Гончаров Иван Александрович (работа 2)
Гончаров Иван Александрович
(1812-1891)
"Чтение было моей школой..."
И. А. Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги, "невообразимую смесь ... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.
Гончаров входил в литературу нерешительно,
переживая глубокие сомнения в своих
силах: "кипами исписанной бумаги ...
топил печки". В 1842 он написал очерк
"Иван Савич Поджабрин", напечатанный
лишь шесть лет спустя. В 1845 Гончаров
напряженно работал над романом, который
передал В. Г. Белинскому "для прочтения
и решения, годится ли он". Этот роман
"Обыкновенная история" вызвал
восторженную оценку критика и его
окружения; в нём конфликт между "реализмом"
и "романтизмом" предстает как
существенная коллизия русской жизни.
Напечатанный в "Современнике" в
1847, роман принес писателю настоящее
признание. Столкновение двух центральных
героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника,
олицетворяющих трезвый практицизм и
восторженный идеализм, воспринималось
современниками как "страшный удар
романтизму, мечтательности,
сентиментальности, провинциализму"
(Белинский). Однако автор рисовал с
иронией не только прекраснодушие и
ходульное поведение запоздалого
романтика. В. П. Боткин, справедливо
замечая, что в романе достается и голому
практицизму, что художник "бьет обе
эти крайности", признавался: "Я
ничего не знаю умнее этого романа".
Десятилетия спустя антиромантический
пафос становился все менее актуальным,
и следующие поколения воспринимали
роман иначе как самую "обыкновенную
историю" охлаждения и отрезвления
человека, как вечную тему жизни.
Многомерность авторской позиции и
изощренность психологического анализа,
ставшие устойчивыми чертами поэтики
Гончарова, объясняются отчасти и
своеобразным автобиографизмом романа:
каждый из героев-антиподов психологически
близок писателю, представляя разные
проекции его душевного мира.
В
1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала
Е. В. Путятина отправился в кругосветное
плавание на фрегате "Паллада".
Секретарские обязанности отнимали
много сил, тем не менее, уже во время
экспедиции "явилась охота писать",
и Гончаров "набил целый портфель
путевыми записками". Они сложились
в итоге в книгу очерков, печатавшихся
в 1855-1857 в периодике, а в 1858 вышедших
отдельным изданием под названием "Фрегат
"Паллада" в виде «своеобразного
дневника писателя». У Гончарова с детства
был вкус к литературе путешествий, и
здесь он выступил истинным мастером
этого жанра. "Параллель между своим
и чужим", острые впечатления от встречи
с другими культурами (главным образом
с британской и японской), привычка все
"прикидывать" "на свой аршин"
обеспечили заинтересованное внимание
русского читателя к этим очеркам. Н. А.
Добролюбов восхищался остроумием и
наблюдательностью "блестящего,
увлекательного рассказчика".
По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной".
«Я был счастлив успехом "Обломова"»
Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова", "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина ... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Судьба главного героя была раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.
"Обрыв" (1868-69) был задуман еще в 1849
как роман о сложных отношениях художника
и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился
новой проблематикой, рожденной
пореформенной эпохой. В центре произведения
оказалась трагическая судьба революционно
настроенной молодежи, представленной
в образе "нигилиста" Марка Волохова.
Уже символическое название романа,
найденное на самом последнем этапе
работы, свидетельствовало об авторском
неприятии общественного радикализма.
Издания левой ориентации возмущенно
реагировали на роман, отказав автору в
таланте и в праве суда над молодежью,
пройдя мимо глубокой трактовки любовной
темы, поисков нравственного идеала
(особенно женских образов) и критики
нигилизма в "Обрыве". Напряженный
конфликтный фон, не свойственный обычно
Гончарову-романисту, диктовался острой
постановкой проблемы свободы в любви:
борьба главной героини со страстью,
столкновение нравственных императивов
с силой любовного влечения дали Гончарову
богатый материал для глубокого
психологического анализа.
После
"Обрыва" имя Гончарова редко
появлялось в печати. Он ограничился
публикацией лишь нескольких мемуарных
очерков и литературно-критических
статей, среди которых выделяется
"критический этюд" "Мильон
терзаний" (литературно-критическая
статья 1872 г.), посвященный постановке
"Горя от ума" А. С. Грибоедова на
сцене Александринского театра, ставший
классическим разбором комедии. Гончаров
предложил столь глубокую трактовку
психологической и драматической природы
"Горя от ума", что ни один историк
литературы в дальнейшем не обошел
вниманием его анализ. Сам писатель
болезненно переживал творческое молчание
последних десятилетий. Его письма тех
лет рисуют образ одинокого и замкнутого
человека, необычайно тонкого наблюдателя,
сознательно сторонящегося жизни и
вместе с тем страдающего от своего
изолированного положения…