Мольер "Дон Жуан"
Мольер
(1622-1673
гг.) - французский драматург, актер,
театральный деятель.
Мольер родился
в семье королевского обойщика и мебельщика
Ж.Поклена, который сумел поместить сына
в Клермонский колледж. Юный Поклен
получил широкое образование, проявив
особую склонность к античной литературе
и философии. После окончания колледжа
(1639) юноша решил посвятить себя театру.
В 1643 году, приняв псевдоним Мольер, он
организовал "Блистательный театр".
Но этот театр успеха не имел, и с 1646 по
1658 год Мольер и его товарищи работали
в провинции.
В 1658 году его труппа по
желанию короля была оставлена в Париже.
Именно в парижский период жизни Мольер
создал свои замечательные комедии
(числом более тридцати), в которых
осмеивал всевозможные пороки: ханжество,
лицемерие, подозрительность, тупость,
легкомыслие, чванство, дворянскую спесь
и жадность буржуа. Все это и многое
другое стало предметом критики в
беспощадной, иногда доброй, иногда
горькой, но всегда глубокой по мысли,
человечной по сути и виртуозной по форме
комедии Мольера. "Дон Жуан" (1665),
"Мизантроп" (1666), "Скупой"
(1668), "Тартюф" (1664), "Мещанин во
дворянстве" (1670), "Плутни Скалена"
(1671), "Мнимый больной" (1673) и другие
его пьесы до сих пор не сходят со сцены,
и их остроумие и блеск не тускнеют от
времени. Мольер был не только драматургом,
но и гениальным актером. "Он был
актером с головы до ног. Одним шагом,
улыбкой, взглядом, кивком головы он
сообщал больше, чем величайший говорун
в свете мог бы рассказать за целый час",
- писал о нем один из современников. 17
февраля 1673 года во время представления
комедии "Мнимый больной", в которой
Мольер выступал в главной роли, драматургу
стало плохо. Начавшиеся судороги он
сумел выдать за игру, так что спектакль
не был сорван. Через несколько часов
после окончания представления Мольер
скончался.
Мольер был сыном эпохи
классицизма, но жанр комедии предоставлял
ему больше свободы. В ряде фарсовых и
бытовых комедий Мольера оживает народная
карнавальная стихия, Обличая в своих
произведениях пороки, драматург стремился
совершенствовать человеческую природу
и исправлять нравы, что соответствовало
философии классицизма.
С другой
стороны, в своих "высоких комедиях"
("Мизантроп", "Дон Жуан") автор
смешивал "высокий" и "низкий"
жанры. Он обращался к языку улицы, что
было несвойственно классицистам.
Новшества Мольера были не просто отходом
от классицизма: они открывали дорогу
реализму. При всей живости, эмоциональности
творчества Мольера важнейшей чертой
его гения была интеллектуальность.
Исследуя широкие пласты жизни, автор
отбирал только те черты, которые были
необходимы для изображения определенных
типов, не добиваясь разностороннего
изображения характеров. По словам
А.С.Пушкина, "у Мольера Скупой скуп -
и только". В комедиях характер человека
получал свое развитие не в сложном
многообразии, а в выражении преобладающей
черты, поэтому сатирические краски в
его пьесах предельно сгущены. Народность
комедий Мольера - в их бодром, оптимистическом
тоне, пронизывающем все образы, в том
числе и сатирические. По определению
Л. Н.Толстого, "Мольер едва ли не самый
всенародный и потому прекрасный художник
нового искусства".
Первое представление «Дона
Жуана» было дано в Париже на сцене театра
Пале-Рояль 15 февраля 1665г. Роль Сганареля
исполнял сам Мольер. Ввиду запрещения
пьесы при жизни Мольера "Дон Жуан"
напечатан не был. Впервые комедия была
напечатана в 1682 г. в полном собрании
сочинений Мольера, составленном Лагранжем
и Вино (Les Oeuvres de monsieur de Moliere, revues, corrigees et
commentees, 8 vol., Paris, 1682). Любопытно отметить,
что в амстердамском издании комедий
Мольера (1675) "Дон Жуан" Мольера был
заменен пьесой "Каменный гость, или
Пораженный молнией атеист" Доримона
без указания авторства последнего.
