Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича "Город в степи"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Агентство образования администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Красноярский государственный университет

Факультет филологии и журналистики

Кафедра истории литературы и поэтики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича “Город в степи”

Выполнила: студентка 3-го курса

ФФиЖ заочного отделения Е.П. Головань

Преподаватель: Г.М. Шленская

Красноярск 2006

Содержание

Введение

    Серафимович и его бессмертный роман

    Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»

      Николай Николаевич Полынов

      Петя

      Елена Ивановна Полынова

      Катя Полынова

Заключение

Литература

Введение

Тема нашей контрольной работы «Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Объект – роман А.С. Серафимовича «Город в степи».

Предмет – образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Выбор темы не случаен. К сожалению, в настоящее время творчество Серафимовича почти забыто. Нам не удалось найти ни одного современного исследования, касающегося, в частности, романа «Город в степи». Однако темы, затронутые в его произведениях, актуальны и по сей день.

Мы поставили перед собой следующую цель – проанализировать образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».

Для ее реализации нам необходимо было:

    изучить имеющуюся критическую литературу;

    проанализировать образы интеллигентов в романе.

Нами было изучено три источника. Наибольший интерес вызвала работа А. Волкова «Серафимович», где дан полный анализ творчества писателя. К сожалению, исследование А. Волкова было издано в 1969 году, поэтому в нем сильна идеологическая составляющая.

1. Серафимович и его бессмертный роман

Писательская судьба Серафимовича, прожившего большую творческую жизнь, тесно связана с судьбой народа на длительном отрезке его истории – начиная с той поры, когда рабочий класс только пробуждался к борьбе, и кончая строительством социализма. На примере творчества Серафимовича мы особенно отчетливо видим преемственность нескольких литературных поколений. На произведения Серафимовича сочувственно откликнулись Г. Успенский, В. Короленко и Л.Толстой. О Серафимовиче как об учителе с благоговением вспоминали многие писатели. Среди них – М. Шолохов.

Серафимович был певцом рабочего класса. Со страниц его произведений, начиная с самых ранних, встают ярко, выразительно очерченные живые образы тружеников – изнемогающих от тяжелой работы, создающих свободное общество.

В дни празднования столетнего юбилея Серафимовича М.А. Шолохов говорил: «Его творчество, наряду с творчеством Горького, Маяковского, Алексея Толстого, Есенина… и других писателей, не будет забыто в нашей стране и за ее рубежами и станет культурным достоянием грядущих поколений…» К сожалению, Шолохов ошибся: в настоящее время очень трудно найти современные исследования по творчеству Серафимовича, а нынешний школьник и совсем не знает этого писателя.

Многие темы и мотивы, которые писатель использовал в очерках, рассказах, пьесах, послужили ему материалом для развертывания монументального полотна – романа «Город в степи». Обличая капиталистический строй, его устои и мораль, Серафимович все яснее сознавал, что в самом развитии капитализма заложены причины его гибели.

Над романом писатель работал несколько лет: с 1906 по 1910 год. «Писал с большими перерывами, - говорил он, - иногда по полгода не брался за рукопись. Параллельно работал над маленькими рассказами. Кое-как первую половину романа сколотил в Москве. Потом, в начале июня 1910 года, уехал с матерью из Москвы на Дон, в станицу Раздорскую, которая лежит на крутой горе, спадающей в Дон. Я нанял на этой горе двухэтажный казачий «курень» (деревянный дом). Крыльцо выходило на Дон. За Доном – без границ луг. Обстановка очень располагала к работе. Не было московской суетни. Можно было уединиться. После работы здесь хорошо было отдыхать…»

Впервые роман «Город в степи» напечатан в журнале «Современный мир», 1912, кн. 1, 2, 3, 4, 5; в 1913 году вышел отдельным изданием в книгоиздательстве «Шиповник», с некоторыми незначительными изменениями, главным образом стилистического характера.

Как художественное целое «Город в степи» - роман эпического звучания. Писатель хотел запечатлеть в нем те классовые столкновения, которые предвещали революционный взрыв. Роман тематически относится к определенному историческому периоду – к концу XIX в. Та задача, которую Серафимович поставил перед собой, - послужила лишь трамплином для более широкого осмысления и изображения жизни. Социальные события образы романа насыщены содержанием того времени, с которым хронологически связано содержание. Содержание же некоторых образов выходит за хронологические рамки, отражает социальные и политические сдвиги, происшедшие позднее.

2. Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»

2.1 Николай Николаевич Полынов

Центральные образы романа – кабатчик, а затем капиталист Захар Короедов и инженер Полынов. Художественное развитие их взаимоотношений и создает атмосферу расслоения города на классы и социальные прослойки.

Полынов, его жена, студент Петя, Катя Полынова – все это представители интеллигенции. Они занимают колеблющуюся позицию между вырастающим в капиталиста Короедовым и рабочими поселка.

В начале романа Полынов конфликтует с рабочими как представитель железнодорожной компании, лишь впоследствии начинается его сложное и мучительное сближение с Захаром Короедовым. Сам Серафимович отмечал: «В лице другого основного героя романа, инженера Полынова, я хотел показать тоже чистый, но, по возможности, не утрированный тип буржуазного специалиста, не смазывая ни положительных, ни отрицательных черт. Я считал необходимым показать, что на деле он является последовательным служителем буржуазного строя. Вопреки своим намерениям. Он делает то, что в конечном счете нужно буржуазии. Отношение его к окружающей действительности – отношение классовое, а не личное…»

Развитие Полынова идет именно от этой борьбы его самим собой, от желания искренне и хорошо относиться к рабочим, защищая, однако, интересы своих хозяев, к полному разрыву с первыми и окончательному подчинению капиталу. Весьма характерна сцена конфликта Полынова с рабочими. В ней дается начало сползания Полынова с позиций отвлеченного гуманизма на позицию защиты собственных интересов.

В начале столкновения с железнодорожными рабочими Полынов искренне, не понимая существа вопроса, не вступая еще в разлад с самим собой, пытается их вразумить. И, как бы отмежевываясь от свои хозяев, он, подавив раздражение, говорит: «Вы не понимаете… Вы должны понять, что это зависит не от меня». [1; с. 116] Тут же к нему приходит осознание своего положения слуги: «Я простой исполнитель». Полынов не может понять, что рабочих интересует не его положение, а их собственная трагическая судьба. Продолжая и далее не понимать, что надо говорить не о себе, а о сути дела, Полынов все более сползает к защите собственного «я», все более отдаляется от рабочих.

Это происходит не просто. Внутренние колебания и переживания Полынова воссоздаются Серафимовичем глубоко аналитически. «Кто виноват?» - задает себе вопрос Полынов. И сам отвечает на него: «Никто!» Хоть он вначале и предполагает искренне. Что можно и нужно найти компромиссное решение, верх над отвлеченным человеколюбием берут социальные мотивы поведения. Сначала это чувство собственного интеллектуального и культурного превосходства над рабочими, затем это мысль. Что другой на его месте уже вызвал бы роту солдат. И, наконец, мелькает мысль: «Нет, с ними только плетью разговаривать». [1; с. 117]

В последующей сцене приезда высшего железнодорожного начальства Полынов изображен писателем уже в другом ракурсе: в отношениях с хозяевами, в стремлении сохранить независимость, сберечь собственное достоинство. При встрече начальства и в беседе с ним Полынов все время пытается подчеркнуть, что понимает, какая дистанция отделяет его от хозяев, и тем не менее он не позволит унизить себя, оскорбить его достоинство: «Один Полынов спокоен, одет, как всегда, - он всегда одет безукоризненно, - отдает приказания обычного порядка или работает в канцелярии. И только когда прибежали в впопыхах и объявили, что поезд подходит, Полынов неторопливо вышел на платформу, как бы говоря: «Хорошо, я выхожу, но это – простой акт вежливости».

« - Здравствуйте, Николай Николаевич! Эта часть пути у вас в прекрасном состоянии.

Полынов слегка наклонил голову, точно говоря:

«Разумеется, иначе и быть не могло…»

И так же сдержанно, точно подчеркивая разделяющую их черту, проговорил:

- Быть может, угодно отдохнуть с дороги?»

Это, считает А. Волков, уже, по сути дела, мысли лакея, готового к обиде, заранее обижающегося.

Рассказывая, как был задуман образ Полынова, Серафимович подчеркивал, что «отношение его к окружающей действительности – отношение классовое, а не личное». Серафимович развивал эти социальные мотивы поведения своего героя в двух планах: в личном – в отношениях Полынова с женой; в общественном – в связях Полынова с Захаром Короедовым, связях очень сложных, ибо и сам Короедов совершает определенную эволюцию как социальный тип.

