Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре

Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре чрезвычайно распространена. Это объясняется тем, что метафоризация предоставляет для описания, характеристики нераздельность образа и смысла, допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта.

Метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам. Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин.

Метафора выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов. Исходной для метафоры является функция характеризации.

Теперь на конкретных примерах покажем, как в русской культуре используется метафоризация характеристик женщины.

Уже в фольклоре мы видим прекрасные примеры использования метафор для характеристики женщин – у русского народа женщина и «березонька», и «неописанная краса», тоскующая кукушка (плач Ярославны в «Слове о полку Игореве»), и, пожалуй, самая известная русская метафора для характеристики женщины - лебедушка.

Кстати, эти народные воззрения на женщину есть и в поэзии А. С. Пушкина – вспомним «Сказку о царе Салтане», где царевна

Величава,

Выступает, словно пава,

А как речь-то говорит –

Словно реченька журчит.

Напомним, что пава – это павлин, а сама царевна выступает в образе лебеди.

У Пушкина – огромный набор разнообразных метафор для характеристики женщины – точнее, самых разнообразных женских образов, когда-либо им встреченных. Приведем только один пример – незабываемые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», где женщина предстает

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой крастоты…

А чего стоит пушкинское:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Яркие примеры дает нам поэзия Н. А. Некрасова. Вот уж кто посветил русской женщине множество бессмертных строк. Метафоризация служит Некрасову для обрисовки характера женщины, ее внутреннего мира, характеризует ее как личность со всеми ее особенностями: так, свою любимую женщину Зину Некрасов называет в одноименном стихотворении «дитя», Сашу в одноименной поэме называет «цветком полевым», «голубкой», а в «Коробейниках» девушки - «лебедушки», а главная героиня – «душа-зазнобушка».

Вот, к примеру, стихотворение «Тройка»: для характеристики образа юной русской красавицы Некрасов выбирает такие метафоры, как: «в волосах твоих, черных, как ночь», ее саму называет «чернобровой дикаркой». Таким образом, в данном случае метафоризация характеристики девушки призвана показать ее неугомонный, юный, ничем не стесненный нрав… и эта метафора подчеркивает следующие строки стихотворения, где говорится о том, что ждет в замужестве девушку, как придется покориться и увянуть вольной (пока еще) «чернобровой дикарке».

«Вчерашний день, часу в шестом…» - другое известное стихотворение Некрасова. Для характеристики женщины, молодой крестьянки, гордой, несмотря на свое «низкое» происхождение, Некрасов выбрал такую метафору, как сравнение крестьянки – с Музой:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Эти строки перекликаются с последники строками стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!»:

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

Говоря о тяжелой судьбе русской женщины, Некрасов в стихотворении «Мать», характеризуя душевное состояние героини, называет ее мученицей. А в первых строках поэмы «Саша» Некрасов использует такую метафору:

Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой…

С одной стороны, речь здесь идет о кулике, а с другой – показан образ женщины, матери, какой она видится поэту.

Эти строки перекликаются с другими, ставшими давно крылатыми для русской культуры, где мать представляется поэту плакучей ивой («Внимая ужасам войны…»):

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Мало кто из русских писателей и поэтов так писал о женщине, как Некрасов. Пожалуй, горькая судьба русской женщины – одна из главных тем в его творчестве. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - эти строки давно стали крылатыми. Поэтому чаще всего Некрасов для характеристики своих героинь использует метафоры, подчеркивающие тяжесть их судьбы.

Иной образ женщины вырисовывается у Блока. Женщина у Блока – прежде всего таинственная, величественная, прекрасная. Чаще всего для характеризации своих героинь Блок использует такой прием, как метафоризацию: «звезда мечтаний нежных», «царица блаженных времен», «отзвук забытого гимна», «бред моих страстей напрасных», «живой костер из снега и вина»… Продолжать можно бесконечно, перебирая, как драгоценные камни, все метафоры, которыми Блок в разных произведениях вырисовывает Единый Лик, лик своей Прекрасной Дамы.

Времена меняются, а красота остается. В. Гордейчев, поэт уже советской России, писал:

Полнота скользящих линий –

не могу глаза отвесть:

что-то в женщинах от лилий

удивительное есть.

У В. Цибина метафоры более жесткие:

Ты – как первый полет,

тот, который удался;

ты – как строгий паек,

что в войну выдавался.

Война… Сколько строк сказано о русской, советской женщине, прежде всего – о матери. Вот слова А. Твардовского: «птица-мать» - сразу эта метафора рисует перед нами образ самоотверженной птицы, что своими крыльями защищает птенцов.

А Я. Смеляков в одном своем стихотворении – «Милые красавицы России» - говоря о войне и о мире, подбирает множество красивых слов, чтобы выразить, ярко воплотить в единый образ русской красавицы слова: «юная Джульетта», «Офелия», «Золушка», «русские принцессы»…

Конечно, в данной работе мы осветили только наиболее ярких представителей русской культуры, показав, как они использовали прием метафоризации для характеристики своих героинь. Но некоторые итоги подвести можно.

Ясно, что русская женщина, если исходить из того следа, который оставил ее образ в русской культуре – многолика и многообразна, непостижима и неповторима. Каждый из писателей видел ее по-своему, и каждый использовал различные метафоры, чтобы подчеркнуть характерные черты того образа, которые хотел показать.

В результате русская женщина предстает перед нами и как лебедушка, и как Муза, и как «живой костер из снега и вина», и как «дитя», и как «мимолетное виденье», и как «чернобровая дикарка», и как «гений чистой красоты», и как «душа-зазнобушка», и «лилия», и «плакучая ива», и «голубка дряхлая», и «русская принцесса»…

Впрочем, если продолжать, список окажется практически бесконечным. Главное ясно: метафоризация характеристик женщины в русской культуре служит для того, чтобы наиболее ярко и образно показать и подчеркнуть те или иные черты различных женских образов.

1