Дон-Жуан (Don Juan, собств. Дон Хуан) – легендарный испанский герой, давший свое имя одному из популярнейших в искусстве типов. Героем предания является представитель одного из аристократических севильских родов, Д. Жуан Тенорио. Смелые его похождения, оставались безнаказанными, благодаря участию в них его близкого друга, короля дон Педро (1350 – 1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока ,наконец, небесное правосудие, в лице убитого им командора дона Гонзаго, не положило конец его бесчинствам. К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, о распутнике Д. Жуане де Марана, продавшем душу свою дьяволу, но после раскаявшемся и поступившем в монастырь. Рыцарские сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц, также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям, также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец, Роберт Дьявол, сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о Д. Жуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и удалью искателям приключений. С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приемов предшественников Д. Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, сразу приобретающую ему необыкновенную популярность. Это – дело Тирсо де Молина (умер 1648), создавшего в своей пьесе: "El burlador de Sevilla у convidado de piedra", тот причудливый характер, который обошел потом весь мир под именем Д. Жуана.
Мольер, в своей комедии: "D. J. ou le festin de pierre" (поставлена в 1665 г.), первый лишил героя отличительных особенностей его испанского происхождения и ввел в пьесу франц. действительность своего времени. Он отбросил внесенный итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок, характеризующий пьесу Тирсо.
Древнейшее происхождение имеет связанная с Д.Ж. легенда о каменном госте, статуе, карающей преступника или его каким-то образом изобличающей или же кивком головы дающей ответы на заданные ей вопросы. Так, например, Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некоего Мития упала и раздавила виновника смерти этого самого Мития, когда тот смотрел на нее. Согласно Плутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камилла взять под покровительство богини Рим, разгромленный галлами. По рассказу того же Плутарха, со статуей Фортуны общался Гней Марций Кори-олан. Мотив статуи, наделенной чудотворной силой, получил распространение в драматургии средневековья, особенно в мираклях. Так, у Жана Боделя в «Игре о святом Николае» изваяние святого изобличает воров, ограбивших царскую казну. В античные и в средние века была известна во многих вариантах легенда о статуе Венеры, не пожелавшей расстаться с кольцом, случайно надетым на ее палец, и предъявившей права на его владельца. (Эту легенду использовал П.Мериме в новелле «Beнера Илльская».) Таким образом, символика статуи характеризовалась амбивалентным значением: она могла быть как воплощением небесного правосудия, так и орудием сатаны, наделенным демонической силой. Столь же двойственной была трактовка образа каменного гостя в разных преломлениях истории Д.Ж.
В легендах, предварявших литературные явления Д.Ж., были заданы основные сюжетные обстоятельства, в которых будет существовать и действовать герой. Место действия чаще всего Испания, Севилья, время — эпоха «плаща и шпаги». Непременные участники: дочь командора и сам командор, убитый Д.Ж. в предыстории действия или в самом начале. Что же касается развязки, то она, как правило, оказывалась смертельной для Д.Ж., хотя далеко не всегда его гибель происходила от «пожатья каменной десницы».
Сюжетика
ранних Дон Жуанов (Тирсо, Мольер, Моцарт)
в основном вращалась вокруг предания
о доне Хуане де Тенорио. П.Ме-риме
использовал в качестве фабулы своей
новеллы легенду о доне Мигеле. Позднее
А.К.Толстой пошел по пути контаминации
двух сюжетов. Мотив сделки с сатаной
определил возможности сближения образа
Д.Ж. с
Фаустом и фаустианской темой —
в виде противопоставления двух героев
(пьеса Д.Граббе) или сближения (А.К.Толстой).