Встреча Полынова с собственником железной дороги и высшим ее высшим персоналом предваряет его последующее падение – положение слуги Короедова, создающего свой капитал грязными махинациями. Взаимоотношения Захара Короедова и Полынова образуют одну из главных линий в романе, развивающих его сюжет.

Еще будучи кабатчиком, Короедов заманивает Полынова, пытается приручить его любым путем, компрометируя его и в то же время подчиняя своей власти. Такое отношение Короедова к Полынову проходит сквозь весь роман, пока не заканчивается падением Полынова.

Выстрел Полынова в Короедова – начало полного поражения Полынова, создающее резкий перелом и в поведении Короедова. Поправившись от ранения, Короедов постепенно забирает в руки Полынова с помощью «немого» шантажа. Встречая Полынова, он всякий раз ему низко кланяется, произносит слова уважения и добавляет в спину не отвечающему на приветствие Полынову: «Никому не сказывал, не токмо что доносить… будьте благонадежны». [1; с. 176] Но эти слова для Полынова подобны удару бича по обнаженному телу. Он чувствует себя во власти Короедова, но нет в нем воли, чтобы разрубить этот гордиев узел, пойти и донести на себя.

2.2 Петя

Хронологические рамки романа охватывают примерно два десятилетия. Подрастает младшее поколение – Сергей Короедов и Катя Полынова, старятся Захар Короедов, Полынов и его жена. Подъем освободительной борьбы, относящийся, видимо, к концу 90-хт – началу 900-х годов, сменяется общественным упадком и ренегатством интеллигенции после поражения революции 1905 г. Естественно, что уложить широкое социальное содержание в рамки большого по объему романа было необычайно трудно и потребовало от писателя некоторых художественных жертв. Масштабы задуманного Серафимовичем произведения вынудили его прибегать к хронологическим паузам в обрисовке своих персонажей.

События, заключенные в романе, как бы «распирают» его временные рамки. И, тем не менее, сюжетно-композиционная основа романа свидетельствует о блестящей писательской технике Серафимовича. Стремление писателя дать сложный переплет классовых отношений в знаменательную эпоху привело к композиционной «многослойности» романа «Город в степи». При таком построении особенно затрудняется развитие сюжета, становятся необходимыми и многочисленные сюжетные узлы, воедино связывающие судьбы героев, действующих в различных социальных планах романа.

Образ студента Пети, а затем интеллигентного мещанина Петра Ивановича написан с великолепным знанием психологии либерального интеллигента.

В первом портрете студента Пети Серафимович показывает раздвоенность его мироощущения, которая является зародышем последующей противоречивости его социальных взглядов.

Пете присуща смена настроений, различные движения разума и души – все это очень характерные качества для рефлексирующего интеллигента, еще не вышедшего за пределы отвлеченного мироощущения, хотя он и проповедует поверхностно усвоенные социальные взгляды. В соответствии с неоформившимся отношением к действительности и индивидуальными свойствами своего характера Петя колеблется между трезвой, приземленной оценкой жизни («Было два Пети. Один Петя видел все просто и ясно – так, как оно было на самом деле, или, лучше, как оно казалось всем… И все это было скучно, давно всем известно, и, казалось, все на это глазели, зевая и крестя рот. У этого Пети были насмешливые глаза. Он подтрунивал над всеми, словно бес в нем сидел, и ни с того, ни с сего вдруг заводил козловатым, не в тон, голосом: То-ре-а-дор!.. То-ре-а-дор!..

Другой Петя часто одиноко уходил в степь, не оглядываясь. Он идет, а над степью – неумолимо палящее солнце и стоит тонкий неумирающий звон неподвижно-слепящего зноя».).

Выступая перед рабочей массой, Петя искренен и даже находит нужные и просты слова. И тут же возникает мысль индивидуалиста, для которого главное – собственное «я». Он мечтает о том, что имя его «засветится для истории отблеском идеи народного вождя».

Идейный путь интеллигентов в романе – это путь к омещаниванию и окончательному отказу от борьбы, под который подводится некая «философская» база. Студент Петя, кратковременный участник освободительного движения, побывав в ссылке, быстро омещанивается. Он, как Полынов, идет на службу к тому же Короедову, благоустраивает свое мещанское гнездышко.

