Роман Е. Онегин - энциклопедия русской жизни
Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, так называемая энциклопедия русской жизни. Стихи в нем не текут непрерывным потоком, а разделены на небольшие строфы, «онегинская строфа» состоит из 14 строк, благодаря этому автор переходит от одной темы к другой.
Автор настолько подробно описывает то время, что мы погружаемся в тот мир, но видим много сходных черт с современностью.
В романе, как и в энциклопедии можно найти всё: и информацию о моде, об образовании, жизни людей разных слоев населения, их намерения, общения, занятия, так же жизнь крепостных людей, в романе есть даже описание, несравненно прекрасной во все времена, русской природы.
В то время, как и сейчас и женщин и мужчины светского общества следили за модой.
Мода была во всем, и в обстановке, и в одежде.
Одежда того времени отличалась от современной как внешним видом, так и названием.
Например, боливар - мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. (Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...) Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев.(Он счастлив, если ей накинет Боа пушистый на плечо) Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.(Здесь кажут франты записные, Свое нахальство, свой жилет...) Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная.(Двойной лорнет, скосясь, наводит На ложи незнакомых дам...) Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.(С платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке...) Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. (И обновила, наконец, На вате шлафор и чепец.) Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.(Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке..) Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.(У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец...)
Мастерство создания и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?
В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.
Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет
Кто там, в малиновом берете
Корсет носила очень узкий
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов»
…Прозрачной сетью кружева
…И, флер от шляпы отвернув,
..Все тот же тюлевый чепец
в дальнейшем заменялся ватным чепец)
Также и прически были важны
Взбивают кудри ей по моде…
Так же автор уделяет большое внимание описанию Москвы и Санкт-Петербурга того времени, и мы легко себе представляем эти картины.
Пушкин подробно описывал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху, прежде всего, бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей. Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была. Московский пейзаж показан в "Евгении Онегине" значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов. Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы - лачужки, монастыри - магазины мод, будки - огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах
Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигли чувства искренней любви, симпатии и теплоты, которые он испытывал к Москве как к городу. Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит.
Я думаю, важно заметить, что Пушкин изображает лишь внешний облик Петербурга. Он показывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. Что же касается души, то светское общество ею мало интересуется.
В романе есть очень точное и красочное описание дворянства 20 годов XIX века, как провинциального так и столичного. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал меткую характеристику представителям этого общества. За добродушием автора часто стоит весьма ироническое описание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дядюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относится к семейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «...был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Его жена происходила из дворянской столичной семьи, но оказавшись в деревне, приспособилась и сама занималась хозяйством. В нескольких словах ей дается точная характеристика: «брила лбы», «служанок била осердясь». Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говорили «...о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа». Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Театры, балы, рестораны — это основное занятие столичного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением. Автор романа подробно познакомил нас с занятиями Евгения Онегина и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света.
Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Онегин. Высший свет может любого перевоспитать в светского человека, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек». Про светское общество автор говорит как бы с иронией. Образование молодые люди получали поверхностное, отсутствует “глубина познаний”. Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов.