Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н. Островский - крупнейший
драматург второй половины 19 века.
"Гроза”
- одно из его
ярчайших произведений.
Оно было написано в 1859 году, во время
коренных перемен, происходивших в
русском обществе.Он один
из первых дал широкое описание купечества
в России. Свою драму “Гроза”,
Александр Николаевич написал под
впечатлением от путешествия по Волге.
И не случайно он
избрал именно такое название для своей
пьесы.
В слове “гроза”
заключен огромный смысл. Гроза— это не
только природное явление, но это и символ
перемен в “темном
царстве”, в том жизненном укладе, который
существовал в течение нескольких веков
в русской жизни.
В центре пьесы -
конфликт представителей “темного
царства” с их жертвами. На фоне прекрасной
спокойной природы рисуется невыносимая
жизнь людей. И главная героиня — Катерина
— не выдерживает гнета, унижения ее
человеческого достоинства. Об этом
свидетельствуют и изменения в природе:
краски сгущаются, надвигается гроза,
небо темнеет. Чувствуется приближение
грозы. Все это является предвестием
каких-то грозных событий.
Впервые
слово “гроза”
звучит в сцене прощания с Тихоном. Он
говорит: “...Недели две никакой грозы
надо мной не будет”. Тихону очень хочется
хоть ненадолго вырваться из атмосферы
родительского дома, вырваться из-под
власти своей маменьки Кабанихи,
почувствовать себя свободным,“на
весь год отгуляться”. Под “грозой”
он понимает гнет матери, ее всевластие,
страх перед ней, а также страх перед
возмездием за совершенные грехи. “Гроза
нам в наказание посылается”, - говорит
Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия
присуща всем героям пьесы, даже Катерине.
Она ведь религиозна и считает свою
любовь к Борису большим грехом, но
поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться
грозы, - так это механик-самоучка Кулигин.
Он даже пытался противостоять этому
природному явлению, соорудив громоотвод.
Кулигин видел в грозе лишь величественное
и прекрасное зрелище, проявление силы
и мощи природы, а не опасность для
человека. Он говорит всем: “Ну
чего вы боитесь, скажите на милость?
Каждая теперь травка, каждый цветок
радуется, а мы прячемся, боимся, точно
напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо
всего-то вы себе пугал наделали. Эх,
народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе
гроза уже началась. А что же происходит
в обществе? Там
тоже не все спокойно — назревают какие-то
перемены. Гроза в этом случае является
предзнаменованием грядущего конфликта,
его разрешения. Катерина уже не в
состоянии жить по домостроевским
правилам, она хочет воли, но у нее уже
нет сил бороться с окружающими. Не
случайно, кстати, появление сумасшедшей
барыни на сцене, которое сопровождается
ударами грома. Она предсказывает главной
героине близкую гибель.
Таким образом,
гроза является толчком к развязке
конфликта. Катерина очень испугалась
слов барыни, ударов грома, приняв их за
знак “свыше”.
Она была очень эмоциональной и верующей
натурой, поэтому просто не смогла жить
с грехом на душе - грехом любви к чужому
человеку. Катерина бросилась в пучину
Волги, не выдержав страшного, тяжелого,
подневольного существования, которое
сковывало порывы горячего сердца, не
смирившись с лицемерной моралью самодуров
“темного
царства”. Вот такие последствия имела
гроза для Катерины.
Надо отметить,
что гроза является еще и символом любви
Катерины к Борису, племяннику Дикого,
потому что в их отношениях есть что-то
стихийное, как и в грозе. Так же, как и
гроза, эта любовь не приносит радости
ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина
- замужняя женщина, она не имеет права
изменять своему мужу, потому что дала
клятву верности перед Богом. Но брак
был совершен, и как ни старалась героиня,
она не могла полюбить своего законного
мужа, который не был способен ни защитить
свою жену от нападок свекрови, ни понять
ее. Но Катерина жаждала любви, и эти
порывы ее сердца нашли выход в привязанности
к Борису. Он был единственным обитателем
города Калинова, который не вырос в нем.
Борис был образованнее других, обучался
в Москве. Он единственный, кто понимал
Катерину, но помочь ей не мог, так как
ему не хватало решимости. Очевидно, это
было не столь сильное чувство, ради
которого можно было пожертвовать
всем. Об этом говорит и тот факт, что он
оставляет Катерину совсем одну в городе,
советует ей покориться судьбе,
предчувствуя, что она погибнет. Свою
любовь Борис променял на наследство
Дикого, которого он никогда не получит.
Тем самым Борис также является частью
калиновского мира.
Островский в своем произведении сумел
показать изменения, происходившие в
русском обществе во
второй половине XIX века. Об этом
свидетельствует и название пьесы
“Гроза”. Но
если в природе
после грозы воздух становится чище,
происходит разрядка, то в жизни после
“грозы” вряд
ли что изменится, скорее всего, все
останется на своих местах.