      Елена Ивановна Полынова

Елена Ивановна – образованная девушка, ныне жена инженера Полынова и жительница глубокой провинции. Она воспитывает дочь и заботится о порядке в доме. Весь ее день заполнен маленькими хлопотами, которые временами для нее теряют какое-либо значение. Тогда она начинает думать о деле брата или о каком-то занятии вне дома: «Зачем же я училась? Зачем было все? Ведь двенадцать лет! Все детство, все девичество ушло на это. Сидела зачем-то по лабораториям, сдавала экзамены, месяцами, бывало, не спала, надрывалась, и вот!»

Желание что-то делать, как муж, как брат, настолько сильно, что Лена просто не задумывается над практической стороной этого дела. Как она будет это делать? Что она умеет? Попытка оказывать медицинскую помощь жителям поселка ни к чему не приводит. «Больным» нужны не лекарства, а деньги: на еду, постройку дома… «Ну, что она… - с тоской думала Елена Ивановна, глядя на ее сухую кланяющуюся спину. – Уж скорей бы говорила, сколько… Теперь Коля и Петя меня засмеют… И как это все глупо, нелепо…» В итоге «народ набился, как сельди в бочку, не только в приемной, но густо, давя друг друга, толклись в коридоре, на крыльце, по лестнице, с потными, красными лицами, с неотрывающимися от запертой двери глазами». Елена Ивановна даже и не предполагала, что все будет именно так. Она ведь хотела помочь. «Вовсе не твоя попытка смешна, - успокаивают ее муж или брат, - а я вспоминаю алчные рожи и разгоревшиеся глаза этого сброда…» Да, люди, жители поселка не такие, какими представляла их себе Лена. Они не понимают и не хотят понять.

И ревнует барыня мужа совсем по-другому: сложнее, изматывающее, страшно. Ее любовь превращается в вечную подозрительность. Считая, что обманута, Елена Ивановна, сама того не желая, стремится к самоуничтожению. А своего мужа «заставляет» пить. «И она металась от окна к окну именно так, как представляла себе раньше: с безумной тревогой, с надеждой, с неподавимым отчаянием». «Точно молнией осветилось перед ней, что это уж давно и что это в страшной форме – один запирается в комнате и пьет систематически и понемногу, чтоб не заметили».

Некогда счастливое семейное гнездышко превратилось в поле боя, «взаимное поедание». «Ну, кто ж виноват?»

Но уйти невозможно. Елена Ивановна доживает свои дни с мужем-алкоголиком и дочкой, «делающей революцию». Она не понимает, как так получилось. Она «не оправдала надежд» и «очень несчастна».

3.4 Катя Полынова

Катя, на наш взгляд, дана схематически. Она воплощает дух времени: стремиться «освободить» рабочих, кормя детей из поселка и поддерживая выступления железнодорожников. Идя по стопам своего «великого» дяди, девушка организовывает своеобразный кружок. Только входят в него не одни интеллигенты, обремененные воспитанием и образованием, но и дети тех самых рабочих, сын бывшего накопителя Захара Короедова Сергей.

Она легко загорается, вся в порыве, в ожидании. Однако кончит она, «как все кончают» - уверен Петр Иванович – выйдет замуж. И домик у нее свой будет…

Заключение

А. Луначарский писал: «Город в степи» - это роман, достойный Бальзака. Перед нами громадный организм города, возникшего около железной дороги и быстро растущего, так что меняется не только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательный тип».

Ведущая сила в романе – рабочие. Это их самосознание просыпается, это они стремятся к переменам. Интеллигенты же играют роль фона: им кажется, что они делают очень многое, почти главное, что все это для того, чтобы другим было хорошо. Но на самом деле все для собственного «благоудовлетворения». Не больше…

Литература

    А.С. Серафимович. Избранные сочинения. Т. 2. Романы и повести. – М., Государственное издательство художественной литературы, 1950. – 504 с.

    Александр Серафимович Серафимович: Памятка читателю/Сост. Н.П. Ждановский; Редактор Л.Е. Белозерская. – М., 1953. – 32 с.

    Волков А. А.С. Серафимович. Очерк жизни и творчества. – М., «Просвещение», 1968. – 239 с.