К переменным составляющим фабулы
относятся: родственные отношения между
командором и донной Анной (отец — дочь
или муж — жена/вдова), наличие слуги,
собеседника и оппонента (Сганарель у
Мольера, Лепорелло у Моцарта и Пушкина),
участие в интриге других любовниц Д.Ж.,
находящихся с ним в дружбе (Лаура Пушкина)
или во вражде (Эльвира Моцарта),
посягательства Д.Ж. на честь простолюдинок
(у Моцарта пара Церлина и Мазетто —
праправнуки средневековых Марион и
Робена), отношения Д.Ж. с верховной
властью (у Пушкина король отправляет
его в ссылку, чтобы оградить от мести
родственников командора), участие в
судьбе героя высших сил (пари между
Богом и Сатаной у А.К.Толстого).
Предлагаемые
обстоятельства этого мифа допускали
возможности различных толкований образа
Д.Ж. и самых разных его оценок: от
безоговорочного осуждения до частичного,
а иногда и полного оправдания. Жанровой
формой литературной истории Д.Ж. поначалу
была комедия. Позднее Байрон вывел героя
на широкие просторы эпического сюжета,
а Пушкин сделал его действующим лицом
трагедии.
Истории Д.Ж. как литературного
героя сопутствовало бытование в качестве
поэтического образа лирики (Ленау,
Гольтей, Визе, Браун фон Браунталь,
Фридман, знаменитые «Шаги командора»
А.А.Блока), предмета философской
эссеистики. Помимо прямого воплощения
этого литературного героя (под тремя
основными именами в русской транслитерации:
Дон Жуан, Дон Хуан, Дон Гуан) можно
составить длиннейший перечень
«донжуанствующих» персонажей: от
Вальмона до Стивы Облонского, от Адольфа
до Паратова и т.д.
Д.Ж. — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий. Его не случайно называют в драме «галаном» (galan): так звали «героя-любовника» — популярнейшее амплуа в испанском театре XVII в. Но в отличие от комедийных персонажей эпохи Возрождения, герой «Севильского озорника» ведет любовную игру, не ведая любви, во всяком случае той возвышающей, прекрасной любви, которая торжествовала в искусстве Ренессанса. Искусство барокко, которому близок «Севильский озорник», раскрывает трагическую двойственность любовного чувства.
Образ
Д.Ж. — одна из наиболее значимых реплик
Мольера в споре, который ведет «великий
век» о сущностных категориях человеческого
бытия, о добре и зле, о боге и дьяволе, о
любви и, разумеется, о том, что является
для драматурга-актера предметом
профессионального интереса, — об игре
и сферах ее господства: социуме, любовных
отношениях, фантазмах воображения.
Мольеровская версия истории Д.Ж. была
многократно прочитана как «современная
история» безбожного развратителя-аристократа,
преступившего все земные и небесные
законы, снискавшего негодование неба,
которое послало надгробную статую для
свершения «высшего правосудия». В ‘Д.Ж.
видели либертена, «сильного своим умом,
но принадлежащего к ненавистной
социальной группе» (Ги Леклер), смелого
рационалиста, распутного и злого,
носящего маску вольномыслия (Ж. де
Бевотт); «грубое животное», скрывающее
под пышным оперением разрушительные
инстинкты (Ж..Ги-шарно). Традицией стало
подчеркивание двойственности персонажа,
сочетающего в себе рыцарскую доблесть
и порок, непринужденную элегантность
поведения и примитивность чувствования.
Столь же двухмерной представлялась и
структура образа; при этом его «вечное»,
легендарное основание воспринимали
лишь полускрытым фундаментом, над
которым драматург воздвиг вполне
узнаваемое для современников сооружение:
портрет вельможи. Среди героев «высоких
комедий» Мольера Д.Ж. — самый
привлекательный. Ему чужда назойливость
мизантропа Лльцеста, а ханжество,
роднящее предприимчивого обольстителя
с Тартюфом, у артистичного дворянина
выглядит грациознее, чем у тяжеловесного
святоши. Радостное жизнелюбие Д.Ж.
особого свойства: он словно постиг все
законы бытия и чувствует себя избранником,
которому ничего не стоит взвихрить
вокруг себя пространство, остановить
время, сделать врага другом, кредитора
— должником, покорить вмиг любую
красавицу. Поведение Д.Ж. может показаться
противоречивым: он смеется над женскими
чувствами, но почти по-братски расположен
к слуге Сганарелю, он безразличен к
тому, что о нем говорят «в свете», но
бросается на помощь незнакомцу, попавшему
в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может
и удрать от преследователей, переодевшись
в костюм крестьянина.
Рисуя своего
героя, Мольер как будто не слишком
заботится о том, чтобы выставить его
циничным монстром. Проказы Д.Ж. с
женщинами, которые имеет возможность
наблюдать читатель, не вызывают активного
протеста, тем более негодования, напротив,
заставляют дивиться галантной виртуозности
любвеобильного сеньора. Вдохновенные
тирады героя во славу своих побед над
женщинами заставляют видеть в нем скорее
пылкого завоевателя, нежели холодного
совратителя. Между тем кара небесная
обрушивается на грешника, чьи вины так
узнаваемы и так обыденны. По-видимому,
неумеренное и безответственное женолюбие
Д.Ж. и его кощунственное лицемерие —
только часть и следствие преступления,
повлекшего за собой столь ужасающее
наказание. Мольеровский Д.Ж. действительно
принадлежит своему времени, и вина героя
не может быть истолкована без учета
приоритетных для эпохи идей, без анализа
множества компонентов, слагающих
духовный климат общества. «Дон Жуан» —
одна из наиболее «барочных» пьес великого
комедиографа. Романский легендарный
сюжет, лежащий в ее основе, многие
структурные нарушения классицистического
канона, жанровая чересполосица говорят
о принадлежности мольеровского шедевра
к грандиозному культурно-историческому
комплексу, определившему лицо XVII века,
— к стилю барокко. Более всего
принадлежность пьесы к барокко проявляется
в интерпретации вины Д.Ж.
В прозаической
(в отличие от «Тартюфа» и «Мизантропа»)
пьесе драматург выстраивает для своего
героя удивительно обыденный мир: здесь
снуют кредиторы, папаша «читает прописи»
отбившемуся от рук отпрыску, тут
легковерные простушки восторженно
внимают небрежному вранью нарядного
господина. Одним словом, реальность
никак не обнаруживает в себе потенций
«чудесного» и «божественного». Не
обнаруживает до поры до времени. Мольер
достигает поразительных результатов
в манипулировании читательским (и
зрительским) восприятием, не давая
возможности «провидеть» сверхъестественный
исход популярной истории и тем самым
незаметно сводя позицию реципиента к
точке зрения Д.Ж., естественно убежденного
в том, что «дважды два — четыре», а «небо»
слишком далеко. Однако статуя командора
появляется и делает свое дело. Ей
предшествует предупреждающий героя
призрак женщины под вуалью. Попранная
любовь и оскорбленные небеса выступают
рука об руку, являя собою нерасторжимое
целое. Ибо Д.Ж. погрешил против
таинственности бытия, в которой любовь,
одно из величайших таинств, составляет
существеннейший аспект человеческой
жизни. Барочная модель мира — это образ
грандиозного, непознаваемого и
непредсказуемого целого, полного
величественных загадок и опасных
сюрпризов, но мира живого и активного
в диалоге с человеком. Гордого, блестящего
интеллектуала настигает кара за его
духовную ущербность, столь явную человеку
эпохи барокко и столь парадоксально,
провокационно представленную
Мольером.
Сверхъестественные силы
определяются в комедии популярным для
эпохи эвфемизмом «небо». Однако тема
каменного командора, посланного силами
ада, не может быть прочитана только как
тема небесного правосудия. Оживший
истукан, мертвая материя, вызванная к
жизни чародейством или небрежным
озорством, — традиционная для литературы
ситуация вторжения демонических сил в
мир людей с целью опустошить души, чтобы
уничтожить их и забрать в ад. Игра Д.Ж.
