Жизнь и творчество Блока (работа 1)

Реферат

на тему:

Жизнь и творчество Блока

Работу выполнила

ученица 9 класса

МОУ СОШ № 14

Ревякина Яна.

Учитель: Быкова Н. А.

Просянка 2009

Блок Александр Александрович (18801921)

Крупнейший русский поэт Серебряного века, чье творчество определило многие магистральные пути русской поэзии XX века, Блок был и остается «целой поэтической эпохой» (В. Маяковский), прочно связанной с национальной культурой. Отец Блока был профессором права Варшавского университета и еще до рождения сына оставил семью. Мать — переводчица и детская писательница. Детство Блока прошло в доме деда — бывшего ректора Петербургского университета, профессора-ботаника А. Н. Бекетова — летом в подмосковном родовом имении Шахматове, зимой в петербургской квартире, но постоянно в кругу известных людей того времени. По окончании Введенской гимназии (1891 — 1898) Блок поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 году переходит на филологический факультет, который заканчивает в 1906 году по славяно-русскому отделению.

«Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации», — писал Ю. Тынянов. Каждое стихотворение Блока включает лишь один момент из духовной биографии лирического героя, и для постижения его пути в целом оно должно быть соотнесено с включающим его стихотворным циклом, книгой, наконец, быть прочитано в контексте всего творчества поэта.

Первая книга этого «романа в стихах» получила название «Стихи о Прекрасной Даме» (1898—1904) и вобрала ранние стихи Блока, распределенные по трем Циклам: «Ante Lucem » (1898—1900) (перед светом), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1903) и Распутья» (1902—1904). Это стихи мистического порыва юного поэта к Любви, Красоте и Истине, порыва, в основном слепого по отношению к неодухотворенным темным сторонам жизни. Биографическая основа книги — история любви Блока к его будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Блок познакомился с ней летом года в имении Менделеевых Боблово во время игры в> >любительской постановке «Гамлета». Сохранившиеся настроения, впечатления от знакомства преломились в первом цикле книги. Среди основных источников и образов книги — средневековый рыцарский культ Прекрасной Дамы, лирика Данте, посвященная его любленной Беатриче, стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...», «Мадонна» и другие. А также философия и поэзия старшего современника Блока — религиозного мыслителя Владимира Соловьева, утверждавшего существование еще одной ипостаси Божествен­ной троицы — Божественной мудрости, Софии, и видевшего в земной любви отблеск любви небесной.

Вторая книга трилогии, состоящая из семи разделов, называется «Нечаянная Радость» (1904—1908) и включает в основном стихи сборника «Нечаянная Радость» (1907), «Снежная маска» (1907) и «Земля в снегу» (1908). Через городские трущобы и злачные места (цикл «Город») — «к отчаянию, проклятиям, возмездию». Биографическая основа книги — переезд в 1903 году молодой семьи Блоков в Петербург. Этот брак был по-особому воспринят поэтами-символистами: они увидели в нем воплощение своих сокровенных чаянии — мистический брак Рыцаря и его Прекрасной Дамы, Поэта и Девы, Облаченной в Солнце, Небес и Земли. Однако вскоре отношения между Блоком и его же осложняются, зимой 1906—1907 года она увлекается поэтом А. Белым, впрочем, вскоре принимает решение остаться с мужем. «Ты в поля отошла без возврата./ Да святится имя Твое!» — словно предчувствуя разрыв, напишет Блок в апреле 1905 года в стихотворении «Молитва», которое откроет собой второй том лирики поэта. Появляется драматическое увлечение и в жизни Блока актриса Н.Н. Волохова, которой он посвящает сборник маска» и цикл «Фаина» (1906—1908), а также драму - «Песня Судьбы» (1908).

К стихам второго тома Блок отнесется неодобрительно. Одно из лучших стихотворений этого периода «Незнакомка» (1906). В целом, стихотворения 2 тома более конкретны, «вещны»: поэт открыл для себя реальность в ее предметном многообразии.

Третий том стихов – предчувствие надвигающихся «невиданных» перемен, неслыханных грабежей. Стихи – «Я пригвожден к гранитной стойке…», «Как тяжко мертвецу среди людей…».

Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» Лермонтова, которую «не победит рассудок» (см.: «Грешить бесстыдно, непробудно...). Более того, все чаще образ России открывает его скрытое родство с образом небесной возлюбленной ранних стихов Блока. Россия для поэта — особая страна, не принадлежащая ни Западу, ни Востоку, со своим, особым путем. Символичен образ нового единения России, начала ее возрождения из пепла в одном из лучших подциклов этого периода «На поле Куликовом» (1908), вошедшего в предпоследний цикл третьего тома «Родина» (1907—1916). Однако идущее из глубин народной культуры отношение к Родине как к матери переосмысляется поэтом: в: первом стихотворении этого подцикла «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (1908) он обращается к Руси: «Жена моя». В этом откровении — не слепая сыновняя любовь к матери, ведь поэт, человек ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней есть результат со­знательного выбора, родство душ, а не крови, другими словами, — особая ответственность за свою возлюбленную — Родину. Многие исследователи пришли к выводу, что поэтическая Куликовская битва в цикле происходит не между Ордой и Русью, а между двумя полярными началами в душе любого русского человека: началом стихийным, разрушительным — и духовным, созидательным. Герой этих стихотворений — одновременно и воин Куликовского сражения, и лирический двойник самого поэта, его современник, ведущий «вечный бой» с самим собой, с темной стороной своей души. Только в этом видит Блок залог возрождения России.