. Романтический ореол войны быстро развеялся, она показала свой истинный лик, с кровью, смертями товарищей и страхом, каким бы смельчаком ты ни был, умирать всегда страшно…
Чтение стихотворения Семена Гудзенко «Перед атакой».
Когда на смерть идут, — поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
Чтение стихотворения Э. Багрицкого «ТВС».
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься - а вокруг враги;
Руки протянешь - и нет друзей;
Но если он скажет: "Солги",- солги.
Но если он скажет: "Убей",- убей.
Война... Какое страшное слово. Ужасно то, что она сделала с Россией, с русским народом: нет ни одной семьи, которой бы война не причинила зло, страдание, голод, нищету, разруху. Сколько семей она разрушила, сколько унесла жизней дочерей, сыновей, любимых...
Война стала настоящим испытанием на прочность. «Самое железо корчится от боли на полях, но не русский человек», - писал Леонид Леонов во «Втором письме неизвестному американскому другу».
Ведущие:
Я только раз бывала в рукопашной.
Раз наяву и много раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина - поэт- фронтовик)
Чтение стихотворения Иона Дегена «Мой товарищ, в смертельной агонии…»
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей,
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Мне еще наступать предстоит.
Зачитываются отрывки из писем участников войны:
•Записка 18-летнего москвича Смирнова Владимира, защитника
литовского города Симанс.
-Погибаем, остался я- Смирнов В. И Воскоеский. Скажите маме... Сдаваться не будем...22 июня 1941 года.
•Из записки партизанки В. Поршевой к матери.
-Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я – лишь 24.
Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала. Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. 29 ноября 1941 года.
Письмо Л.Х.Панерника родным.
- Зравствуйте, дорогие. Жив, здоров, у меня по-старому. Выполняю ваш волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами, для тысячи граждан, уехавших из родных мест. Целую крепко, ваш Лазарь. 6 января 1942 года.
Ведущие:
- В начале войны актуализируется публицистика. Крупнейшие умы России размышляют о русской истории, о значимости текущей войны, о возможных ее исходах. Алексей Толстой в статье «Родина» пишет:
«За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина. <…>
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку <…>
[Фашисты] жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать - это единственная цель жизни: так им сказал Гитлер. <…>
Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли, "оттич и дедич", как говорили предки наши. <…>
На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас – великая русская культура, впереди – наши необъятные богатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия. Но эти богатства и возможности, - бескрайние земли и леса, неистощимые земные недра, широкие реки, моря и океаны, гигантские заводы и фабрики, все тучные нивы, которые заколосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под красным солнцем на склонах гор, все изобилие жизни, которого мы добьемся, вся наша воля к счастью, которое будет, - все это неотъемлемое наше навек, все это наследство нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. <…>
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых - нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет.
Ничего, мы сдюжим!..»
Ученики исполняют песню на музыку и слова Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа» (песня из к/ф «Белорусский вокзал»).
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Ведущие: - Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив всех нас на «фронт» и «тыл».
- Фронт – это солдат, бой, огонь, порох, подвиг. Тыл- это женщины, старики, дети, дни и ночи без сна, труд, это не меньший подвиг. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!
Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня».
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущие: - На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких! Война была настоящим испытанием для человека, для его чувств, характера. Важно было не растерять своих лучших качеств среди всех ужасов войны. Справлялись с этим не все, только сильные личности! Даже на войне существовали такие понятия как любовь, дружба, взаимопомощь, доброта...
Небольшая сценка по рассказу Л.С. Соболева «Разведчик Татьян» (слова автора выборочно говорить герой-рассказчик, он – один из моряков).
Ведущие: - И хоть давно отгремели взрывы, выстрелы Великой Отечественной, память всегда будет хранить воспоминание о ней.
Воспоминания о войне будут храниться и в песнях, и в стихах, в публицистике, в произведениях на военную тему.
Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуту, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из стихотворения В. Лебедева-Кумача «Только на фронте» отвечали потребности в песне наших бойцов. Дорогие друзья, а какие песни о войне сразу приходят на ум?... Сейчас мы расскажем о некоторых перечисленных песнях.
Звучит песня «Священная война» (Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач).
- Пожалуй, самое знаковое произведение того времени. Песню знали все, с ней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашистами. В «Священной войне» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны было прочитано по радио. В тот же день его напечатали во многих газетах. В нем противопоставлены русские и вражеские силы.