с мертвым командором, нарядной статуей
(«Ему идет это одеяние римского
императора!») — апогей той игры, которую
ведет герой на земле и готов вести в
мирах иных. Безудержная, ничем не
стесняемая игра-глумление пронизывает
все земное бытие мольеровского
соблазнителя. Игра — его философия,
игра — средство достижения целей, игра
— наслаждение властью над теми, кто не
причастен к высшей человеческой
способности творить воображаемый мир,
преобразовывая очевидное в невероятное.
Действительно, в какой-то мере Д.Ж. —
правоверный член современного ему (т.е.
Мольеру) общества, почитающего игру
главным регулятором отношений между
людьми, наилучшим украшением жизни, а
неразлучную с игрой маску — изысканнейшим
украшением, способным к тому же обезопасить
ее носителя от социальной агрессии и
непознанных сил, бушующих в мироздании.
Принимая «правила игры», предложенные
ему окружающими, Д.Ж. ведет себя весьма
разнообразно. То он упоенно рассуждает
о «модном пороке» — лицемерии, тем самым
провозглашая себя рядовым участником
«человеческой комедии», то бросается
на выручку незнакомцу, теснимому в лесу
разбойниками, то на миг подыгрывает
отцу, а то феерически лицедействует,
разом обольщая двух крестьяночек.
Предаваясь
изощренному лицедейству, творя игру на
разных уровнях ее существования, Д.Ж.
агрессивен и безогляден. Его избранничество
и впрямь может показаться невозбраняемым.
Но кому, как не Мольеру, знать об опасной
двойственности игры, о ее магической
способности пробуждать силы хаоса. «Дон
Жуан» — это комедия ограниченности
человеческого удела, где игра может
вознести высоко, но не выше людской
участи. Д.Ж. своим приглашением к игре
«оживляет» каменную статую. Та пожатием
каменной десницы водворяет закоренелого
грешника в ад. По Мольеру, этот ад уготован
всякому, кто, кичась своей игровой
властью над человеческим сообществом,
превысит свои права и возомнит себя
равным творцу. Искусство XVII века постоянно
рассуждает об игре, ее покоряющей и
убеждающей силе, о ее почти деспотической
власти над человеком играющим, о ее
природе и тех границах, за которыми игра
становится магией, соприкасаясь с
инфернальным пространством. В этом
смысле игра граничит с грехом. И здесь
блестящий мольеровский лицедей и
вопрошатель Д.Ж. может быть прочитан
как образ актерства, стремящегося
вовлечь в игру живое и мертвое, пересоздать
созданное, окликнуть запредельное,
встать вровень с творцом.
Мольеровский
интеллектуал верит в права игры и не
верит в смысл бытия, где жизнь, смерть,
любовь исполнены высочайшего значения
и неподвластны даже самому искусному
и дерзостному манипулированию. Наказание,
которое настигает Д.Ж., —- это по существу
кара за «онтологическую» слепоту, за
высокомерие, обернувшееся смертным
грехом.
«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа». Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, — о развратнике, не знающем никаких преград в своем стремлении к удовольствиям. Впервые о Доне Жуане написал Тирсо де Молина, использовав народные источники, севильские хроники о доне Хуане Тенорио, распутнике, похитившем дочь командора Гонсало де Ульоа, убившем его и осквернившем его надгробное изображение. Позднее эта тема привлекала внимание драматургов Италии и Франции, которые разрабатывали ее как легенду о нераскаявшемся грешнике, лишенную национальных и бытовых особенностей. Мольер совершенно оригинально обработал эту известную тему, отказавшись от религиозно-нравственной трактовки образа главного героя. Его Дон Жуан — обычный светский человек, а события, с ним происходящие, обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями. Дон Жуан Мольера, которого с самого начала пьесы его слуга Сганарель определяет как «величайшего из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собаку, дьявола, турка, еретика» (I, 1), — это молодой смельчак, повеса, который не видит никаких преград для проявления своей порочной личности: он живет по принципу «все позволено». Создавая своего Дон Жуана, Мольер обличал не распутство вообще, а безнравственность, присущую французскому аристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и потому обрисовал своего героя очень достоверно.
