Жанры поздравлений. К постановке проблемы
Жанры поздравлений. К постановке проблемы.
Теория и практика речевого общения испытывает необходимость в информации как о становлении разных жанров поздравлений в истории отечественной культуры, так и об особенностях их функционирования в настоящее время.
Прихотливую историю интересующих нас жанров мы прослеживаем с XVII века. Правилом составления поздравлений обучали уже в Киево-Могилянской академии. Ее воспитанники должны были уметь, как писал Ф.Прокопович, “прилично поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и торжественным образом встречать известные годовые праздники” [Цит. по: Граудина, Миськевич 1989: 23]. Поэтому поздравительные речи сочинялись и произносились не только на занятиях по риторике, но и по заказу на официальных мероприятиях. Заметим, что поздравительные письма поэтика предписывала составлять в стихах.
В просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых манер, но и соблюдения правил хорошей, а порой даже и изысканной речи. В 1708 году под патронажем «всепресветлейшия великия государыни, ея императорского величества Екатерины Алексеевны» выходит первое печатное руководство по составлению эпистолярных сочинений – переводный письмовник, давший начало «кумплиментарной» переписке. Он содержал 130 образцовых писем, в том числе и поздравительных, и обучал галантному слову частных посланий. Естественно, издание было предназначено для читателей высшего света.
Эпистолярное наследие XIX века, в том числе и письма-подзравления, что создавалось в соответствии с рекомендациями многочисленных письмовников, кабинетных и купеческих секретарей, также отличает изысканная светская речь, строгая нормативность языковых средств и устойчивость жанров. Однако детальный анализ частной переписки – задача будущих исследований.
В советскую эпоху поздравления – это юбилейные речи, произносившиеся публично, поздравительные адреса, которые составлялись от имени коллектива, фиксировались письменно и оглашались публично, и частные поздравления, писавшиеся на открытках; последний жанр относится к числу наиболее распространенных. Поводом для написания открыток были семейные и государственные праздники: Новый год, 8-е Марта, 1-е Мая и др.
Смысловая близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным. На поздравительных открытках даже стали печатать стандартные тексты, оставляя место для имени адресата.
Но если в XVIII веке следование образцам способствовало развитию языковой и общей культуры носителей языка, то в XX веке клишированность текста создавала впечатление «отписки»; другими словами, стандартизированные поздравительные тексты оказались неспособны выполнять ту функцию, ради которой они создавались.
Необходимое в этой ситуации преодоление стандарта осуществлялось по двум направлениям. Во-первых, приходилось пользоваться услугами текстовиков, умевших создавать личностно ориентированные приветственные адреса и юбилейные речи. Во-вторых, процветало составление «тетрадок», включавших интересные прозаические и поэтические варианты дружеских поздравлений.
В настоящее время эта сфера речевого общения, как и многие другие, динамично развивается. Значительно возросло количество поводов для поздравлений. В их ряду и Пасха, и День Святого Валентина, и самые неожиданные личные поводы – даже просто ясный, солнечный день.
В частных поздравлениях возрастает доля публичности. Поздравители нередко прибегают к радиопередачам Стол заказов на Русском радио или Презент на Европе плюс. Так, обращаются с приветствиями даже к тем, кто находится рядом в момент телефонного звонка на радио. В таких случаях текст оказывается очень коротким и спонтанным, поэтому грешит стандартными языковыми формами: “Я хочу поздравить мою жену Таню с Днем рождения. Я ее очень люблю! Желаю ей здоровья, успехов и процветания” (Презент: Европа плюс). Но публичность обращения и завершающий его подарок – заказанная песня сохраняют торжественность жанра.
Еще одна новая форма поздравления – бегущая строка на ТВ. В силу высокой стоимости такой текст, как правило, сводится к одному – и очень короткому – предложению: “Поздравляем Анну Сергеевну с рождением внука!”. Передают поздравления также при помощи пейджеров и Интернета.
Особую популярность среди молодых приобрели поздравления, как и ‘записочки’, в местных газетах. Эти прозаические и стихотворные тексты имеют четкую адресатную направленность и составляются самими поздравителями. В таких публикациях находим и обращения по кличкам, и выражения из молодежного жаргона: “Наташка! Ты клевая девчонка! С Днем рождения тебя, малыш”. Еще пример: “Мусик-пусик, мама и папа поздравляют тебя с Днем рождения. Не забывай, что мы тебя любим”.
Итак, богатая история и динамичное состояние жанров поздравлений в настоящее время обещают при их детальном изучении содержательные выводы.
Литература
Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич Теория и практика русского красноречия. М., 1989.