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Фашист уподобляется тьме, черному ворону, кружащему над Родиной – это древний образ, во все времена воплощающий врага: «фашистская сила темная», «крылья черные», «гнилая фашистская нечисть», поэтому война-борьба с нечистью воспринимается как очищающая, «священная», «война народная».
Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров. Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала. Откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.
Звучит песня «Катюша» (Музыка: М.Блантера Слова: М.Исаковский).
Авторы песни Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Эту песню знают все. Как вы думаете, о чем эта песня?...
- Можно сделать вывод, что это песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность, она переведена на многие языки: английский, немецкий и даже китайский, давайте прослушаем фрагмент «Катюши» на китайском языке.
Звучит первый куплет «Катюши» на китайском языке.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавится от слабости и паники.
-Говорилось, что фронтовая песня- это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
-На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защищать Родину. Поэтесса Юлия Друнина. Семнадцатилетняя юная девушка с 1941 года окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, на своих хрупких девичьих плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя. Это и поэты Михаил Кульчицкий, Павел Коган, храбро сражавшиеся за Родину, которые написали много великолепных стихов во время войны.
Нельзя забыть о подвиге, который вместе со своим народом, со своей страной совершила в эти годы наша литература. Разящую силу слова писателей вынуждены были признать даже наши враги.
До великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны. На фронтах войны погибло 48 поэтов.
В лирике военных лет видоизменился характер так называемого лирического героя: он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. В поэзии военных лет выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую, это ода, элегия, песня, сатирическую и лирико-эпическую, это баллады («Баллада о товарище» -А.Твардовский), поэмы(«Сын» -П.Антакольский, «Зоя» - М.Алигер.)
Сообщение ученика о прозе в годы Великой Отечественной войны.
- В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Илья Эренбург, Леонид Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов.
По настроению военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет.
Илья Эренбург в памфлете «Их исправит могила» дает характеристику гитлеровского солдата: «...эсэсовцы не рыцари, эсэсовцы - убийцы...Они выращены как палачи... Их идеалы - это кусок сала, это серьга, вырванная с мясом, это куртка, снятая с убитого ребенка...», «Их души очерствели? Ложь. У них нет души. Это – одноклеточные твари, микробы, бездушные существа, вооруженные автоматами и минометами. Они начали свою жизнь без мыслей, без чувств, без мечтаний, без порывов. Когда им весело, они отрыгивают. Когда им плохо, они чешутся. У себя они кричат: «Хайль, Гитлер!», а попав в плен, восклицают: «Гитлер капут». Десять тысяч немцев перебывало в деревне Колицыно. К каждому из них в суровые зимние месяцы подходили русские женщины с замерзшими детьми и просили: «Пусти ребенка в избу». И ни один из десяти тысяч не пустил. Очерствели? Нет. Такими пришли в Польшу. Такими топтали Францию. Такими резвились в Греции. Бездушные выродки, человеческое мясо с ржавым железом вместо сердца. Их души после войны смягчат жены? Ложь. Жены не лучше. Жены из того же теста. Жены пишут своим мужьям: «Если детское платье в крови, ничего – я отмою»
Подобная характеристика фрицев дается в памфлетах «Скоты» и «Фриц-филосов».
Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. К примеру, письма Леонида Леонова "Два письма неизвестному американскому другу", зачитаем отрывок (выразительно): «Когда в одно бессолнечное утро девочка попросилась на улицу, мать одела ее потеплее и выпустила с наказом не отходить далеко от дома; сама она собралась тем временем заделать пробоину в стене.
Ставши у ворот, маленькая боязливо улыбалась всему, что видела. Никто не замечал присмиревшего ребенка: все были заняты своим делом. Сменные немецкие караулы чеканно направлялись к своим постам. У маленькой не было ее пестрых, любовно связанных бабушкой перчаток. Ночью случился обыск, а у немецкого солдата, приходившего за трофеями, видимо, имелась девочка такого же возраста в Германии.