Как все светские щеголи его времени, Дон Жуан живет в долг, занимая деньги у презираемой им «черной кости» — у буржуа Диманша, которого ему удается обворожить своей любезностью, а потом выпроводить за дверь, так и не уплатив долга. Дон Жуан освободил себя от всякой нравственной ответственности. Он соблазняет женщин, губит чужие семьи, цинично норовит развратить всякого, с кем имеет дело: простодушных крестьянских девушек, на каждой из которых обещает жениться; нищего, которому предлагает золотой за богохульство; Сганареля, которому подает наглядный пример обращения с кредитором Диманшем. «Мещанские» добродетели — супружеская верность и сыновнее уважение — вызывают у него лишь усмешку. Отец Дон Жуана дон Луис пытается образумить сына, убеждая, что «звание дворянина нужно оправдать» личными «достоинствами и добрыми делами», ибо «знатное происхождение без добродетели — ничто», и «добродетель — первый признак благородства». Возмущаясь аморальностью сына, дон Луис признается, что «сына какого-нибудь ключника, если он честный человек», он ставит «выше, чем сына короля», если последний живет как Дон Жуан (IV, 6). Дон Жуан перебивает отца только раз: «Если бы вы сели, вам было бы удобнее говорить», однако свое циничное отношение к нему он выражает словами: «Ах, да умирайте вы поскорее, меня бесит, что отцы живут так же долго, как и сыновья» (IV, 7). Дон Жуан избивает крестьянина Пьеро, которому обязан жизнью, в ответ на его возмущение: «Вы думаете, коли вы господин, то вам можно приставать к нашим девушкам у нас под носом?» (II, 3). Он смеется над возражением Сганареля: «Если вы знатного рода, если у вас белокурый парик... шляпа с перьями... то вы от этого умней... вам все позволено, и никто не смеет вам правду сказать?» (I, 1). Дон Жуан знает, что все именно так: он поставлен в особые привилегированные условия. И он доказывает на деле горестное наблюдение Сганареля: «Когда знатный господин еще и дурной человек, то это ужасно» (I, 1). Однако Мольер объективно отмечает в своем герое и интеллектуальную культуру, свойственную знати. Изящество, остроумие, храбрость, красота — это тоже черты Дон Жуана, который умеет очаровывать не только женщин. Сганарель, фигура многозначная (он и простоват, и проницательно умен), осуждает своего господина, хотя часто и любуется им. Дон Жуан умен, он широко мыслит; он универсальный скептик, смеющийся над всем — и над любовью, и над медициной, и над религией. Дон Жуан — философ, вольнодумец. Однако привлекательные черты Дон Жуана, в сочетании с его убежденностью в своем праве попирать достоинство других, только подчеркивают жизненность этого образа.
