Новеллы эпохи Тан (работа 1)

_@Новеллы эпохи Тан __Дубаков Сергей, 132 гр.

─────────────────────────────────────────────────────────────────

В эпоху Тан объединенный Китай стал на время могущественной и

процветающей империей. В это время большое развитие получили раз-

личные виды науки, искусства, в том числе и китайская проза. Рос-

ло количество книг и библиотек - этот период можно назвать време-

нем культурного расцвета Китая.

В танской новелле складывается основной образ героя прозы это-

го периода - им становится молодой человек - студент. (В произве-

дениях предыдущих периодов такого определенного образа не сущес-

твовало - героем мог быть и чиновник, и монах, и простой

человек.) И это не удивительно - ведь в те времена большое рас-

пространение получают идеи Конфуция о том, что благородный чело-

век должен служить государству. Огромное количество молодых лю-

дей стремится сдать экзамены для получения чиновничьей должности.

В этой работе я попытался проанализировать две новеллы эпохи

Тан : Бо Син-Цзянь "Жизнеописание красавицы Ли" и Юань Чжэнь

"Жизнеописание Ин-Ин". И та и другая новеллы представляют собой

короткие истории о любви. Героями обоих является молодой человек,

студент.

Герой "Жизнеописания красавицы Ли" студент Чжэн влюбляется в

певичку Ли, женится на ней, несмотря на разницу сословий. Ли ра-

зоряет его, бросает, но через некоторое время она встречается с

ним уже на грани его голодной смерти, берет его к себе, заботит-

ся о нем и вновь выводит в люди. Автор заявляет идею о том, что

человек может быть благородным, независимо от его сословия и лю-

бовь - это чувство, не знающее сословных границ. Интересен и сам

основной образ новеллы - ведь по сути своей он очень демократи-

чен - можно ли представить продажную певичку героиней, скажем,

античных произведений ?

Особенность такого рода новеллы в краткости, "трафаретности"

изложения чувств героев. Такого рода произведения, мне кажется,

еще далеки от художественного повествования, к которому привыкли

мы на основе современной прозы.

Новелла "Жизнеописание Ин-Ин" уже более сложна и поэтому бо-

лее интересна. В ней описываются чувства студента Чжана и его

двоюродной сестры Ин-Ин. Их любовь осложняется тем, что, видимо,

браки между такими близкими родственниками в Китае были запреще-

ны. В этой новелле чувства героев уже показываются более глубоки-

ми, недаром герои пишут друг другу лирические стихи, которые и

приводятся в повествовании. Любовь их настолько глубока, что да-

же после того, как и Чжан женился, а Ин-ин вышла замуж, она напи-

сала своему возлюбленному стихотворение :

_ ... И если к нам вернетесь снова,

_ Прошу вас только об одном :

_ Любовь, что вы мне подарили,

_ Отдайте молодой жене ...

Вообще говоря, новеллы Танского периода еще трудно назвать

полноценными художественными произведениями, однако, они пред-

ставляют собой яркие образцы прозы этого периода Китая и могут

быть интересны и с литературной, и с культурной, и с историчес-

кой точки зрения.