Шум в конце улицы привлек внимание ребенка. Объемистый автобус с фальшивыми нарисованными окнами остановился невдалеке. Сняв рукавицы и подняв капот, шофер мирно копался в моторе. Шеренга немецких пехотинцев, как бы скучая и с примкнутыми штыками, двигалась сюда, и в центре полукольца плелись безоружные местные жители, человек сорок, с узелками, старые и малые. Некоторые застегивались на ходу, потому что их внезапно выгнали из дому. Это походило на невод, который по мелкой воде тянут рыбаки. Шествие приблизилось, впереди шли дети.
Скоро мертвая петля облавы захлестнула и домик с бальзаминами, возле которого стояла моя пятилетняя героиня. Комплект был набран, и раздалась команда. Людей стали поочередно сажать внутрь фургона; слабым или неловким охотно помогали немецкие солдаты. Одна древняя русская старушка, не шибко доверяя машинам и прочим изобретениям антихриста, украдкой покрестилась при этом. Девочка удивилась не тому, что внутренность машины была обшита гладким металлом, - ее огорчило отсутствие окон, без которых ребенку немыслимо удовольствие прогулки. Она ничего не поняла и потом, когда худой и ужасно длинный солдат под руки, как русские носят самовар, понес ее к остальным, уже погруженным детям, она только улыбнулась ему на всякий случай, чтобы не уронил. В ту же минуту на крыльцо выскочила, с руками по локоть в глине, ее простоволосая мать.
Она вырвала ребенка и закричала, потому что видела накануне этот знаменитый автобус в работе. Она кричала, неистово распахнув рот, во всю силу материнской боли, и это очень удивительно, если не был слышен в Америке этот несказанный вопль. Она так кричала, что ни один из патрульных даже не посмел ударить ее прикладом, когда она рванулась и побежала с дочкой наугад, и запнулась, и упала, и лежала в чудовищной надежде, что ее почтут за мертвую или не заметят в суматохе. Но маленькая не знала, она силилась поднять мать за руку и все твердила: "Мамочка, ты не бойся... я поеду с тобой, мамочка". Она повторяла это и тогда, когда ее вторично понесли в цинковую коробку фургона. Но тогда вдруг заплакали и закричали все от жалости к маленькой, а громче всех -дети. Это был беспорядок, противный нацистскому духу, и, чтоб прекратить скандал в зародыше, в автобус поднялся хорошо выбритый ефрейтор с большим фабричным тюбиком, что хранился в его походной сумке. Из тюбика выползла черная змейка пасты, несколько густой, но, видимо, более удобной в перевозке. Протискиваясь в тесноте среди детей, военный смазывал этим лекарством против крика губы сразу затихавших ребят. Порой, для верности, он без промаха вводил свой помазок в ноздри ребенка, этот косец смерти, и, как скошенная трава, дети клонились и опускались к ногам обезумевших взрослых. Наверно, у него имелось специальное образование, так ловко он совершал свою черную процедуру. Крики затихли, и солдатам уже не составило труда отнести и вдвинуть на пол камеры, в этот людской штабель, потерявшую сознание мать.
Дверь закрыли на автоматический запор, шофер поднялся на сиденье и завел мотор, но машина не сразу отправилась на место назначения. Офицер стал закуривать, солдаты стояли "вольно". Все опять выглядело крайне мирно, ничто не нарушало тишины: ни шумливые краснодарские воробьи, ни - почему бы это? - даже треск выхлопной трубы. И хотя машина по-прежнему стояла на месте, время от времени как-то странно кренился кузов, точно самый металл содрогался от роли, предназначенной ему дьяволом. Когда папироска докурилась и прекратились эти судорожные колыхания, офицер дал знак, и машина поплыла по подмерзшим грязям за город. Там имелся глубокий противотанковый ров, куда германские городские власти ежедневно сваливали свою продукцию».
Слово учителя:
Много ужасов было сотворено на войне, много вынес наш народ…Литература запечатлела это. В годы войны между писателями и читателем установился невиданный в истории нашей литературы сердечный контакт.
Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью литературы 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа - вот основные мотивы военной поэзии и прозы. Литература словно вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в литературу.
Невероятными усилиями, но победа была достигнута. 9 мая 1945 года подписан мирный договор. Низкий поклон ветеранам за нашу мирную жизнь! Спасибо! Поздравляем с 65летием со Дня Великой Победы!
Вручение цветов. Ведущие прощаются с гостями. Звучит песня «День Победы»(сл. Вл.Харитонова, муз. Д.Тухманова).