Главное для Дона Жуана, убежденного женолюба, — стремление к наслаждению. Не желая задумываться о злоключениях, которые его ожидают, он признается: «Я не могу любить один раз, меня очаровывает всякий новый предмет... Ничто не может остановить мои желания. Сердце мое способно любить целый мир» (I, 2). Столь же мало он задумывается над нравственным смыслом своих поступков и их последствиями для других. Мольер изобразил в Дон Жуане одного из тех светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали свое безнравственное поведение определенной философией: наслаждение они понимали как постоянное удовлетворение чувственных желаний. При этом они откровенно презирали церковь и религию. Для Дон Жуана не существует загробной жизни, ада, рая. Он верит только в то, что дважды два — четыре. Сганарель точно подметил поверхностность этой бравады: «Бывают на свете такие подлецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себя вольнодумцев, потому что полагают, что это им к лицу» (I, 2). Однако поверхностный светский либертинаж, столь широко распространенный во Франции в 1660-е годы, у мольеровского Дон Жуана не исключает и подлинного философского вольномыслия: убежденный атеист, он пришел к подобным воззрениям через развитый, освобожденный от догм и запретов интеллект. И его иронически окрашенная логика в споре со Сганарелем на философские темы убеждает читателя и располагает в его пользу. Одной из привлекательных черт Дон Жуана на протяжении большей части пьесы остается его искренность. Он не ханжа, не старается изобразить себя лучше, чем он есть, да и вообще мало дорожит чужим мнением. В сцене с нищим (III, 2), вволю поглумившись над ним, он все же дает ему золотой «не Христа ради, а из человеколюбия». Однако в пятом акте с ним происходит разительная перемена: Дон Жуан становится лицемером. Видавший виды Сганарель с ужасом восклицает: «Что за человек, ну и человек!» Притворство, маска благочестия, которую надевает Дон Жуан, — не более как выгодная тактика; она позволяет ему выпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, от которого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом покинутой им Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, он лишь принял вид порядочного человека. Вообще, Мольера уже давно привлекала тема лицемерия, которое он наблюдал повсюду в общественной жизни. В этой комедии Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия — религиозному. По собственным словам Дона Жуана, лицемерие стало «модным привилегированным пороком», прикрывающим любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Мольер показывает всеобщий характер лицемерия, распространенного в разных сословиях и официально поощряемого. Причастна к нему и французская аристократия.
Создавая «Дон Жуана», Мольер следовал не только старинному испанскому сюжету, но и приемам построения испанской комедии с ее чередованием трагических и комических сцен, отказом от единства времени и места, нарушением единства языкового стиля (речь персонажей здесь индивидуализирована более, чем в какой-либо другой пьесе Мольера). Более сложной оказывается и структура характера главного героя. И все же, несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма, «Дон Жуан» остается в целом классицистской комедией, главное назначение которой — борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображение обобщенных, типизированных характеров.
Роль слуги
Сганарель не только соучастник (пускай и поневоле), но и своего рода «духовник» господина. «Вам ведь известно, — говорит он Дону Жуану, — что прения вами разрешены мне, запрещены только обличения». И он не устает пользоваться предоставленным ему правом с настойчивостью, достойной репортера. Особенный интерес Сганарель проявляет к «символу веры» Дон Жуана: «[С.] Во что вы верите? «...» — [Д.Ж.] Я верю, что дважды два — четыре, Сганарель, а дважды четыре — восемь. — [С.] Недурная вера! Насколько я вижу, ваша религия — арифметика? «...» Но что же, черт возьми, вы меня не перебиваете? Я не могу вести прения, если меня не перебивают». С традиционной точки зрения, отношения между слугой и господином весьма странные. Сганарель пытается фрондировать и требует к себе соответствующего отношения. Комичность сцены подчеркивается переодеванием в платье старого доктора, что, по словам самого Сганареля, придает ему «значительности»: крестьяне принимают его за настоящего лекаря. Во всех диалогах с Дон Жуаном Сганарель играет роль следователя и судьи одновременно, нарушая тем самым им же признанный «контракт» о запрете на обличения. Однако постоянные обвинения в имморализме с его стороны выглядят достаточно банально и являются скорее средством, провоцирующим самые откровенные признания: «[С.] Как! Вы ни во что не верите и все-таки хотите выдавать себя за порядочного человека? — [Д.Ж.] А почему нет? «...» — [С.] Что за человек! «...» — [Д.Ж.] Нынче в этом стыда нет: лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели. Роль благомыслящего человека теперь — лучшая из всех, которые можно играть, и профессия лицемера доставляет удивительные преимущества». Примечательно, что либертен Дон Жуан произносит слова, проникнутые иезуитским духом. Так Мольер совмещает в одном образе черты тех, кто в реальной жизни были противниками: иезуитов и гугенотов, янсенистов; мазаринистов и фрондеров.
В чем же состоят эти «удивительные преимущества»? Для Дона Жуана — это возможность удовлетворить свой гедонизм. Но для очаровывания бесконечной череды женщин, в чем и состоит метафизический смысл донжуановского бытия, требуются деньги. Количество денег должно быть столь же бесконечно, как и количество любовных интриг. Для получения денег Дон Жуан использует все то же основное средство из арсенала либертена — l'esprit de finesse — утонченный ум. В общении с господином Диманшем Дон Жуан буквально продает свое умение нравиться (т.е. первейшее свойство «порядочного человека»): «Лучше заплатить им что-нибудь, а я знаю секрет отпускать их удовлетворенными, не заплатив ни одного дублона». Однако деньги для него — лишь средство. Он их тратит, как и самого себя, не считая. Либертинаж Дон Жуана еще имеет богоборческий характер. Отсюда иллюзия неисчерпаемости его сил. Иное дело Сганарель, отражение Дон Жуана в зеркале фарса. Исчезновение Дон Жуана в адском пламени в финале сопровождается единственным, но столь красноречивым восклицанием Сганареля: «Ах, мое жалованье, мое жалованье!» У «добропорядочного» слуги нет и тени ужаса перед преисподней. Он хорошо усвоил заповеди господина-либертена, прочно уверовал в арифметику как религию. Сганарель конечен. Для него деньги — уже предмет накопления. Его либертинаж — не богоборческий, а накопительский.
Если в «Тартюфе» М. нападал на религию и церковь, то в «Дон-Жуане, или Каменном госте» (Don Juan, ou Le festin de pierre, 1665) он направил острие своей сатиры в самое сердце феодального дворянства. Положив в основу пьесы испанскую легенду о неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы «божеские» и человеческие (см. «Дон-Жуан»), М. придал этому бродячему сюжету, облетевшему почти все сцены Европы, оригинальную сатирическую разработку. Образ Дон-Жуана, этого излюбленного дворянского героя, воплотившего всю хищную активность, честолюбие и властолюбие феодального дворянства в период его расцвета, М. наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII в. — титулованного развратника, насильника и «либертена», беспринципного, лицемерного, наглого и циничного, демонстрирующего глубокое разложение господствующего класса в эпоху абсолютизма. Он делает Дон-Жуана отрицателем всех устоев, на которых основывается благоустроенное буржуазное общество. Дон-Жуан лишен сыновних чувств, он мечтает о смерти отца, он издевается над мещанской добродетелью, соблазняет и обманывает женщин, бьет крестьянина, вступившегося за невесту, тиранит слугу, не платит долгов и выпроваживает кредиторов, богохульствует, лжет и лицемерит напропалую, состязаясь с Тартюфом и превосходя его своим откровенным цинизмом (ср. его беседу со Сганарелем — д. V, сц. II). Такова сущность образа Дон-Жуана, выражающая всю полноту классовой ненависти М. к знатным бездельникам, продолжавшим безнаказанно царить в бесправном французском обществе XVII в. Свое негодование по адресу паразитического дворянства, воплощенного в образе Дон-Жуана, М. вкладывает в уста его отца, старого дворянина Дона Луиса, и слуги Сганареля, которые каждый по-своему обличают порочность Дон-Жуана, произнося фразы, предвещающие тирады Фигаро (напр.: «Происхождение без доблести ничего не стоит», «Я скорее окажу почтение сыну носильщика, если он честный человек, чем сыну венценосца, если он так же распущен, как вы» и т. п.).
Но образ Дона Жуана соткан не из одних отрицательных черт. При всей своей порочности Дон Жуан обладает большим обаянием: он блестящ, остроумен, храбр, и М., обличая Дон-Жуана как носителя пороков враждебного ему класса, одновременно любуется им, отдает дань его рыцарскому обаянию.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По пьесе Ж.-Б.Мольера «Дон Жуан или каменный гость».
Предмет: Литература Западной Европы
Исполнитель: Левит Н.И., гр.31